Физические упражнения, используемые для коррекции
сколиотической деформации:
1. Упражнения на создание мышечного корсета (укрепление мышц спины и брюшного пресса).
2. Упражнения в балансировке, которые способствуют правильному положению туловища, равномерной нагрузке на позвоночник, тренировке координации движений.
3. Упражнения в разгрузке позвоночника, то есть лежа на спине, на животе и стоя на четвереньках— при выполнении этих упражнений уменьшается напряжение мышц, тело приобретает наибольшую площадь опоры, обеспечивающую устойчивое равновесие. Разгрузка позвоночника является необходимым условием для специального общего и локального воздействия на него. Уменьшение давления на позвоночник тяжести головы, плечевого пояса, статического напряжения мышц и внутренних органов уменьшает нагрузку на связочно-мышечный аппарат, обеспечивает мобилизацию всей двигательной системы позвоночника. Положение разгрузки не только позволяет более эффективно воздействовать на зону костной деформации, но и улучшает крово- и лимфообращение в окружающих мышцах и связках.
4. Корригирующие упражнения — упражнения, направленные на коррекцию имеющейся деформации с помощью специальных активных и
пассивных упражнений. Особенно важно сочетать эти упражнения
с активной волевой коррекцией осанки и с упражнениями, корригирующими деформацию в сагиттальной плоскости. Специальные
упражнения могут быть как симметричными, так и асимметричными,
направленными на укрепление мышц на выпуклой стороне дуги и
расслабление, растягивание мышц на вогнутой стороне.
5. Игры и элементы спорта используются для положительного психоэмоционального воздействия на ребенка, повышения интереса к
занятиям, самостоятельности, инициативы, настойчивости.
6. Дыхательные упражнения — воспитание правильного дыхания является обязательным звеном в цепи корригирующих упражнений,
а также способствует общему укреплению организма.
Выработка правильного дыхания ведет к усилению процессов окисления — в большем количестве доставляется кислород к тканям и органам, удаляется углекислый газ. Глубокое дыхание регулирует процессы
кровообращения, повышает обмен веществ, увеличивает подвижность
грудной клетки и диафрагмы.
При вдохе благодаря сокращению дыхательной мускулатуры объем грудной клетки увеличивается в трех направлениях: горизонтальном, боковом и вертикальном. При выдохе происходит напряжение мышц брюшного пресса, диафрагма поднимается, а мышцы грудной клетки расслабляются.
Сила дыхательной мускулатуры в состоянии покоя используется в небольшой степени, но при выполнении различных физических упражнений наступает усиление дыхания, вызывая работу межреберных мышц, в результате чего они укрепляются. Наиболее физиологичным является дыхание через нос. Вдох должен происходить постепенно, плавно, без рывков и быть короче выдоха. При вдохе несколько выравнивается грудной кифоз, а при выдохе немного сглаживается поясничный лордоз. Таким образом, тренировка правильного дыхания ведет к активной коррекции деформаций позвоночника и грудной клетки.
7. Упражнения в самовытяжении снимают нагрузку с позвоночно-двигательных сегментов, растягивают связки, освобождают от сдавления межпозвонковые диски, увеличивают объем движений позвоночника, способствуют формированию правильной осанки.
8. Общеукрепляющая гимнастика необходима для оздоровления, укрепления опорно-двигательного аппарата и общего физического состояния детей.
Методические рекомендации
К занятиям ЛФК
1. Перед началом занятий ЛФК уточнить наличие и локализацию искривления, количество и вершины дуг, торсию позвонков, состояние окружающих мышц, функцию сердечно-сосудистой системы и на основе полученных данных составить план лечения.
2. Подбор упражнений должен базироваться на принципе их целесообразности, с соблюдением основного правила: «Не навреди». Эти упражнения могут быть как симметричными, так и асимметричными, но они должны быть строго дифференцированы и показаны в каждом конкретном случае.
3. При близко расположенных вершинах искривления, когда дуги очень короткие, лучше отказаться от корригирующих асимметричных упражнений и перейти на симметричные движения, чтобы не увеличить искривление.
4. При близком расположении вершин искривления можно усилить действие упражнений за счет волевой коррекции, укороченного рычага конечностей при хорошей фиксации выше- и нижележащих отделов позвоночника.
5. При выполнении корригирующих упражнений для поясничного отдела грудной отдел позвоночника фиксируют с помощью рук (руки в упоре или в стороны, с гантелями и пр.); для придания тазу большей устойчивости необходимы разведение и фиксация ног.
6. Не рекомендуется выполнять упражнения, усиливающие поясничный
лордоз, допускается только умеренное понимание головы, плечевого пояса и ног в исходном положении лежа на животе и прижатие поясницы к полу в исходном положении лежа на спине.
7. Задачи создания мышечного корсета и формирования навыка правильной осанки необходимо решать параллельно.
8. При выполнении упражнений в любых исходных положениях всегда надо обращать внимание на ровное положение туловища (самовыравнивание), обучать овладению мышцами, выполняя при необходимости волевое напряжение и расслабление мышц, а также самовытяжение.
9. Важно, чтобы все упражнения дети делали не автоматически, а осознанно, с пониманием смысла движений.
Вподготовительной частизанятия необходимо устранить скованность движений, улучшить функцию кардиореспираторной системы,сформировать навык правильной осанки.
В основной частизанятия упражнения выполняются вначале в вертикальном положении (около 5—7 минут), затем в горизонтальном. В исходном положении лежа на спине и лежа на животе упражнения начинают с выравнивания туловища с помощью активной коррекции. Специальные упражнения направлены на укрепление мышц и создание мышечного корсета, а также на воспитание правильного дыхания и тренировку вестибулярного аппарата и равновесия. В середине основной части занятия можно также включать упражнения со снарядами и на снарядах (наклонная плоскость, гимнастическая скамейка, мячи, гимнастические палки, утяжелители, гантели). В конце основной части занятия с целью переключения детей на положительные эмоции вводятся игры, повышающие настроение, активность, усиливающие работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшающие координацию движений, ритмичность, быстроту реакции.
Взаключительной частизанятия должна быть снижена нагрузка на кардиореспираторную систему и нервно-мышечный аппарат, уже не требуется выполнение специальных упражнений. Дыхательные упражнения сочетают со спокойной ходьбой, выравниванием осанки, проверкой ее у зеркала и малоподвижными играми.
Методические особенности