Раздел 2. Методология и методы педагогических исследований
Тема 2.1. Понятие методологии педагогики
Сущность понятия «методология педагогики». Сущность системного подхода.
Сущность личностно-ориентированного подхода. Представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Признание уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Опора в воспитании на саморазвитие задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Сущность деятельностного подхода. Обучающийся как субъект познания, труда и общения. Деятельностный подход в системе образования
Сущность культурологического подхода. Развитие социокультурного, интеллектуального и нравственного потенциала личности, создание условий для самоопределения учащегося в культурной среде, овладение обучающимися не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой.
Сущность аксиологического подхода. Человек как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе).
Тема 2.2. Основные методы педагогических исследований
Основные методы педагогических исследований. Изучение литературы и других источников. Наблюдение и способы его реализации. Беседа. Опрос. Проведение интервью и анкетирования. Тестирование. Изучение продуктов деятельности. Оценивание. Экспертное оценивание. Эксперимент.
Раздел 3. Теория обучения
Тема 3.1. Дидактика как теория обучения
Понятие «дидактика». История развития дидактики. Дидактика как система. Основные дидактические понятия: образование, обучение, изучение, освоение, преподавание и учение. Обучение в целостном педагогическом процессе. Движущие силы процесса обучения. Функции обучения. Обучение и развитие, обучение и воспитание, обучение и творчество. Опыт личности. Знания, умения, навыки, привычки.
Тема 3.2. Методологические основы обучения
Национальная идея в образовании. Образовательные результаты. Образ человека. Современные концепции обучения, их краткая характеристика.
Тема 3.3. Деятельность педагога и учащихся в процессе обучения
Деятельность педагога: прогнозирование, проектирование, планирование, конструирование, организация учебной деятельности обучающихся, стимулирование, контроль и анализ результатов. Деятельность обучающихся: принятие учебных целей и задач, осуществление учебной деятельности, самоуправление. Учащийся как полноценный субъект целенаправленной учебной деятельности.
Тема 3.4. Логика учебного процесса. Виды обучения
Логика учебного процесса. Структура процесса усвоения: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление и применение. Виды обучения. Особенности традиционного, активного и интерактивного обучения. Инновационное обучение.
Тема 3.5. Законы, закономерности и принципы обучения
Нормативные элементы дидактики. Законы и закономерности обучения.
Принципы обучения как система. Основные (традиционные) дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, научности, связи теории и практикой.
Тема 3.6. Теория развивающего обучения
Сущность теории развивающего обучения. Характеристика различных теорий о соотношении обучения и развития. Основные идеи Л.С. Выготского. Уровень актуального развития и зона ближайшего развития.
Дидактические системы Л.В. Занкова, Эльконина-В.В. Давыдова, их сущность и дидактические принципы.