Практические умения и навыки
Параметры изучения | Ф.И. ребёнка | Ф.И. ребёнка | ||
начало года | конец года | начало года | конец года | |
Навык использования всех пальцев рук в действиях с мелкими предметами (монетками, палочками, карандашами, шарами и др.) | ||||
Умение находить способ выполнения простых движений под зрительным контролем | ||||
Умение владеть своим телом на основном уровне | ||||
Навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук и ног под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений | ||||
Умение взаимодействовать с партнёром, согласовывать свои движения с движениями партнёра | ||||
Умение выполнять действие на основе сформированного плана | ||||
Развивать конструктивные и художественные способности | ||||
Развить мелкую моторику рук и подготовить руку к письму |
Диагностика достижений детьми планируемых результатов:
Карта сенсомоторного развития ребёнка для детей 2-7 лет.
Карта сенсомоторного развития для детей 2 лет | ||||||||||||||||
Равновесие | Координация движений | Скоординированность действий | Ориентация | Моторика пальцев | Рисунок человека | |||||||||||
Дотянуться до предмета, вставая на цыпочки. | Коснуться пальцем руки кончика носа | Хлопать в ладоши и притопывать одновременно | Пройти в определённую точку пространства | Взять кубик большим и указательным пальцем. | Нарисовать человека по инструкции | |||||||||||
Карта сенсомоторного развития для детей 3 лет | ||||||||||||||||
Равновесие | координация | Моторика руки | Двигательные автоматизмы | Рисунок квадрата | ||||||||||||
Стоять на одной ноге в течение 2 сек. | Мяч ловить и бросать. | Разворачивать конфету | Прыгать на одной ноге | Нарисовать квадрат | ||||||||||||
Карта сенсомоторного развития для детей 4 лет | ||||||||||||||||
Равновесие | Координация | Тонкая моторика | Моторика пальцев | Автоматизм движений | ||||||||||||
Пятка правой ноги примыкает к носку левой ноги. Стопы расположены на прямой линии, руки вдоль туловища. 15 сек. | С закрытыми глазами коснуться указательным пальцем правой руки кончика носа и мочки левого уха, для левой руки-мочки правого уха | На стол ставиться коробка размером 10х10см. на расстоянии 5см от неё в беспорядке раскладывают 20 монет (диаметр 2см). по сигналу ребёнок укладывает все монеты по одной в коробку. | Указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описать в воздухе круги одинакового размера в противоположных направлениях. 10сек | Взрослый предлагает ребёнку протянуть руку для приветствия. | ||||||||||||
Правая рука | Левая рука | Ведущая рука | Другая рука | 10сек. | Правая\ Левая | Две руки | ||||||||||
Нос\ ухо | Нос\ ухо | 15сек. | 20сек. | |||||||||||||
Карта сенсомоторного развития для детей 5 лет | ||||||||||||||||
Равновесие | Координация | Тонкая моторика | Моторика пальцев | Автоматизм движений | ||||||||||||
Сохранить заданную позу (устоять на носках) с закрытыми глазами. 10 секунд. | Прикасаться по очереди концом большого пальца к кончикам пальцев той же руки, начиная с мизинца, и потом - в обратном направлении; выполнять в подвижном темпе, сначала для правой руки, потом для левой. | Скатать шарики из листа папирусной бумаги размером5х5см. Рука вытянута вперёд, помощь другой руки отсутствует. | «Смотай клубок».Предлагается намотать нитку(2м)на катушку. | Преодолеть расстояние 5м. прыжками на одной ноге (другая нога согнута в колене), сохраняя прямолинейность движения. Отклонение от воображаемой прямой не должно быть более 50см | ||||||||||||
Ведущая рука 15сек | Другая рука 20сек | |||||||||||||||
Ведущая рука 15сек. | Другая рука 20сек | |||||||||||||||
Карта сенсомоторного развития для детей 6лет | ||||||||||||||||
Равновесие | Координация | Тонкая моторика | Моторика пальцев | Автоматизм движений | ||||||||||||
Устоять на одной ноге в течении 10сек.; другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90градусов. Потом другой ногой. | Ребёнок должен поразить мячом цель размером 25х25см с расстояния 1,5м (диаметр мяча 8см) | Нарисовать вертикальные прямые линии | Разложить 36 карточек одной рукой на 4 кучки | Время выполнения задания – 15сек вернуться назад, в и.п. | ||||||||||||
Ведущая рука 35сек | Другая рука 45сек | |||||||||||||||
Карта сенсомоторного развития для детей 7 года | ||||||||||||||||
Равновесие | Координация | Тонкая моторика | Моторика пальцев | Автоматизм движений | ||||||||||||
Сохранить равновесие в течение 10секунд, сидя на корточках на носках с закрытыми глазами и вытянутыми горизонтально вперёд руками. | Кладут на стол лабиринт, правой рукой ребёнок берет карандаш и по звуковому сигналу начинает вести карандашом непрерывную линию, пока не дойдет до выхода из лабиринта. | Намотать нить (2м) на катушку | Вдеть шнурок в ботинок, зашнуровать крест - на - крест, завязать ботинок. | Преодолеть расстояние 5м. прыжками на одной ноге , продвигая перед собой носком ноги коробок спичек сохраняя . Отклонение от воображаемой прямой не должно быть более 50см | ||||||||||||
Ведущая рука 15сек | Другая рука 20сек | |||||||||||||||
Формы и методы контроля
Проводится два раза в год: включают в себя диагностику равновесия, координации движения, скоординированности действий, ориентации, моторики пальцев. Воспитатель оценивает уровень развития мелкой и крупной моторики на основе выполнения ребёнком стандартных функциональных проб (тест Озерецкого)
Высокий уровень – 3 балла: выполняет движения сразу и правильно. Средний уровень – 2 балла: правильно выполняет движения после серии показа. Низкий уровень – 1балл: выполняет движения только при непосредственной помощи взрослого.
Цель входного контроля: диагностика имеющихся знаний и умений дошкольников.
Формы оценки: занятия с детьми, игры, наблюдения педагога.
Результативный контроль применяется для оценки качества и уровни усвоения программы
Методика проведения диагностики: Все предлагаемые задания можно проводить неоднократно. Но проводить их слишком часто не следует. Это приводит к тому, что ребёнок натренируется в их выполнении и результаты перестанут отражать истинный уровень развития. Правильные результаты получаются только в том случае, если задания остаются для ребёнка сравнительно малозначимыми.
При диагностике по мелкой моторике фиксировались следующие данные:
· Выполнение словесной инструкции. Придерживается ли ребёнок заданных правил или делает всё по-своему?
· Доводит ли он работу до конца. На характер выполнения работы может влиять уровень мотивации, низкая работоспособность, отвлекаемость.
Если ребёнок по результатам диагностики набирает менее 4-х баллов, то это свидетельствует о нарушении в развитии двигательных координаций, а, значит, о необходимости специальной работы по развитию крупной и мелкой моторики . В процессе диагностики прежде всего должна быть чётко сформулирована цель каждого движения , выделены опорные точки движения и сказано, как это движение выполнить. Приём «посмотри и сделай, как я» не подходит для ребёнка. И чем младше ребёнок, тем больше действует это правило. Давая словесную инструкцию, важно помнить о специфике развития детей, имеющих нарушения зрения, речи. Таким детям важно давать особенно чёткую инструкцию, порою повторяя её не один раз. Делать это надо спокойно, ровным голосом, используя ту же фразу. Что и первоначально.
Материал для выполнения теста:кубик. Цветные и простые карандаши, бумага для рисования, мяч, конфеты, коробка (10х10см), 20 монет (диаметр 2см).
Содержательная часть:
Данная программа делится на 2 блока:
1 блок-развитие общей моторики.
2 блок – развитие мелкой моторики
В содержание первого тематического блока входят упражнения и игры на развитие координации, равновесия, парные упражнения; в содержание второго тематического блока входят пальчиковая гимнастика, работа с мелкими предметами, работа с художественными материалами. Содержание тематических блоков реализуются через разные виды деятельности: игровую, продуктивную, элементы физической культуры, элементы трудовой деятельности, элементы учебной деятельности.
Учебно – тематический план
Первая младшая группа: 1блок: мелкая моторика – 196 часов;
2блок: общая моторика – 144 часа.
Вторая младшая группа: 1блок: мелкая моторика – 207часов;
2блок: общая моторика – 144часа.
Средняя группа:1 блок: мелкая моторика – 225часов;
2 блок: общая моторика – 153 часа
Старшая группа:1 блок: мелкая моторика – 225 часов;
2 блок: общая моторика – 153 часа
Подготовительная группа: 1 блок: мелкая моторика – 225 часа;
2 блок: общая моторика – 153 часа.
Основное содержание 1 блока:
Тема: «Пальчиковая гимнастика и массаж» Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.
Тема:«Работа с мелкими предметами и палочками»
У детей должно быть сформировано целостное представление о игре с мелкими палочками . Дети развивают мелкую моторику .
Тема:«Рисование» У детей должно быть сформировано при работе с карандашом и бумагой, воображение, развитие двигательных навыков руки. Развивать навыки рисования горизонтальных, вертикальных, диагональных, волнистых линий.
Тема: « Лепка из солёного теста или пластилина» У детей должно быть сформировано внимание, усидчивость. Дети совершенствуют сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность.
Тема:«Аппликация» У детей должно быть сформировано правило пользования материалами, инструментами, приобрести немало практических навыков и умений, развить мелкую моторику пальцев и координацию движения руки.
Тема:«Оригами»
У детей должно быть сформировано способность воображать, развивать память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, умение складывать квадрат разными способами.
Тема:« Ручной труд»
У детей должно быть сформировано творческое воображения, конструктивное мышление, развитие глазомера, гибкости, точности и координированная работа обеих рук.
Основное содержание 2блока:
Тема:«Развитие общей моторики»
Учить детей действовать по сигналу воспитателя, уметь ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость проявлять уверенность в собственных силах, умение действовать в коллективе и индивидуально.
Работа с педагогамипредусматривает беседы, консультации и советы по тому или иному вопросу.
Работа с родителямипредполагает:
- папки раскладушки;
- информационные стенды;
- индивидуальные консультации;
- мастер-классы;
- анкетирование;
- совместная деятельность воспитателя, родителей и детей.