Конечные результаты обучения
Студент должен:
Знать:
· структурные проявления при общепатологических процессах;
· причины и механизм и патогенез структурных изменений общепатологических процессов, динамику их развития (морфогенез), исходы;
· основые морфологические дифференциальные признаки различных видов повреждения (альтерации, адаптации, расстройств крово- и лимфообращения, воспаления, иммуннопатологических и опухолевых процессов).
Уметь:
· диагностировать на основании макроскопических изменений в органах и тканях патологический процесс, его стадии и формы.
· описывать и правильно интерпретировать микроскопическую картину органов и тканей при таких общепатологических процессах как:
- дистрофия,
- некроз,
- нарушения крово- и лимфообращения,
- воспаление,
- адаптация и компенсация,
- иммуннопатологические процессы,
- опухоли;
· проводить дифференциальную диагностику между различными патологическими процессами;
· определять по совокупности патоморфологических изменений, развившихся в органах и тканях характер возможных осложнений и исходов.
Владеть навыками:
· макроскопического исследования и описания патологических изменений в органах и тканях;
· микроскопирования и описания гистологических препаратов при различных патологических процессах;
· сопоставления морфологических изменений с типичными клинико-функциональными проявлениями патологических процессов.
Пререквизиты
Философия, экология, молекулярная биология и медицинская генетика, биохимия, микробиология, анатомия-1, гистология-1, физиология-1, введение в клинику-1.
Постреквезиты
Патологическая анатомия 2, патологическая физиология-2, пропедевтика внутренних болезней, визуальная диагностика, общая хирургия, введение в клинику-2, общая иммунология.
Краткое содержание дисциплины
Патологическая анатомия является одной из базовых дисциплин подготовки врачей в медицинских вузах. Вне зависимости от сферы профессиональной деятельности врач должен обладать достаточными знаниями о морфогенезе и патоморфологических проявлениях патологических состояний и болезней на организменном, органном и клеточном уровнях.
Тематический план
Тематический план лекций
№ | Тема | Форма проведения | К-во часов |
1. | Патологическая анатомия, ее содержание и задачи. Патологоанатомическая служба, её роль и место в системе здравоохранения. | Обзорная лекция | |
2. | Повреждение (альтерация). Дистрофия. Клеточные и внеклеточные механизмы трофики. Причины развития дистрофий. Морфогенетические механизмы. Классификация. Возрастные особенности. | Обзорная лекция | |
3. | Паренхиматозные дистрофии: диспротеинозы, липидозы, гликогенозы. | Обзорная лекция | |
4. | Стромально-сосудистые дистрофии (диспротеинозы). Морфология прогрессирующей дезорганизации соединительной ткани. Амилоидоз. | Обзорная лекция | |
5. | Смешанные дистрофии. Общие закономерности развития. Классификация. Клинико-морфологическая характеристика эндогенных пигментаций. | Обзорная лекция | |
6. | Некроз. Апоптоз. Сущность понятий. Морфогенез. Классификация. | Обзорная лекция | |
7. | Нарушения кровообращения. Понятие об общих и местных расстройствах кровообращения, их взаимосвязь, классификация. Морфология острой и хронической недостаточности. | Обзорная лекция | |
8. | Тромбоэмболический синдром. Шок. Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови (ДВС-синдром). Причины, виды, морфологическая характеристика, исходы и значение. | Обзорная лекция | |
9. | Сущность, биологическое и медицинское значение компенсации и адаптации (приспособления). Фазный характер процессов компенсации и приспособления. Приспособительные реакции. Клинико-морфологическая характеристика, значение. | Обзорная лекция | |
10. | Регенерация. Сущность и биологическое значение. Клеточная и внутриклеточная формы регенерации. Общие и местные условия, определяющие характер течения регенераторного процесса. Морфогенез регенераторного процесса. Возрастные особенности. | Обзорная лекция | |
11. | Воспаление. Определение. Сущность и биологическое значение воспаления, закономерности развития. Морфология кинетики воспалительной реакции. Воспаление и иммунитет. Возрастные особенности. | Обзорная лекция | |
12. | Пролиферативное (продуктивное) воспаление. Определение. Виды пролиферативного воспаления. Клинико-морфологическая характеристика. | Обзорная лекция | |
13. | Иммунопатологические процессы. Морфология нарушений иммуногенеза. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Иммунодефицитные синдромы первичные и вторичные. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). ВИЧ-инфекция. Морфологическая характеристика. | Обзорная лекция | |
14. | Общая морфология инфекционного процесса. Биологические и социальные факторы в развитии инфекционных болезней. Принципы классификации инфекционных заболеваний. Патоморфоз инфекционных заболеваний. Чума, туляремия, бруцеллез, сибирская язва. | Обзорная лекция | |
15. | Сепсис как особая форма инфекции. Классификация сепсиса. Пупочный сепсис. | Обзорная лекция | |
16. | Общее учение об опухолях. Морфогенез и гистогенез опухолей. Свойства опухолевой клетки. | Обзорная лекция | |
17. | Опухоли. Определение и сущность опухолевого процесса. Современные теории канцерогенеза. Современные теории опухолевого роста. Понятие опухолевой прогрессии. Предопухолевые (предраковые) состояния и изменения. Дисплазия и рак. | Обзорная лекция | |
18. | Строение опухоли. Рост опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли. Критерии злокачественности. Метастазирование. Понятие о рецидиве. Классификация опухолей. | Обзорная лекция | |
Всего часов: |
Тематический план практических занятий
№ | Тема | Форма проведения | К-во часов |
1. | Патологическая анатомия: объекты и методы исследования. Аутопсия. Патология клетки как интегративное понятие. | Демонстрационное вскрытие. | |
2. | Паренхиматозные диспротеинозы: гиалиново-капельная, гидропическая, роговая. Паренхиматозные липидозы. Жировая дистрофия миокарда, печени, почек. Паренхиматозные углеводные дистрофии (гликогенозы). | 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов | |
3. | Стромально-сосудистые диспротеинозы: мукоидное набухание, фибриноидное набухание (фибриноид), гиалиноз. Амилоидоз. Стромально-сосудистые липидозы: общее ожирение (тучность), истощение (кахексия). Стромально-сосудистые гликогенозы. | 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов | |
4. | Нарушения обмена хромопротеидов. Нарушения обмена гемоглобиногенных пигментов. Нарушения обмена протеиногенных пигментов. Нарушение обмена липидогенных пигментов. | 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов | |
5. | Нарушения обмена минералов. Нарушения обмена кальция - кальцинозы. Образование камней. Причины и механизм камнеобразования. Виды камней. Последствия камнеобразования. | 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов | |
6. | Некроз. Клинико-морфологические формы некроза, исходы. Апоптоз. Сравнительная характеристика некроза и апоптоза. | 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов | |
7. | Полнокровие. Артериальное полнокровие. Венозное полнокровие. Ишемия. Кровотечение. Плазморрагия. Стаз. | 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов | |
8. | Тромбоз. Эмболия. Инфаркт. | 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов | |
9. | Морфологическая характеристика процессов адаптации и компенсации: атрофия, гипертрофия (гиперплазия), организация, перестройка тканей, метаплазия и дисплазия. Регенерация отдельных тканей и органов. Заживление ран. | 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов | |
10. | Рубежный контроль. | 1. Тестовые задания 2.Ситуационные задачи | |
11. | Экссудативное воспаление. | 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов | |
12. | Пролиферативное воспаление: межуточное (интерстициальное), воспаление с образованием полипов и остроконечных кондилом. | 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов | |
13. | Пролиферативное гранулематозное воспаление. Кинетика гранулемы. Клинико-морфологическая характеристика гранулематозов на примере туберкулеза, сифилиса, проказы, сапа, риносклеромы, эхинококкоза, актиномикоза. Сифилис. Первичный, вторичный третичный периоды. | 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов | |
14. | Сепсис как особая форма инфекции. Клинико-анатомические формы сепсиса: септицемия, септикопиемия, септический (бактериальный) эндокардит, хрониосепсис. | 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов | |
15. | Гистогенетическая классификация опухолей. Органонеспецифические и органоспецифические эпителиальные опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли. | 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов | |
16. | Мезенхимальные опухоли. Опухоли детского возраста. | 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов | |
17. | Опухоли нервной системы и оболочек мозга. Опухоли меланинобразующей ткани. | 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов | |
18. | Рубежный контроль. | 1. Тестовые задания 2.Ситуационные задачи | |
19. | Итоговая консультация (перед экзаменом) | ||
Всего часов: |
2.7.3 Время консультации преподавателей:
Консультации студентов проводятся дежурным преподавателем в соответствии с графиком консультаций, утвержденным заведующим кафедрой.