Учебная нагрузка и ее распределение
Министерство образования и науки Республики Казахстан
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
Астана
ББК 74.202
Ө 29
Разработчики: М.Ж. Жадрина, д.п.н., профессор; Х.Т. Шерьязданова, д.п.н., профессор; Г.З. Байжасарова, к.п.н., доцент; Б.К. Кудышева, к.п.н.; А.С. Сейтаков; Ж.Ж. Акимбаева; У.М. Абдигапбарова, д.п.н., доцент; Р.О. Изгуттынова, к.п.н.; Л.А.Саинова,И.В.Калачева
Ө29 Государственный общеобязательный стандарт по предмету самопознание.– Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2010. – с.
Ө
00(05)06
ISBN 9965-695-57-1 ББК 74.202
© Национальный научно-практический,
образовательный и оздоровительный
центр «Бөбек» , 2010
© Институт гармоничного развития человека, 2010
Все права защищены
Содержание
Область применения | ||
Нормативные ссылки | ||
Определения | ||
Общие положения | ||
4.1 | Главная цель предмета «Самопознание» | |
4.2 | Главные задачи предмета «Самопознание» | |
4.3 | Объект изучения предмета «Самопознание» | |
4.4 | Ближайшая перспектива развития содержания предмета «Самопознание» | |
4.5 | Место учебного предмета «Самопознание» в базисном учебном плане | |
Виды образовательных программ по предмету «Самопознание» | ||
Объем учебной нагрузки по предмету «Самопознание» | ||
Базовое содержание образования по предмету «Самопознание» | ||
Требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся по предмету «Самопознание» | ||
8.1 | Требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся начального образования | |
8.2 | Требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся основного среднего образования | |
8.3 | Требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся общего среднего образования | |
Требования к условиям организации и реализации образовательного процесса по предмету «Самопознание» | ||
9.1 | Требования к кадровому обеспечению учебного процесса | |
9.2 | Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса | |
9.3 | Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса |
Область применения
Настоящий стандарт разработан на основе ГОСО РК 2.003-2002 и устанавливает требования к государственному обязательному минимуму содержания образования и уровню подготовки учащихся по учебному предмету «Самопознание».
Положения стандарта обязательны к применению и соблюдению:
- всеми общеобразовательными учебными заведениями Республики Казахстан, осуществляющими обучение учащихся по предмету «Самопознание», независимо от форм собственности организаций образования, их типов и видов;
- организациями в области образования при подготовке учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов по предмету «Самопознание»;
- институтами повышения квалификации и переподготовки работников системы образования при разработке образовательных программ переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
- центральным и местными исполнительными органами в области образования при осуществлении государственного контроля за качеством обучения учащихся по предмету «Самопознание».
Стандарт также может быть использован при проведении работ по лицензированию образовательной деятельности, аттестации организаций образования.
Настоящий стандарт по предмету «Самопознание» применяется в комплексе с базисными, типовыми учебными планами соответствующего уровня образования, учебными программами.
Издание официальное
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования Республики Казахстан. Основные положения. ГОСО РК 2.003-2002.
Определения
В настоящем стандарте применены следующие определения:
Компетенция: Готовность эффективно мобилизовывать знания, умения, навыки и жизненный опыт для достижения поставленных целей в определенном контексте.
Нравственно-духовное образование: Специально организованный процесс: 1) освоения социокультурного опыта человечества, основанного на эмоционально-ценностном отношении к миру; 2) формирования индивидуального опыта учащихся по решению познавательных и личностных вопросов, по достижению учащимися определенного уровня образованности в нравственно-духовной сфере; 3) развития личности, обогащения ее индивидуального опыта и поведения, раскрытия творческих возможностей личности во всем многообразии социальной деятельности; 4) развития личностной автономии, при которой нравственный закон становится законом самой личности; 5) формирования опыта решения значимых для личности вопросов на основе нравственного выбора.
Портфолио ученика:Эффективная форма оценивания ожидаемых результатов обучения. Назначение портфолио - стимулирование познавательной активности и самостоятельности ученика, развитие у него навыков рефлексивно-оценочной деятельности.
Ценность: Предмет устремлений, целей, а в абсолютном выражении – смысл бытия. Высшая значимость тех или иных объектов или отношений является сущностью ценности как таковой. В личностном плане ценностные ориентации (их характер, содержание, разнообразие, наличие высших духовных ценностей) выражают масштаб личности, уровень ее духовного развития.
Ценностный потенциал личности:Направленность личности, ее убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления; индивидуальная самобытность, самореализующаяся в свободно избираемых видах жизнедеятельности.
Общие положения
4.1 Главная цель предмета «Самопознание»:способствовать нравственно-духовному образовании, гармоничному становлению человека посредством развития следующих ключевых компетенций:
- определять свою жизненную позицию;
- конструктивно решать разные вопросы соответственно нравственным нормам;
- выстраивать позитивное отношение к себе, к людям и окружающему миру;
- оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
- жить в ладу с самим собой; быть искренним в мыслях, словах и действиях;
- проявлять созидательную активность, гражданственность, патриотизм и толерантность;
- проявлять готовность к нравственному выбору и ответственность за свои мысли, слова и поступки;
- развивать на практике навыки служения обществу.
4.2 Главные задачи предмета «Самопознание»:
- развитие потребности учащихся в самопознании и творческой самореализации;
- содействие в формировании гармоничной картины мира, понимании сути гуманистических ценностей;
- формирование опыта нравственного поведения в учебных и жизненных ситуациях.
4.3 Объект изучения предмета «Самопознание»- отношение субъекта познания к духовному опыту и ценностям человеческого бытия.
Предмет «Самопознание» ориентирован на ценностное осмысление сущности человека и его места в окружающем мире.
Основаниями для определения мировоззренческих и поведенческих ориентиров человека в процессе самопознания являются:
1) система гуманистических ценностей, позволяющая человеку познать себя, других, мир, духовный опыт человечества;
2) качества личности, проявляющиеся относительно самого себя, других людей, окружающего мира, духовного опыта человечества.
4.4 Ближайшая перспектива развития содержания предмета «Самопознание»
Перспектива развития содержания предмета «Самопознание» связана с непрекращающимся процессом самопознания и самореализации человека, который на каждом возрастном этапе имеет свои особенности и закономерности.
4.5 Место учебного предмета «Самопознание» в базисном учебном плане
Базисным учебным планом самопознание представлено обязательным для изучения на уровнях начального, основного среднего, общего среднего образования учебным предметом образовательной области «Человек и общество».
5. Виды образовательных программ по предмету «Самопознание»
В рамках предмета «Самопознание» реализуется основная образовательная программа.
Реализация нравственно-духовного образования предполагает обогащение идеями самопознания содержания обязательных учебных предметов уровней начального, основного среднего, общего среднего образования.
Учебная нагрузка и ее распределение
Объем учебной нагрузки по предмету «Самопознание» составляет:
1.На уровне начального образования - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.
2.На уровне основного среднего образования - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.
3.На уровне общего среднего образования - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.
7. Базовое содержание образования по предмету «Самопознание»
Базовое содержание предмета «Самопознание» призвано способствовать развитию нравственно-духовных качеств, самопознанию, самоопределению и максимальной самореализации личности.
В учебных программах базовое содержание конкретизируется с учетом возрастных особенностей развития детей.
Базовое содержание образования по предмету «Самопознание» включает четыре основных направления:
1. Познание человеком самого себя
2. Человек и общество
3. Человек и окружающий мир
6. Духовный опыт человечества.
Познание человеком самого себя.Предусматривается изучение ценностей: самопознание, нравственность, человек, жизнь, духовность, красота, мудрость, истина, здоровье, гармония, служение, труд, дружба, любовь, общение.
Раскрытию целостного процесса развития гармоничной личности будет содействовать рассмотрение понятий: самопознание, чувства, эмоции и поступки человека, духовный мир, любовь как основа жизни, смысл жизни и предназначение, здоровье, здоровый образ жизни, творчество, дух, душа, тело, сознание, интуиция и осознание, нравственный закон в душе каждого, одаренность и способности, темперамент и характер.
Человек и общество. Предусматривается изучение ценностей: человек, труд, мастерство, семья, дети, общество, родина, патриотизм, этика, нравственность.
Раскрытию роли человека в обществе будет содействовать рассмотрение понятий: культура взаимоотношений с другими людьми, нравственное поведение, этика человеческих отношений, этика взаимоотношений в семье, воспитание детей, регулирование споров и конфликтов, позитивное общение, строгое соблюдение моральных принципов каждым, социальные роли человека, человек как носитель морали, достижение профессионального самоутверждения, преемственность поколений, патриотизм и гражданственность, роль женщины и роль мужчины в обществе, служение обществу.
Человек и окружающий мир.Предусматривается изучение ценностей: природа, человек, гармония, красота, земля, космос, любовь, вселенная, здоровье.
Развитию ценностного отношения человека к себе и окружающему миру будет содействовать рассмотрение понятий: гармония и единство всего созданного, влияние природы на человека, влияние человека на природу, влияние животного и растительного мира на человека, красота окружающего мира как средство воспитания души, здоровый образ жизни, законы космоса, Вселенной.
Духовный опыт человечества.Предусматривается изучение ценностей: мудрость, истина, мир, ненасилие, правда, служение, любовь, жизнь, человек, счастье, искусство, творчество.
Раскрытию ценностей в контексте духовного опыта человечества будет содействовать рассмотрение понятий: духовная культура человечества, влияние разных видов искусства на человека, поиск истины, культурное наследие, традиции и обычаи народов мира, жизнь замечательных людей, духовные учителя человечества.
8. Требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся по предмету «Самопознание» на разных уровнях образования