Основы овладения двигательным навыком
Освоение человеком двигательных действий может характеризоваться разным уровнем их овладения. При этом принято выделять следующие уровни владения действием.
Двигательное умение – характеризует способность человека выполнять двигательное действие (решать двигательную задачу) с повышенной концентрацией внимания на составные операции (отдельные движения, составляющие действие) и нестабильными способами решения двигательной задачи. Формирование умения выполнять новое двигательное действие осуществляется на основе необходимого минимума знаний о его технике, предварительного двигательного опыта и общей физической подготовленности благодаря попыткам сознательно построить некоторую систему движений. В процессе возникновения умения происходит постоянный поиск адекватного способа выполнения действия при ведущей роли сознания в управлении движениями. Это и определяет сущность двигательного умения.
Таким образом, характерными признаками двигательного умения являются:
1) управление движениями, составляющими целостное двигательное действие, происходит неавтоматизированно (сознание загружено контролем каждого движения, работа совершается неэкономно);
2) способ решения двигательной задачи нестабилен, так как идет поиск наилучшего;
3) длительность этапа зависит от способностей обучаемого и обучающего, сложности двигательного действия и других условий.
Значимость формирования двигательных умений в процессе специальной физической подготовки заключается в следующем:
- данную степень владения действием невозможно миновать, т.к. она является основой овладения действием на более высоком уровне;
- формирование данных умений способствует развитию двигательного творчества;
- двигательные умения обладают большими образовательными возможностями.
Двигательный навык – характеризует способность человека выполнять двигательное действие (решать двигательную задачу) автоматизировано, а также с некоторым возможным контролем сознания при необходимости коррекции отдельных движений в процессе его применения (например, при единоборстве с противником), в реальных условиях жизни и профессиональной деятельности.
Характерные признаки двигательного навыка:
1) отдельные движения, входящие в двигательное действие, выполняются без сосредоточения внимания на них (автоматизация движения);
2) автоматизация не снимает ведущей роли сознания при выполнении двигательного действия. Автоматизируются не содержание и не смысловая нагрузка движения, а процесс исполнения некоторых элементов их структуры (координационные отношения нервно-мышечных процессов, взаимосвязи двигательных и вегетативных компонентов и др.);
3) сознание человека направлено в основном на узловые компоненты действия, на учет изменений в обстановке и творческое решение двигательной задачи;
4) обладает высокой устойчивостью;
5) системность (целостное выполнение без задержек и лишних движений) приводит к повышению точности, совершенствованию ритма, более экономному и быстрому выполнению действия;
6) перераспределяются функции анализаторов. Повышается роль двигательного и снижается роль зрительного анализаторов при выполнении действия. Повышается роль зрительного анализатора при контроле условий и результативности деятельности.
Значимость формирования двигательных навыков в процессе специальной физической подготовки заключается в следующем:
- делают работу менее утомительной;
- освобождают сознание для творческой деятельности;
- выражают прикладной характер физического воспитания, являясь основой повышения профессионального (в том числе и спортивного) мастерства.
Формирование двигательного навыка, – по концепции известного физиолога И.П. Павлова и его последователей, – имеет своей основой образование динамической стереотипии (стойкой системности) нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Иначе говоря, динамический стереотип – это такое состояние функциональной системы, когда она приобретает стационарный характер, закрепляясь в результате многократных повторений действий. При этом происходит сужение афферентации (передачи чувственного возбуждения по нервным волокнам) до минимально необходимой – главным образом до афферентации, поступающей преимущественно от двигательного анализатора. В связи с этим принятие решения к началу действия может происходить мгновенно по одному из сигналов из внешней среды, что наблюдается, например, во время спортивной игры или боксерского поединка, когда удачный ситуационный момент является пусковым раздражителем для проведения технического приема.
Психолого-педагогический подход к формированию двигательных действий предлагает П.Я. Гальперин и его ученики. В рамках предлагаемого подхода была разработана теория поэтапного формирования умственных и двигательных действий. Согласно данной теории в ориентировочной деятельности выделяет ряд психических процессов, а именно представление о самом процессе действия и его результате (не только конечном, но и промежуточных); учет наличных условий действия и его фактического течения; сопоставление последнего с принятым образцом, выявление и устранение постоянно выступающих отклонений. При этом для обозначения взаимосвязи данных процессов, вводится понятие ориентировочной основы действия (ООД), которым обозначается сложное явления, состоящее из предварительного представления о продукте действия и о нем самом вместе с системой ориентиров, позволяющих выполнить задание. При построении ООД в ней выделяются основные опорные точки (ООТ), которые и являются определенной системой ориентиров, позволяющих правильно выполнять задание.
Согласно концепции П.Я. Гальперина, любое действие можно рассматривать как систему управления, в которой есть управляющий орган – ООД, управляемый орган – исполнительная часть, следящая система – контрольно-корректировочная часть.
Другим важным достижением теории П.Я. Гальперина является выделение этапов в процессе формирования действий, которые были выделены автором в результате анализа процесса и условий перехода внешних, материализованных действий в виде ООД (образ действий в виде описания, схемы, кинограммы и т.д.) во внутренний, интеллектуальный план. Данные этапы определяются по признакам качественного изменения формы, степени развернутости и меры освоенности данного действия в процессе его интериоризации (свертки). Основное значение в этих изменениях играет процесс свертки, сокращения ориентировки. Поэтапно сворачивается состав внешних и внутренних ориентиров, которые используются в качестве ориентировочной основы умственного действия, выполняющегося от этапа к этапу все более идеально, обобщенно и автоматизировано.
При формировании умственного действия выделяются пять этапов (материализованный, материальный, перцептивный, речевой, умственный).
При формировании двигательных действий: спортивных, производственных, навыков письма и других, поэтапной отработке подвергается только ориентировочная часть, а исполнительная остается внешней, материальной. Таким образом, в отличие от умственных действий, при формировании которых свертывается как ориентировочная часть, так и само действие, при формировании двигательных действий свертыванию подвергается только ориентировка, а не само действие. Рассмотрим данное положение на примере.
На рис. 6 представлены этапы формирования умений и навыков освоения технико-тактических действий в единоборствах.
На 1 этапе формирования технико-тактического действия или приема обучающимся разъясняются закономерности, отношения, не выступающие на поверхности явления взаимосвязи техники и тактики в поединке с противником. Выделяется ООД при проведении изучаемого приема (в материализованном виде: описательном, схематичном, кинограммой). После ознакомления с ООД при проведении приема обучающимся объясняется процессуальный состав и последовательность выполнения отдельных движений, входящих в изучаемый прием.
На 2 этапе действия (прием) выполняются обучающимися в материальной форме, т.е. практически на ковре. Тренер-преподаватель демонстрирует целостное выполнение изучаемого действия (приема), выделяя при этом ООТ, из совокупности которых и определяется ООД или другими словами, программа действия.
Таким образом, на этом этапе данная обучающимся внешняя схема ООД сравнивается ими со своей собственной (индивидуальной) программой непосредственного выполнения действия и превращается из внешней схемы в подлинную ООД.
На 3 этапе создается перцептивный (чувственный) образ изучаемого технико-тактического действия или приема. У обучающегося складывается целостное восприятие не только самого осваиваемого действия, но и характерных черт текущей благоприятной ситуации для его выполнения. Результатом данного этапа является то, что ситуация не распознается, а сразу узнается, исполнительные операции пускаются в ход и выполняются автоматизировано, а контроль осуществляется по чувственному образу, сопровождающему течение динамического стереотипа (как на это указывал И.П. Павлов).
Таким образом, на данном этапе завершается формирование технических (двигательных) навыков выполнения приема, что согласуется с мнением П.Я. Гальперин, который отмечал, что при изучении двигательных действий навыки образуются вследствие значительного сокращения ориентировочной части посредством создания перцептивного образа, и в этом случае речевая отработка не обязательна. Но так как в поединке технико-тактического действия и приемы выполняются в процессе ведения борьбы с противником, боец должен приобрести и тактические навыки их применения. Для этого бойцу необходимо на основе сформированных на первых трех этапах умений и навыков практического выполнения приема с помощью речи (на 4 этапе) осознание и осмысление тактических условий и особенностей проведения этого приема. Это объясняется тем, что, как отмечал П.Я. Гальперин, «нервные процессы, возникающие в мозговом конце анализатора, при любом внешнем и внутреннем раздражении осмысливаются, становятся осознаваемыми только в том случае, когда получают словесную квалификацию». Другими словами, человек осознает то, что он может выразить словами, осмыслить, и основой этого является деятельность второй сигнальной системы в ее взаимодействии с первой.
На 5 этапе изучаемые действия из речевой формы переходят в умственный план сознания, т.е. обучающиеся начинают оперировать действиями (приемом) в уме и конструировать более сложные действия, представляя их последовательность в процессе единоборства с противником в поединке. Таким образом, на данном этапе происходит формирование тактических навыков применения изучаемого технико-тактического действия или приема.
Теория поэтапного формирования умственных и двигательных действий, выделив ООД и показав ее роль в формировании двигательного действия, помогла существенно скорректировать методику обучения: усилия преподавателя должны быть направлены не на «постановку движений», т.е. формирование исполнительной части посредством многократного повторения и последовательного устранения ошибок в технике выполнения, как это рекомендуют рефлексологи, а на руководство формированием ООД, которая определяет исполнение, при активном участии сознания обучающегося.
Для того чтобы выполнять (в той или иной степени эффективно) двигательные действия человек должен обладать определенным уровнем развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости).