Особенности музыкального развития нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с проблемами

Особенности музыкального развития нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с проблемами.

Возраст ребенка норма Нарушение речи и ЗПР УО дошкольники слабослышащие С нарушением зрения
  Слушание-восприятие
  3-4 года Проявляют яркие эмоции при восприятии музыки контрастной. Различают высокие и низкие звуки, громкое и тихое звучание, тембровую окраску. Наблюдаются выраженные предпочтения муз.пр-ий Возникает эмоциональный отклик на яркую музыку. Необходима зрительная опора (игрушка). Различают звуки по тембру, высоте Эмоциональный отклик недостаточен. Различают звуки по высоте и динамику с опорой на зрительно-игровую основу (птенчики-птички) Могут вслушиваться и откликаться на контрастный характер. Необходима образно-зрительная опора (птичка, медведь) Нужна вербальная поддержка взрослого. Вслушиваются в музыку, различают звуки по высоте, динамике
  Пение
При незначительной помощи взрослого поют самостоятельно небольшие песенки При пении вместе с воспитателем подпевают слоги, отдельные слова. Вялость вокально-слуховой координации, слабая концентрация внимания Подпевание слогов и слов только при подражании взрослому По показу взрослого проявляют звукоподражательные реакции, подпевают отдельные слоги, применяя движения (хлопки, покачивания) Подпевают отдельные слоги, слова, потом фразы Слабость артикуляционной моторики. Ограниченность диапазона
  Ритмические навыки
Овладевают простейшими движениями: хлопают, притопывают, кружатся под музыку, воспроизводят несложный сюжет в играх под музыку Передают простой ритм в ходьбе, подражают действиям педагога. Наблюдается неловкость слабая ориентация при движениях в играх и плясках Трудности в ориентации, слабая согласованность с музыкой. Лучше удаются танцевально-игровые упражнения на месте со знакомыми предметами Совместно со взрослыми делают простейшие действия под музыку (ходят, бегают, прыгают с предметами – флажки, погремушки) Со словесной поддержкой выполняют движения танцевальные и с предметами. Кружатся, хлопают в ладоши. Затруднена ориентация в пространстве, скованность в играх  

Особенности музыкального развития нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с проблемами.

Возраст ребенка норма Нарушение речи и ЗПР УО дошкольники слабослышащие С нарушением зрения
  Слушание-восприятие
  4-5 лет Испытывают радость от общения с музыкой, эмоционально реагируют на нее. Определяют общее настроение,характер, жанр муз. пр-я, узнают музык. образы, знакомые муз. инструменты. Выражают впечатления в диалоге со взрослыми Появляется интерес к музыке. Определяют звуки по высоте, тембру, длительности, жанр музыки (песня, танец, марш). Трудности в запоминании и узнавании муз. произведений. Положительная реакция на музыку. Эмоциональная отзывчивость неярка. С помощью взрослого различают музыку разного характера. Определяют звуки по высоте (кошка-котята) Развитие муз.восприятия на основе остаточного слуха. С поддержкой взрослого реагируют на регистры, темп, динамику, характер музыки Проявляют интерес к музыке, эмоционально реагируют, различают высоту, динамику, тембр муз инструментов, 2-х, 3-х частную форму. Диалог со взрослыми.
  Пение
Самостоятельно и с поддержкой взрослого или с аккомпанементом поют песни выразительно. Голос более звонкий и подвижный. Слабый голос, короткое дыхание, вялая дикция. Подпевают и исполняют простые песенки вместе с взрослыми. Вялость дикции, слабость вокально-слуховой координации, сложность в осмыслении и запоминании и сохранении в памяти. Голосовые возможности расширяются, диапазон увеличивается. Подпевают слова, фразы, подражают интонациям взрослого. Игровое звукоподражание. Включаются в совместное пение, поют простые мелодии а муз сопровождением. Подражают интонациям.
  Ритмические навыки
С желанием выполняют муз-ритм движения, передают в движении характер музыки, особенности образов. Овладевают способами игры на детских муз инстр. Развивается чувство ритма. Выполняют совместно со взрослыми, со словесной опорой и показом несложные движения на месте, простые перестроения, несложные действия с предметами (платочки) По показу выполняют муз-ритм. движения, реагируют на характер, темп музыки. Трудности в передаче динамики, моторная неловкость, несогласованность движений с музыкой Постепенно овладевают ритм. движениями под музыку (бег, прыжки, ходьба). Передают образные движения в играх, сочетая их с ритмико-речевыми упражнениями. Движения в пространстве затруднены. Двигаются по кругу, в парах с вербальной поддержкой взрослого или взявшись за руки. Ритмичность в ходьбе, поскоках. Стремление к самостоятельности.  

Наши рекомендации