Особенности музыкального развития нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с проблемами
Особенности музыкального развития нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с проблемами.
Возраст ребенка | норма | Нарушение речи и ЗПР | УО дошкольники | слабослышащие | С нарушением зрения |
Слушание-восприятие | |||||
3-4 года | Проявляют яркие эмоции при восприятии музыки контрастной. Различают высокие и низкие звуки, громкое и тихое звучание, тембровую окраску. Наблюдаются выраженные предпочтения муз.пр-ий | Возникает эмоциональный отклик на яркую музыку. Необходима зрительная опора (игрушка). Различают звуки по тембру, высоте | Эмоциональный отклик недостаточен. Различают звуки по высоте и динамику с опорой на зрительно-игровую основу (птенчики-птички) | Могут вслушиваться и откликаться на контрастный характер. Необходима образно-зрительная опора (птичка, медведь) | Нужна вербальная поддержка взрослого. Вслушиваются в музыку, различают звуки по высоте, динамике |
Пение | |||||
При незначительной помощи взрослого поют самостоятельно небольшие песенки | При пении вместе с воспитателем подпевают слоги, отдельные слова. Вялость вокально-слуховой координации, слабая концентрация внимания | Подпевание слогов и слов только при подражании взрослому | По показу взрослого проявляют звукоподражательные реакции, подпевают отдельные слоги, применяя движения (хлопки, покачивания) | Подпевают отдельные слоги, слова, потом фразы Слабость артикуляционной моторики. Ограниченность диапазона | |
Ритмические навыки | |||||
Овладевают простейшими движениями: хлопают, притопывают, кружатся под музыку, воспроизводят несложный сюжет в играх под музыку | Передают простой ритм в ходьбе, подражают действиям педагога. Наблюдается неловкость слабая ориентация при движениях в играх и плясках | Трудности в ориентации, слабая согласованность с музыкой. Лучше удаются танцевально-игровые упражнения на месте со знакомыми предметами | Совместно со взрослыми делают простейшие действия под музыку (ходят, бегают, прыгают с предметами – флажки, погремушки) | Со словесной поддержкой выполняют движения танцевальные и с предметами. Кружатся, хлопают в ладоши. Затруднена ориентация в пространстве, скованность в играх |
Особенности музыкального развития нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с проблемами.
Возраст ребенка | норма | Нарушение речи и ЗПР | УО дошкольники | слабослышащие | С нарушением зрения |
Слушание-восприятие | |||||
4-5 лет | Испытывают радость от общения с музыкой, эмоционально реагируют на нее. Определяют общее настроение,характер, жанр муз. пр-я, узнают музык. образы, знакомые муз. инструменты. Выражают впечатления в диалоге со взрослыми | Появляется интерес к музыке. Определяют звуки по высоте, тембру, длительности, жанр музыки (песня, танец, марш). Трудности в запоминании и узнавании муз. произведений. | Положительная реакция на музыку. Эмоциональная отзывчивость неярка. С помощью взрослого различают музыку разного характера. Определяют звуки по высоте (кошка-котята) | Развитие муз.восприятия на основе остаточного слуха. С поддержкой взрослого реагируют на регистры, темп, динамику, характер музыки | Проявляют интерес к музыке, эмоционально реагируют, различают высоту, динамику, тембр муз инструментов, 2-х, 3-х частную форму. Диалог со взрослыми. |
Пение | |||||
Самостоятельно и с поддержкой взрослого или с аккомпанементом поют песни выразительно. Голос более звонкий и подвижный. | Слабый голос, короткое дыхание, вялая дикция. Подпевают и исполняют простые песенки вместе с взрослыми. | Вялость дикции, слабость вокально-слуховой координации, сложность в осмыслении и запоминании и сохранении в памяти. | Голосовые возможности расширяются, диапазон увеличивается. Подпевают слова, фразы, подражают интонациям взрослого. Игровое звукоподражание. | Включаются в совместное пение, поют простые мелодии а муз сопровождением. Подражают интонациям. | |
Ритмические навыки | |||||
С желанием выполняют муз-ритм движения, передают в движении характер музыки, особенности образов. Овладевают способами игры на детских муз инстр. Развивается чувство ритма. | Выполняют совместно со взрослыми, со словесной опорой и показом несложные движения на месте, простые перестроения, несложные действия с предметами (платочки) | По показу выполняют муз-ритм. движения, реагируют на характер, темп музыки. Трудности в передаче динамики, моторная неловкость, несогласованность движений с музыкой | Постепенно овладевают ритм. движениями под музыку (бег, прыжки, ходьба). Передают образные движения в играх, сочетая их с ритмико-речевыми упражнениями. | Движения в пространстве затруднены. Двигаются по кругу, в парах с вербальной поддержкой взрослого или взявшись за руки. Ритмичность в ходьбе, поскоках. Стремление к самостоятельности. |