Семинар 6. Развивающее и воспитывающее обучение в теориях И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, И.Ф. Гербарта, Р.Оуэна, Д.Локка, Ж.Руссо

Семинар 5. Истоки гуманистических идей педагогики. Философия гуманизма в образовании

План

1. Анализ педагогической деятельности Я.А.Коменского.

2. Рассмотрение и оценка факторов и условий, способствующих достижению высокой степени творчества.

3. Доказать, что дидактическая машина Я.А.Коменского является прообразом современных технологий образования.

Вопросы для обсуждения:

- Какова связь между мировоззрением Я.А.Коменского и его трактовкой цели воспитания?

- Раскройте сущность принципа природосообразности в педагогической системе Я.А.Коменского.

- В чем заключается жизненность классно-урочной системы Я.А.Коменского?

- Место труда в системе, созданной великим дидактом.

- Роль импровизации, театрального действия в деятельности учителя.

Анализ учебной ситуации:

Я.А.Коменский указывал, что "школа без дисциплины все равно, что мельница без воды". Дайте критику или обоснование точки зрения Я.А.Коменского.

Темы для докладов и выступлений

1.Жизнь Я.А. Коменского – служение всему человечеству.

2.Возрастная периодизация и система школ.

3.Нравственное воспитание (дисциплина).

4.Учебные книги, составленные Я.А. Коменским.

5.Роль учителя и требования к нему.

Литература

1.Коменский Я.А. Избр. пед. сочинения: В 2 т.М., 1982.

2.Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987.

3.Коменский Я.А. Избр. пед. сочинения. М., 1955.

4.Красновский А.А. Ян Амос Коменский. М., 1955.

5.Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского: Книга для учителя: Перевод с чеш. М., 1991.

Семинар 6. Развивающее и воспитывающее обучение в теориях И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, И.Ф. Гербарта, Р.Оуэна, Д.Локка, Ж.Руссо

Вопросы для обсуждения

1.Цели и задачи обучения и воспитания в педагогических теориях И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и И.Ф. Гербарта.

2.Принципы обучения и воспитания в трудах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и И.Ф. Гербарта.

3.Содержание, ход и методы обучения по И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и И.Ф. Гербарта.

4.Значение педагогической теории и практики И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и И.Ф. Гербарта для современной школы.

Задание: заполните таблицу

Автор Цели образования и обучения Принципы обучения и воспитания

Темы докладов и выступлений

1.Проблема соединения обучения с трудом в теории и практике И.Г. Песталоцци.

2.Взгляды И.Г. Песталоцци и А. Дистервега на развивающее обучение.

3.А. Дистервег о формальном и материальном образовании.

4.Идея развития многостороннего интереса в трудах И.Ф. Гербарта.

5.Философско-психологическое обоснование целей и средств воспитания в трудах И.Ф. Гербарта.

Вопросы для обсуждения:

- Какие изменения претерпел принцип природосообразности в педагогических учениях Д.Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Песталоцци, А.Дистервега, Р.Оуэна.

- Где должно осуществляться образование и чему необходимо учить детей, по убеждению Д.Локка, Ж.Руссо и т.д.? Случайны ли различные решения этих вопросов?

- Как развивалась идея трудового воспитания в учениях западноевропейских педагогов?

- Раскройте содержание теории элементарного образования И.Песталоцци.

- В чем заключается прогрессивность взглядов в социально-педагогической практике Р.Оуэна?

- Охарактеризуйте взгляды французских материалистов XYIII века на роль воспитания в формировании личности.

Учебные ситуации.

1. "9/10 людей становятся тем, что есть благодаря воспитанию". Прокомментируйте это утверждение Д.Локка.

2. И.Песталоцци в методику элементарного образования вводит три элемента. Назовите и оцените их.

3. Структура урока, по Гербарту, складывается из четырех элементов: ясность, ассоциация, система и метод. Оцените эти этапы и раскройте их содержание. Какие этапы считаете необходимым снять или дополнить и почему?

4. Вы включаете ребенка в производительный труд с 10-ти летнего возраста. Кроме того, предлагаете ему одновременно приобретать теоретические знания.

Оперируя взглядами на трудовое воспитание у Песталоцци и Оуэна, раскройте положительные и отрицательные стороны данных подходов

Литература

Основная литература

1.Гербарт И.Ф. Первые лекции по педагогике; Общая педагогика выведенная из целей воспитания // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971.

2.Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971.

3.Ответы на девять вопросов Гербарта // Изб. пед. соч.: В 2 т. М., 1981. Т.1

4.Песталоцци И.Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода; Лебединая песня // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971.

5.Песталоцци И.Г. Метод (Памятная записка) // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1981. Т.1 Как Гертруда учит своих детей // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1981. Т.1

Дополнительная литература

1.Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1940. 292с.

2.Главнейшие педагогические сочинения И. Гербарта о систематическом извлечении / Пер. с нем. А.Ф. Адольфа. С очерком жизни и деятельности Гербарта. М., 1966. 365с.

3.Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.А. Ротенберг; Общая ред. Е.Н. Медынского. М., 1956. 374с.

4.Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. М., 1981. Т. 1 . 336 с. Т.2. 416с.

5.Пинкевич А.И., Медынский Е.Н. Иоганн Генрих Песталоцци: Его жизнь, учение и влияние на русскую педагогику. М., 1927. 116с.

6.Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XIX – начале XX в. М., 1976. 296с.

Рекомендуемая литература:

1. Локк Д. Соч.: В 3 т. - Т. 1-2 - М.: Мысль, 1985.

2. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2-х т. - М.: Педагогика, 1981.

3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения /Сост. В.А.Ротенберг. Общая ред. Е.Н.Медынского. - М.: Учпедгиз, 1956.

4. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. /Под ред. В.А.Ротенберг, В.М.Кларина. - М..: Педагогика, 1981.

Семинар 7.

Наши рекомендации