Внешние признаки утомления 3 страница
Урок 4.
1. Объяснение перестроения в шеренгу по два.
2. Повороты на месте.
3. Перестроение в шеренгу по два.
4. Проверка выполнения комплекса упражнений утренней гимна
стики.
5. Гимнастический козел: наскок в упор присев и соскок со снаряда
стоя спиной по направлению движения.
6. Кувырок вперед и назад слитно.
7. Перекатом назад стойка на лопатках.
8. Гимнастическое бревно: повторение упражнений урока 3.
9 Ж. К. Холодов
9. Брусья низкие: 1) совершенствование техники выполнения разма
хивания и соскока махом назад; 2) сгибание и разгибание рук в гори
зонтальном упоре на брусьях, ноги врозь.
10. Лазание по канату в два приема. р
11. Бег в равномерном темпе: мальчики — 2 мин, девочки — 1,5 мин. "
Урок5.
1. Ознакомление с содержанием и правилами подвижной игры «Охот
ники к утки». и
2. Повторение перестроения в шеренгу по два. Hi
3. Закрепление понятия «дистанция».
4. Ходьба обычная, на носках, боком, выпадами, ускоренная, бег.
Комплекс обшеразвивающих упражнений в разомкнутых двух шерен
гах.
5. Гимнастический козел: совершенствование выполнения наскока в
упор присев и соскока прогнувшись.
6. Выполнение комбинации в целом: кувырок вперед, кувырок назад
с перекатом в стойку на лопатках.
7. Выполнение зачетной комбинации упражнений на гимнастическом
бревне: ходьба, повороты на носках, приседание, соскок прогнувшись
(на оценку).
8. Выполнение зачетной комбинации на низких брусьях: размахива
ние в упоре, соскок махом назад (на оценку).
9. Игра «Охотники и утки».
Урок 6.
1. Сообщение знаний по строевым упражнениям и технике упражне
ний на разновысоких брусьях и высокой перекладине.
2. Перестроение из колонны по одному в колонну по три и размы
кание в движении.
3. Ходьба различными способами, ускоренная, бег. Комплекс обще-
развивающих упражнений в разомкнутой колонне по три.
4. Гимнастический козел в ширину, высота 100 см. Выполнение за
четной комбинации: наскок в упор присев, соскок прогнувшись (на оцен
ку).
5. Выполнение зачетной акробатической комбинации упражнений на
оценку.
6. Упражнения на разновысоких брусьях: I) разучивание техники выпол
нения размахивания в висе; 2) подтягивание в висе лежа.
7. Перекладина высокая: 1) разучивание размахивания, виса согнув
шись и прогнувшись, соскока махом вперед; 2) упражнения на силу:
поднимание прямых и согнутых ног в висе,
8. Эстафета с набивными мячами и кувырками.
Урок 7.
1.Сообщение знаний по строевым упражнениям и технике упражне^-
ний на разновысоких брусьях и высокой перекладине.
2. Перестроение из колонны по одному в колонну по три и размы
кание в движении.
3. Ходьба различными способами, ускоренная, бег. Комплекс обще-
развивающих упражнений в разомкнутых трех шеренгах.
4. Разучивание стойки на голове и руках, согнув ноги (мальчики). Ра
зучивание моста из положения лежа на спине (девочки).
5. Разновысокие брусья: I) размахивание в висе; 2) вис присев и вис
лежа.
6. Перекладина высокая: I) размахивание в висе; 2) подтягивание;
3) поднимание согнутых ног в висе.
7. Лазание по канату в два приема.
8. Упражнения для мышц брюшного пресса.
Урок 8.
1. Сообщение знаний по технике акробатических упражнений.
2. Перестроение из колонны по одному в колонну по три.
3. Ходьба обычная, на носках с вытянутыми руками вверх, ускоренная,
разминочный бег. Комплекс общеразвивающих упражнений в разом
кнутом кругу.
4. Стойка на голове и руках (силой — с помощью).
5. «Мост» из положения лежа на спине и из положения стоя с помо
щью.
6. Разновысокие брусья: повторение упражнений урока 7.
7. Перекладина высокая: повторение упражнений урока 7.
8. Бег в равномерном темпе: мальчики — 3 мин, девочки — 2 мин.
Урок 9.
1.Повторное объяснение техники лазания по канату в два приема.
2. Повторное изучение строевых приемов.
3. Ходьба различными способами, с движениями рук, ускоренная со
сменой темпа, бег. Комплекс общеразвивающих упражнений в трех ра
зомкнутых шеренгах.
4. Акробатика: повторение упражнений урока 8.
5. Разновысокие брусья: подтягивание в висе лежа (девочки).
6. Перекладина высокая: подтягивание в висе (мальчики).
7. Лазание по канату в два приема — зачет (на оценку).
8. Эстафеты со скакалками и набивными мячами.
Урок 10.
1.Сообщение дополнительных сведений по акробатике в связи с за
четом по акробатическим упражнениям.
2. Строевой шаг, повороты на носках.
3. Повторение обшеразвивающих упражнений урока 9.
4. Выполнение зачетных упражнений по акробатике: стойка на голове
и руках (мальчики). «Мост» из положения лежа (девочки).
5. Разновысокие брусья: висы присев и лежа, подтягивание из виса
лежа.
6. Перекладина высокая: подтягивание в висе.
7. Игра «Охотники и утки*.
12.4. План-конспект урока
План-конспект является документом планирования педагогического процесса по физическому воспитанию на каждое занятие (урок). Это самый детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом.
Эффективность любого занятия связана прежде всего с четкой, правильной постановкой его задач, отражаемых в плане-конспекте.
При постановке задач следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимающихся, их подготовленность, условия места занятия.
Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии. В плане-конспекте урока формулируются главные задачи, решаемые в основной части урока, и частные. Частные задачи должны быть сформулированы по отдельным упражнениям в каждой части урока и указаны в специальной графе плана-конспекта. Педагогические задачи необходимо формулировать возможно конкретнее, чтобы их можно было решить в рамках одного или нескольких занятий.
Содержание уроков по физической культуре определяется государственными программами и поурочным рабочим планом на четверть.
При разработке содержания урока физической культуры необходимо:
1) определить средства и методы решения каждой из задач урока;
2) уточнить необходимый инвентарь для урока;
3) разработать методы организации деятельности занимающихся
при решении каждой из задач;
4) определить критерии оценки деятельности учащихся на
уроке.
Первоначально при составлении плана-конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответ- ' ствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.
В практике существуют разные формы составления плана-конспекта. В качестве примера ниже приводится одна из них.
Представленная форма является развернутой формой плана-
конспекта урока. Преподаватели, имеющие достаточный опыт
педагогической работы и хорошие профессиональные знания,
пользуются различными вариантами сокращенной формы плана-
конспекта занятия. '
На с. 262—264 данного пособия приводятся примерные планы-' конспекты уроков физической культуры для I и VII классов. !
План- конспект
урока физической культуры №____ для учащихся_____ класса
Задачи урока
I.___________________________________________________
2.___________________________________________________
3.
Место проведения
Дата проведения
Части урока | Частные задачи | Содержание урока | Дозировка нагрузки | Организационно-методические указания |
1. ...мин | ||||
2. ...мин | ||||
3. ...мин |
Время проведения |
Необходимый инвентарь Примечания:
1. В первой графе конспекта «Части урока» указываются цифрами ча
сти урока (1 — подготовительная; 2 — основная; 3 — заключительная) и
их продолжительность (в мин).
2. В графе «Частные задачи» записываются задачи по обучению и со
вершенствованию осваиваемого двигательного действия, а также не
большие по своему содержанию дополнительные задачи, решаемые парал
лельно спрохождением основного материала урока. Решение тех или
иных частных задач предусматривается во всех трех частях урока.
Примеры частных задач. Подготовительная часть урока: а) сообщить задачи урока; б) разучить отдельные строевые приемы; в) содействовать формированию правильной осанки и т.п. Основная часть урока: а) создать у занимающихся представление об изучаемом двигательном действии; б) разучить отдельные элементы двигательного действия (например, разбег и отталкивание от мостика при опорном прыжке); в) добиться мягкого и устойчивого приземления при опорных прыжках; г) ознакомить с основными правилами подвижной (спортивной) игры и т.п.
3. В графе «Содержание урока» последовательно указываются по час
тям занятия все предусмотренные для проведения физические упражне
ния. При записи обшеразвивающих упражнений, выполняемых на нес
колько счетов, обязательно надо записать исходное положение (и.п.) и
действия на каждый счет. Если в основной части урока используется груп
повой метод, то в конспекте записывается содержание упражнений для
каждого отделения и указывается порядок смены видов упражнений.
Отдельно записываются упражнения для мальчиков и девочек при плани
ровании на уроке разного для них учебного материала.
4. В графе «Дозировка нагрузки» указываются количество повторений
Упражнений, затраты времени на выполнение упражнения (в мин), ве
личина преодолеваемого расстояния и т.д.
5. В графе «Организационно-методические указания» указываются спо
собы организации занимающихся, методы выполнения упражнений, тре
бования ких выполнению, а также делаются записи типа: «сообщить об
ошибках», «обеспечить страховку», «напомнить правила игры» и т.п.
Примерный план-конспект урока физической культуры в I классе
(I четверть — вторая половина)
Основные задачи
1. Разучивание упражнений с бросанием и ловлей малогомяча, развитие координационных способностей,
2. Обучение прыжкам в глубину.
Место проведения: спортзал школы.
Дата___________
Необходимое оборудование и инвентарь: гимнастические скамейки— 3—4 шт., малые мячи{по количествуучеников класса).
Частные | Содержание | Дозировка | Организационно-методические |
задачи | урока | нагрузки | указания |
Подготовительная часть ( | S млн) | ||
Сообщение задач | Построение в шеренгу. Выполнение команд: | Два круга | Следить за правильным выполнением |
урока | «Смирно!», «Вольно!». Повороты направо, налево | упражнений всеми учениками | |
Воспитывать пра- | Ходьба в обход, ходьба на полусогнутых ногах. | ||
вильную осанку при | обычная ходьба, медленный бег. Построение | ||
строевых приемах | в одну шеренгу | ||
Основная часть (32 мин) | |||
Построение «врассыпную» | 12 мин | По команде па счет «раз* все разбега- | |
Упражнения с малым мячом | ются по залу, «два» — прекращают | ||
1. И.п.— основная стойка, мяч в правой руке. На счет | 4.чин | движение, «три» — поворачиваются | |
1—2 — руки через стороны вверх, переложить мяч в | лицом к учителю | ||
левую, на 3—4 — опустить руки через стороны вниз, | |||
Тоже, переложить мяч из левой руки в правую | |||
2. И.и.— стоя ноги на ширине плеч. Ударить | 6—8 раз | ||
мячом о пол, поймать двумя руками после отскока |
_'. И.п.— неполная стопка, мяч п правой (лсиой) руке — поочередно. Бросить мяч вверх, поймать после отскока от пола 4. Свободная игра с мячом. Ходьба на месте. Построение в шеренгу | 4—6 pai | ||
Обучать мягкому приземлению | Прыжки s глубину с гимнастической скамейки 1. Встатыш скамейку, слегка присестьи, отведя руки назад, спрыгнутьсо скамейки, руки вперед 2. То же, но прыгнутьс хлопком и ладоши З.То же, с диумн хлопками | 10 мин | Приземление производится на носки, ноги немного согнуты в коленях, пятки соединены, руки вытянуты яперед. туловище прямо. Спрыгивать не дальше, чем па 50 см от скамейки. Границу приземления обозначить чертой (мелом). До начала игры надо выучить речитатив |
Посредством игры воспитывать быстроту действий, ловкость, сообра-зитсльность(где, с какой стороны лучше пробежать на другую сторону). Повышение эмоционального состояния детей посредством подвижной игры | Подвижная игра с бегом «Мы веселые ребята» На обеих сторонах зала, на расстоянии 3—4 м от стены, проводится мелом по одной линии. Дети выстраиваются т\ линии и хором гоюрят: «Мы, веселые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй пас догнать!* Водящий, стоящий посередине зала, считает: «Раз, два, три». Все отвечают: «Лови» — и бегут на другую сторону зала. Водящий старается коснуться рукой перебегающих. «Запятнанные» обязаны остановиться, Учительотмечает пойманных и допускает их к игре. Выигрывают те, кто не был пи разу пойман | 10 мин | |
Заключительная часть (5 мин) | |||
Спокойная ходьба вобхол. Итоги, замечания по уроку | 1—2 круга |
Примерный план-конспект урока физической культуры в VIIклассе (II четверть)
Основные задачи
1. Дальнейшее разучивание подъема переворотом на низкой перекладине. Совершенствование кувырка назад в
стойку на лопатках (мальчики).
2. Дальнейшее разучивание подъема переворотом на нижней жерди (на разновысоких брусьях). Совершенство
вание кувырка назад в полушпагат (девочки).
3. Содействие развитию силы и гибкости.
Место проведения: спортзал школы.
Дата__________
Необходимое оборудование и инвентарь: перекладина, разновысокие брусья, канат, гимнастическая стенка.
Частные | Содержание | Дозировка | Организационно-методические |
задачи | урока | нагрузки | указания |
Подготовительная часть (12 мин) | |||
Сообщение задач | Построение. Рапорт. Приветствие | 30 с | Перечислить основные виды упраж- |
урока | нений на уроке | ||
Воспитыватьпра- | Ходьба (разновидности ходьбы). | 1 мин | Спина прямая, смотреть Прямо |
ннльную осанку при | Беге изменением направления. | 2 мин | Девочки через 1,5 мин переходят на ходьбу |
строевых приемах | Построение в шеренгу. Расчет на 9 — 6 — 3 на | 30 с | |
месте.Перестроение уступами. | |||
Комплекс общеразвивагощих упражнений | 8 мин | ||
(10 упражнений) | |||
Основная часть (28 мин) | |||
Развивать силу | 1-е отделеше — мальчики | ||
различных групп | 1. Перекладина низкая. Разучивание подъема перево- | 10 Мин | Допускается помощь партнера. |
мышц и умения | ротом толчком одной и махом; и силой из виса присев | ||
группироваться | 2. Акробатические упражнения. Повторить | ||
упражнение в кувырке назад — 2—3 раза подряд. | 9 мин | Стойка должна быть вертикальной. | |
Кувырок назад в стойку на лопатках | допускается помощь партнера | ||
3. Канат. Лазание на одних руках | |||
4. Упражнения у гимнастической стенки на | 5 мин | Выполняется первоначально с помощью | |
\ | развитие силы мышц ног и мышц брюшного пресса | 4 мин | и страховкеi"i / |
с*
2-е отделение — девочки 1. Упражнения на разновысоких брусьях. Подъем переворотом на нижней жерди 2. Упражнения у гимнастической стенки на растягивание мышц (различные махи) и упражнения для укрепления мышц брюшного пресса 3. Акробатические упражнения. Кувырок назад в полушпагат (выполнить4раза) | 10 мин 9 мин 9 мин | ||
Заключительная часть(5 мин) | |||
Спокойная ходьба. Построение в одну шеренгу. Подведение итогов. Задание на дом |
Примечание. При выполнении основных задач урока, связанных с совершенствованием выполнения технических приемов, преподаватель должен дополнительно сообщать знания о технике упражнений.
Глава 13. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
13.1. Значение и задачи физического воспитания студентов
Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.
Целью физического воспитаниястудентов является формирование физической культуры личности.
Задачи физического воспитания.В процессе физического воспитания студентов решаются следующие основные задачи [121:
— понимание роли физической культуры в развитии личности
иподготовке ее к профессиональной деятельности;
— знание научно-практических основ физической культуры и
здорового образа жизни;
— формирование мотивационно-ценностного отношения к
физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, фи
зическое самосовершенствование и самовоспитание, потребнос
ти в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
— овладение системой практических умений и навыков, обеспе
чивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое бла
гополучие, развитие и совершенствование психофизических
способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в
физической культуре;
— обеспечение общей и профессионально-прикладной физи- Ai
ческой подготоатенности, определяющей психофизическую го- Щ
товность студента к будущей профессии;
— приобретение опыта творческого использования физкуль-
турно-спортивной деятельности для достижения жизненных и
профессиональных целей.
На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебных планах факуль-
тетов вузов по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования в цикле дисциплин общекулъ-турной подготовки предусмотрено выделение обязательных учебных часов (408 ч) на дисциплину «Физическая культура» на весь период обучения с проведением ежесеместровых зачетов в соответствии с требованиями учебной программы для вузов по физическому воспитанию.
13.2. Содержание программы физического воспитания студентов
Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются и утверждаются Министерством высшего образования РФ. Государственная программа физического воспитания определяет обязательный для студентов всех вузов объем физкультурных знаний, двигательных умений, навыков и уровень развития физических качеств.
Программа по физическому воспитанию студентов содержит три основных раздела: теоретический, практический, контрольный.
Теоретический раздел. Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, совершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре.
Знания сообщаются преподавателями кафедры физического воспитания в форме поточных лекций в объеме 26 ч.
Лекционный курс читается по следующим темам: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов», «Социально-биологические основы физической культуры», «Основы здорового образа жизни студента», «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности», «Общая и спортивная подготовка в системе физического воспитания», «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями», «Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или оздоровительных систем физических упражнений», «Особенности занятий избранным видом спорта или оздоровительной системой физических упражнений», «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом»,
«Профессионально-прикладная физическая подготовка студе] тов».
Кроме этого студенты получают и углубляют знания практических занятиях и путем самостоятельного изучения реке мендуемой литературы.
Практический раздел. Учебный материал данного раздела иг правлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.
Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах (12—15 чел.).
Методико-практические занятия предусматривают освоение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.
Деятельность студентов на этих занятиях направлена на творческое овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов. Каждое методи ко-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой.
Программой предусматривается следующий перечень обязательных методико-практических занятий (36 ч), связанных с лекционным курсом [12]:
— методики эффективных и экономичных способов овладения
жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег, передви
жения на лыжах, плавание);
— простейшие методики самооценки работоспособности, ус
талости, утомления и применения средств физической культуры
для их направленной коррекции;
— методика составления индивидуальных программ физичес
кого воспитания и занятий с оздоровительной, рекреационной и
восстановительной направленностью (медленный бег, плавание».
прогулки и т.д.); '
— основы методики самомассажа;
— методика коррегирующей гимнастики для глаз;
— методика состаапения и проведения самостоятельных заня
тий физическими упражнениями, гигиенической или трениро
вочной направленности;
— методы оценки и коррекции осанки и телосложения;
— методы самоконтроля состояния здоровья и физического
развития (стандарты, программы, формулы и др.);
— методы самоконтроля за функциональным состоянием орга
низма (функциональные пробы);
— методика проведения учебно-тренировочного занятия;
— методы самооценки специальной физической и спортивной
подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные
задания);
— методика индивидуального подхода и применения средств
для направленного развития отдельных физических качеств;
— основы методики организации судейства соревнований по
избранному виду спорта;
— методы регулирования психоэмоционального состояния, при
меняемые при занятиях физической культурой и спортом;
— средства и методы мышечной релаксации в спорте;
— методика самостоятельного освоения отдельных элементов
профессионально-прикладной физической подготовки;
— методика проведения производственной гимнастики с уче
том заданных условий и характера труда.
Учебно-тренировочные занятия направлены на приобретение опыта творческой практической деятельности, достижение высоких результатов в избранном виде спорта, развитие самодеятельности в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности.
Средствами практического раздела, направленными на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыжковые), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, туризм, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности.
Практический раздел предусматривает как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств.
Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также дополнительные тесты, разрабатываемые кафедрой физического воспитания вуза с учетом специфики подготовки специалистов в данном учебном заведении.