Процесс воспитания. Цели, принципы и структура.
В педагогической литературе встречается множество определений понятия «воспитание». Формулировки их зависят от методологического подхода, концепции воспитания. В теории воспитания в подходах к определению этого понятия можно выделить два направления. В основе первого лежит взгляд на человека как на объект педагогического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Они определяют воспитание как управление, влияние, воздействие, формирующие личность. При таком подходе , цель воспитания – гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормами. В этом случае учебно-воспитательный процесс недостаточно учитывает саморазвитие личности.
Другое направление в педагогике отражает эволюцию в философских воззрениях современных ученых на воспитание и связано с развитием гуманистических идей, рассматривающих человека как субъект воспитания.
Цель воспитания – формирования социально, духовно, морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности.
Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического развития, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.
Приоритетными принципами воспитания в современных условиях являются:
· Принцип научности как опора в воспитательном процессе на психологические и половозростные особенности детей и учащейся молодежи, использование воспитателем достижений педагогической, психологической и др. наук о человеке;
· Принцип природосообразности, определяемый не только проявлением природных задатков индивида, но и психофизиологическими возможностями человек;
· Принцип культуросообразности, проявляющийся как совокупность всех форм природной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры;
· Принцип ненасилия и толерантности, предполагающий терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм насилия;
· Принцип связи воспитания с жизнью, проявляющийся в учете воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и др. условий жизнедеятельности воспитанников;
· Принцип открытости воспитательных систем, который предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью;
· Принцип вариативности деятельности, предполагающий соответствия содержания этой деятельности изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности;
· Принцип эстетизации детской 9 молодежной) жизнедеятельности.
Воспитание как целенаправленный процесс развития личности представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, определяющее влияние на выбор которых оказывает личность воспитанника. Именно уровень актуального развития воспитанника в данный конкретный период временя является первопричиной определения цели, а затем и содержания, форм, методов, средств воспитания, на отбор которых в определенной степени оказывает влияние уровень профессионализма педагога. Процесс воспитания может быть эффективным и малоэффективным. Его характер определяется не только культурой общества и микросреды, но и субъектами воспитания, включенными в этот процесс, их целями, мотивами, уровнем культуры в целом.
Базовая культура личности как основа содержания воспитания
Мировоззрение личности. Функции, виды и структура.