Групповое дело последнего педагога 4 страница
Если ведущему удается придать веселую, чуть ироничную тональность всему, что имитирует рынок, и, в то же время, глубокое и серьезное отношение к содержанию духовной ценности, то можно считать что интеллектуальный аукцион состоялся.
Большой Круг (Малый Круг)
Большой круг – эпическая модификация вчерашнего группового собрания, вобравшая в себя почти все черты собрания (исключая официоз), но дополненная теплотой дружеского общения и товарищеской заботы о деле.
Дело – предмет рассмотрения и обсуждения на Круге: подводятся итоги, намечаются планы, вырисовываются перспективы, определяются исполнители и заслушиваются ответственные. Но тональность этого серьезного разговора далека от делового жестко регламентированного собрания: здесь допустимы шутки, лирические отступления, угощения, песни, скетчи. Большой Круг – это сбор товарищей-единомышленников, связанных единым делом, вдохновленных какой-либо идеей. На собрание обязуют приходить – на Круг приглашают. Собрание готовит актив, составляя программу. К Кругу готовится каждый приглашенный, и то, что он задумал, никому не известно. Собрание не выходит за пределы поставленных вопросов – Круг имеет лишь один центральный вопрос, остальное принадлежит свободной импровизации.
Большой Круг – это большое количество друзей, по значительному поводу собранное и высоко оформленное как некое празднество. Малый Круг – короче по времени, уже по числу участников, обсуждает вопросы текущие и не столь нарядно обставляется.
Методическая атрибутика здесь очень проста: все пришедшие собираются в круг, размещаются и свободно ведут обсуждение вопроса. Круг может начинаться или завершаться песней. В Круг могут приниматься новые друзья, Круг может допускать гостей.
Трудно сказать, когда именно педагог прибегает к этой форме работы с группой. Иногда – при затруднительных ситуациях: «Как мы живем и хорошо ли нам?» Иногда – в качестве финально-аккордного момента определенного этапа работы: «Наши успехи и наш отчет». Иногда – в связи с непредвиденными событиями: «Моя позиция в конфликте».
При проведении Большого Круга делается многое, чтобы он стал совместным переживанием проблемы и сближал детей, а не разъединял. Сохраняется оптимистический настрой, соблюдается эстетическое оформление, приготовляются маленькие приятные сюрпризы, вводятся символические ритуалы, обозначающие дружественность связей участников Круга.
Не возбраняется дополнение содержательного Круга вкусным столом, однако следует выдерживать пропорции: у Большого Круга всегда маленький стол; у Малого Круга – Мини-стол, так чтобы угощение не отвлекало и не заслоняло собою духовную деятельность собравшихся друзей и товарищей.
Существует одна прелюбопытная особенность Большого Круга: он используется и в семейной педагогике. Изредка узнаешь, как некоторые родители для решения принципиальных семейных вопросов собирают Круг родственников либо домочадцев. И его никак не назовешь семейным собранием, ибо движущим фактором здесь выступает Забота и Сопереживание за семейное дело, семейную честь, семейные успехи.
… - У нас сегодня дома Круг! – говорит девочка учительнице, и та понимающе кивает, ибо в школе общее уважительное отношение к дружескому, деловому обсуждению хода жизни в ее конкретных проявлениях, а значит, и к семейному Кругу точно такое же уважение.
Педагогическим секретом (если можно говорить о таковом) успеха Круга является личность педагога как «звезды» межличностных отношений и как носителя высоких духовных ценностей, а также наличие коллективистских связей в группе. Диффузная группа не способна работать и общаться на Круге, эта форма нуждается в коллективной основе. Но, в свою очередь, сам Круг может выполнять роль стимулятора коллективного развития, однако ее он исполняет при начавшемся процессе преобразования диффузной группы в коллектив, при условии появления первых признаков второй стадии развития коллектива.
Если школьные педагоги задумают внедрить традицию Большого Круга, то рекомендуется предварительная методическая проверка этой формы на проведении товарищеского Круга среди самих педагогов.
Диалог с веком
Рождение данной формы групповой деятельности, которая получила название «Диалог с веком», обязано новой тенденции развития педагогики и воспитательного процесса, а именно, воссоединению педагогики и философии, обращению педагога-воспитателя к философским научным основам в организации школьной жизни как жизнедеятельности ребенка в контексте современной культуры и на уровне современной духовной культуры.
Быть на уровне современности – это жить в контексте общечеловеческой культуры, история развития которой не отбросила в прошлое духовные достижения, а внесла их в нашу современную жизнь, ибо сегодня и всегда мы ведем диалог с веками, принимая их ценности и ежедневно воспроизводя их в индивидуальных вариациях.
Такая точка зрения и способствовала появлению «Диалога с веком». Этот диалог ведет школьник с представителями разных веков. Образ прошлого века преподносит школьнику произведение искусства любого вида и жанра. Чаще всего, это живописный жанр портрета, но не исключен и музыкальный, скульптурный, поэтический портрет.
Материалом может стать все, что имеется в школе: репродукция, слайд, фотография. Не имеет значения авторитет и статус художника. Здесь главное – представительство века, отраженное в портрете. Он экспонируется на экран, и тогда все дети ведут беседу с одним героем, а вернее, беседы, так как школьник индивидуален в восприятии и проявлении. Портреты на множестве репродукций видоизменяют беседу: она ведется тихо, «глаза в глаза», «наедине» - субъект XX века с субъектом века прошедшего. Если разговор состоялся и автор хочет его обнародовать, то диалог воспроизводится при всеобщем внимании и инструментованным педагогом интересе. Поясним последнее: подростку и ранней юности, при всей центрированности на своем «я», не свойственен интерес к рядом находящимся людям, этот интерес следует развивать и культивировать, отмечая все своеобразные черты проявлений личности рядом сидящих. Вот почему мы говорим об инструментовке интереса: его еще нет, но мы его порождаем, оформляем, подчеркиваем.
Чтобы разговор с представителем иного века начался, детям предлагают задать персоне один вопрос, любой, первый пришедший в голову. А далее – пристально вглядеться в лицо героя и услышать ответ. Разумеется, на ответ бросить реплику из нашего века и – вновь ждать последующего ответа.
Психологическими условиями Диалога с веком являются доверительные взаимоотношения, звуковая изоляция каждого во время воображаемой беседы, создаваемая за счет музыкального фона (музыкальное произведение тщательно отбирается), а также световое поле, открытое для персон прошлого: яркий свет не может смутить героя, позволяющего разглядывать себя не один век, - и скрытое для современника, еще не привыкшего к пристальному публичному вниманию.
Беседы, которые поведут дети, не равноценны по их духовной насыщенности. При острых материальных нуждах семьи дети несут в себе экономическую озабоченность и выплескивают ориентированность на материальные ценности («Милая сеньора, как мне нравится Ваше платье!..»). В этом нет ничего страшного, продолжение беседы все равно выводит разговор на проблемы духовные, педагог должен слегка помочь ребенку («Что же она в ответ сказала?»… «Она с тобой согласилась или возражает?»…).
Если художественное полотно сохранило бессмертным облик личности великой, то диалог модифицируется в Диалог с великим.
Великим мы называем человека, достоинство которого (или достоинства) превышает меру обычного, по масштабности влияния на развитие жизни далеко выходит за пределы общераспространенного. Выдающиеся достижения этой персоны очерчивают крайнюю планку человеческих возможностей.
Откажемся от примитивного использования персоналий выдающихся личностей в качестве примера для детей: будьте, как… (имя великого). Нельзя «быть как»: во-первых, потому что великий человек уникален и неповторим; во-вторых, потому что столь же уникален и неповторим ребенок, который, в итоге может и должен остаться самим собой.
Обращение к материалам персоналий обусловлено необходимостью создавать у детей широкий образ жизни, достойной человека, и широких возможностей человека как такового. Конечно, выбор персоналии великого субъективен, зависит от частных обстоятельств. Но, в конечном итоге, не имеет значения, чье имя выберет педагог.
Обратимся к облику Марии Николаевны Ермоловой, великой актрисы, начинавшей свой творческий путь со скромного рядового работника сцены, с завидным упорством и похвальным трудолюбием работающего над собой, изучающего немецкий и французский языки, осваивающего игру на фортепиано, пластику, риторику, философию, и заканчивающей свое творчество на вершине профессионального мастерства, потрясающего сердца людей (об этом говорит множество фактов).
Представшая перед детьми на портрете художника В. Серова, великая актриса не взывает к подражанию, но лишь к удивлению и восхищению: вот какие люди бывают! И когда школьник попробует повести с ней диалог («Уважаемая Мария Николаевна, скажите, пожалуйста,…), он, по сути, поведет диалог сам с собой. Но персона великого определит усилия школьника по поддержанию собственной планки поведения и жизни.
Диалог с великим базируется на фактах, предоставляемых детям в рассказе педагога. Интересно вести разговор с человеком, чьи поступки известны, чья деятельность обрисована. Поэтому педагог, наряду с наглядно-художественным обликом великого, развертывает вербально-иллюстративный поведенческий или характерологический материал персоны. Двух-трех ярких событий бывает достаточно, чтобы у детей появились вопросы и родилось желание вступить в общение с великим.
Если выделять противопоказания к этой форме работы с детьми, то существует одно – отсутствие у педагога личного желания говорить с Веком или с Великим. В таком случае запрещается эксплуатировать данную форму, невольно дискредитируя ее, при таком показателе не спасает ни методика, ни технология, а воспитательные результаты могут быть непредсказуемо отрицательными.
День добрых сюрпризов
Появление этой формы деятельности детей связано с распространением житейского взгляда на знаки внимания: лучше один цветок каждый день, чем огромный букет раз в год.
День добрых сюрпризов – это этическое упражнение в умении оказывать знаки внимания, это пробуждение жажды доставлять окружающим благо, это веселый добрый розыгрыш, итог которого заведомо приятен. Его проводят при условии благоприятного психологического климата в школе для наибольшей гуманизации взаимоотношений там. Это веселое дело укрепляет дружеские отношения, развивает симпатии, повышает психическое состояние отдельных детей, содействует психологической раскрепощенности. В нем обязательно участвуют педагоги наравне с детьми. Субъектом добрых сюрпризов в этот день выступает не «учитель» или «ученик», а «человек»; не «первоклассник», «десятиклассник», «директор», а «человек». Социальная роль в этот день у всех единая – быть человеком, доставляющим радость другому человеку.
О Дне добрых сюрпризов сообщается задолго, так, чтобы у детей было время реализовать творческую задумку. Время от времени педагоги напоминают детям о приближении этого дня, но, скорее, репликой, мимоходом, как если бы и сам педагог вспомнил о приближении веселого праздника.
Инициативу утром этого дня берут педагоги: они первыми представляют свои заготовленные сюрпризы, так чтобы открыть детям путь к добрым актам. Очень часто ребенок, принеся в школьной сумке сюрприз, стесняется его вручать, боясь насмешек в адрес скромного своего знака внимания. Педагоги, открыв этот день, демонстрируют все разнообразие добрых сюрпризов: от необычного костюма до веселой песенки, от простой открытки до остроумного рисунка на дверях учебного класса.
В этот день оценивается сам акт доброго расположения, принимается все, что несет в себе пожелание добра другому, что сделано своими руками и сотворено собственной душой. Родительские деньги не имеют признания. Хотя не исключается участие родителей: они тоже имеют право в этот день доставить школе какой-либо сюрприз, на их сюрпризы не накладывается материальный запрет, ибо они профессионально и экономически обеспечены.
Сюрпризы для группы, для коллектива сочетаются с индивидуальными знаками внимания. Это вносит в методику веселого праздника некоторые сложности: педагоги должны предвидеть ситуации оставленного без внимания ребенка и корректировать их немедленно, внося дополнительные проявления симпатии в новых сюрпризах. Понятно, что педагог, наряду с одним сюрпризом, который раскрывает сразу для всех в начале дня, заготавливает два-три запасных, которые могут и не быть предъявлены, если ситуация сюрпризов по всей школе складывается благоприятно.
Предотвращая нежелательные формы сюрпризов, можно объявить о главном законе этого дня, например: «Сюрприз – это добрые движения доброго сердца» или «Сюрприз не разрушает жизнь, а возвышает ее». Но тут важно соблюсти меру, не перейти к нравоучению, предоставя детям свободу их фантазии и творческой смелости.
В мозаике добрых сюрпризов должно быть очень мало товарных сюрпризов, то есть таких, которые куплены на деньги, а не являются продуктом духовных и физических усилий самого ученика. Единственным позволением устраивать сюрпризы-подношения обладают взрослые, так как они зарабатывают деньги и вправе их тратить по собственному усмотрению – к ним относятся родители и учителя. Но и они не могут злоупотреблять таким позволением. Сюрприз не должен «пахнуть» деньгами, если его основное назначение в упражнении души ребенка.