Правила для воспитателя преподающего
Все, что увлекает воображение, способствует обучению -факт неоспоримый.
Не давайте никогда вашим питомцам труда обременительного, требующего внимания напряженного.
Испытайте хорошенько силы каждого из них и потом требуйте исполнения по силам. Не утомляйте их предметами, несообразными с их возрастом.
Представляйте им непрестанно перспективу выгод, доставляемых хорошим воспитанием. Приводите им примеры, способные возбудить в них желание подражания.
Никогда не толкуйте о таких предметах, которые еще недоступны понятию ваших питомцев.
Ведите их постепенно от неизвестного к известному. Постепенность нужна всюду, особенно в преподавании.
Давайте полную свободу уму учеников - это условие всякого успеха, но при этом не допустите его обратиться в своевольство.
Остерегайтесь бранить детей за непонятливость, быть может, вы сами тому виною, не заострив внимание ученика или худо объяснив предмет. Можно быть ученым и не уметь учить.
Старайтесь занимать учеников не формами и внешностью, а сущностью вещи. «Как можно менее форм, - сказал Руссо, - но сущности, истины и рассудка. Поступайте с детьми, как со взрослыми, и вскоре они будут так же опытны»
Старайтесь научить вверенных вашему попечению тому общему взгляду на предметы, который сразу все обозревает и соображает. Не упускайте, однако ж, без должного внимания и взгляда, глубоко вникающего в подробности. Совершенство двух этих качеств производит гения
167
При обучении следуйте прогрессивному ходу самой природы ребенка, которая никогда не делает скачков. Преподающие в этом отношении не должны увлекаться желанием некоторых родителей, жаждущих скорее насладиться успехами своих детей.
Чрезмерно ускорять ход обучения - значит вредить собственным их выгодам. Для всего есть свое время: плод слишком ранний или который принудили созреть искусственно никогда не имеет той приятности, свежести и вкуса того, который созрел, будучи предоставлен медленному и незаметному влиянию природы.
А. Ф. Афтонасьев
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ ПРИХОДСКИХ УЧИЛИЩ
1. Главная цель, которую вы должны иметь в отношении поведения учеников, есть приобретение над ними нравственного влияния, в отношении к предметам учения уметь сделать ваше преподавание привлекательным. . .
2. Нравственное влияние. Без нравственного влияния на ученика тщетны на него ваши советы, а равно награды и наказания. И то и другое важно по тому смыслу и понятию, которое о них составляет получающий награду или подвергающийся наказанию.
3. Для приобретения нравственной власти есть три средства: ваш собственный пример, доверенность к вам учеников, их привычка к неограниченному повиновению.
4. На детей преимущественно действуют не слова, которые они редко понимают и по необыкновенному в раннем возрасте недостатку внимания и по слабости развития ума. В классе они больше смотрят на учителя, нежели его слушают, его поступки составляют то, что для них понятнее и что они преимущественно замечают.
. . . б. Учитель, показывающий знаки нетерпения, досады, дающий волю каким-либо страстям, возбуждает их в своих учениках, несмотря на все увещевания его о необходимости терпения и взаимной снисходительности.
В. Ф. Одоевский, 1803-1869
Учебное издание
Батурина Галина Ивановна, Кузина Таисия Федоровна
Введение в педагогическую профессию
Учебное пособие
Для студентов средних педагогических учебных заведений
Редактор Л. И. Хлопова Серийное оформление: В. И. Феногенов Технический редактор Р. Ю. Волкова Компьютерная верстка: Д. В. Поляченко Корректоры Э. Г. Юрга, В. И. Хомутова
Подписано в печать 21. 05. 98. Формат 84х108/32. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 9, 24. Тираж 10 000 экз. Заказ № 217.
ЛР№071190от 11. 07. 95. Издательский центр «Академия».
129336, Москва, ул. Норильская, 36.
Тел. /факс (095)474-94-54, (095)475-28-10, (095)305-23-87.
Отпечатано с готовых диапозитивов на ИПП «Уральский рабочий», 620219, Екатеринбург, ул. Тургенева, 13.