Дневная форма получения образования

Номер раздела, темы, занятия Название раздела, темы, учебного занятия, перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов Методические пособия, средства обучения, оборудование Литература Форма контроля знаний
лекции практические (семинарские) занятия лабораторные занятия управляемая самостоятельная работа студентов
1 семестр
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ (64 ч.) -      
Социальное воспитание в учреждениях образования как основа формирования социально-личностных компетенций обучающихся            
1.1 Социальное воспитание в учреждениях образования как основа формирования социально-личностных компетенций обучающихся 1. Социальное воспитание как фактор формирования социальной компетентности обучающихся. Социальная компетентность обучающихся как качество личности. Компоненты и механизмы формирования социально-личностных компетенций обучающихся. 2. Социально-педагогические условия формирования социально-личностных компетенций обучающихся с разными социально-нравственными потребностями и задатками. 3. Учреждения образования как субъект социального воспитания.         Основная: [3], [4] Дополнительная: [4], [5]  
Социальное воспитание в системе социально-педагогической деятельности          
2.1 Социальное воспитание в системе социально-педагогической деятельности 1. Социальное воспитание как фактор социально-педагогической деятельности. Объект и субъект социально-педагогической деятельности. 2. Многоаспектность содержания понятия «социальное воспитание». 3. Сущность и задачи социального воспитания в современной школе по формированию социальных компетенций учащихся. 4. Принципы социального воспитания и условия их реализации. 5. Условия формирования социально-личностных компетенций в процессе социального воспитания. 6. Факторы социального воспитания. 7. Система, структура и содержание социального воспитания.       Мульти-медийная презентация. Пособия по учебной дисциплине Основная: [3], [4] Дополнительная: [4], [5]  
2.2 Социальное воспитание в системе социально-педагогической деятельности 1. Социальное воспитание как фактор социально-педагогической деятельности. Гуманистическая направленность и принципы социально-педагогической деятельности в системе социального воспитания. 2. Сущность и задачи социального воспитания по формированию социальных компетенций учащихся. 3. Принципы социального воспитания и условия их реализации. 4. Условия формирования социально-личностных компетенций в процессе социального воспитания. Факторы социального воспитания. 5. Разработка модели дидактической карты по формированию социальных компетенций учащихся в учреждениях образования.           Основная: [3], [4] Дополнительная: [4], [5] Защита учебных заданий
Роль учреждений дошкольного образования в системе формирования социальных компетенций дошкольников          
3.1 Роль учреждений дошкольного образования в системе формирования социальных компетенций дошкольников 1. Учреждения дошкольного образования как воспитательные организации и фактор относительно контролируемой социализации личности. 2. Цели и задачи дошкольного образования в системе формирования социальных компетенций дошкольников. 3. Виды учреждений дошкольного образования и специфика их социальных функций.           Основная: [1], [3], [4] Дополнительная: [4], [6], [8]  
3.2 Роль учреждений дошкольного образования в системе формирования социальных компетенций дошкольников 1. Основные направления, формы и методы деятельности социального педагога в учреждении дошкольного образования по формированию социальных компетенций воспитанников. 2. Цели и задачи дошкольного образования в системе формирования социальных компетенций дошкольников. 3. Профессиональная деятельность специалиста учреждения дошкольного образования в соответствии с нормативно-правовыми документами и законодательством Республики Беларусь в области дошкольного образования.           Мульти-медийная презентация Основная: [1], [3], [4] Дополнительная: [4], [6], [8] Опрос, защита учебных заданий
Методика организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в учреждениях дошкольного образования          
4.1 Методика организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в учреждениях дошкольного образования 1. Индивидуальный социальный опыт как фактор формирования социальных компетенций дошкольников. 2. Нормы и стереотипы социально-нравственного поведения в дошкольном детстве. Методы заражения, убеждения, примера и внушения в системе формирования социально-нравственного поведения. 3. Игра как средство формирования социально-личностных компетенций детей дошкольного возраста. 4. Совместная деятельность как средство формирования социальных компетенций дошкольников. 5. Образовательные стандарты дошкольного образования. Особенности организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования. 6. Способы оказания индивидуальной педагогической помощи дошкольникам.       Структурная схема воспитатель-ного потенциала семьи Основная: [1], [3], [4] Дополнительная: [3], [6]  
4.2 Методика организации социального опыта воспитанников в учреждениях дошкольного образования 1. Формы и методы формирования социальных знаний, умений, навыков детей дошкольного возраста. Индивидуальные, групповые и коллективные формы социально-педагогической работы с детьми дошкольного возраста как средства формирования социальных компетенций. 2. Разработка методики формирования социальных компетенций дошкольников в процессе организации основных сфер жизнедеятельности (познание, игра, общение, предметно-практическая деятельность). Организация предметно-игровой образовательной среды. 3. Формы и методы формирования культуры игровой деятельности: умение самостоятельно выбирать тематику игр, согласовывать ее с партнерами, планировать сюжет, распределять роли с учетом интересов и желаний каждого участника; создавать предметно-игровую среду. 4. Формы и методы стимулирования активности детей дошкольного возраста. 5. Формы и методы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. 6. Моделирование процесса формирования социальных компетенций дошкольников средствами организации их совместной деятельности. 7. Особенности организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования. Методы, приемы и содержание индивидуальной педагогической помощи (эмоционально-волевая, информационная, интеллектуальная и др.). Организация развивающих ситуаций.           Основная: [1], [3], [4] Дополнительная: [3], [6] Опрос, защита учебных заданий
Учреждения дополнительное образование детей и молодежи как конструктивный фактор в формировании социальных компетенций обучающихся          
5.1 Учреждения дополнительное образование детей и молодежи как конструктивный фактор в формировании социальных компетенций обучающихся 1. Педагогика дополнительного образования как методологическая основа социального воспитания. 2. Цели и задачи дополнительного образования детей и молодежи в контексте компетентностного подхода. 3. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования как система формирования социального опыта, образования и индивидуальной помощи. 4. Основные факторы формирования социальных компетенций детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования. 5. Основные направления деятельности учреждений дополнительного образования: техническое и художественное творчество, экологическая и туристско-краеведческая работа, спортивно-оздоровительная работа. 6. Функции социального воспитания в учреждениях дополнительного образования: интеграционная, ориентационная, нормативно-ценностная, инструментальная.       Мульти-медийная презентация Основная: [2], [4] Дополнительная: [3], [6], [7]  
5.2 Учреждения дополнительное образование детей и молодежи как конструктивный фактор в формировании социальных компетенций обучающихся 1. Социальные отношения в учреждениях дополнительного образования и их влияние на процесс социализации и формирование социальной компетентности детей и молодежи. 2. Основные факторы формирования социальных компетенций детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования. 3. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования как система формирования социальных отношений и социокультурного способа восприятия мира. 4. Учреждения дополнительное образование детей и молодежи как воспитательная организация и ее роль в формировании социально-личностных компетенций детей и молодежи. Специфика вхождения детей и молодежи в воспитательную организацию учреждения дополнительного образования.           Мульти-медийный проектор. Сборники белорусских народных сказок Основная: [2], [4] Дополнительная: [3], [6], [7] Защита результатов учебных заданий, письменный опрос
Организационная структура учреждений дополнительного образования детей и молодежи как воспитательных организаций            
6.1 Организационная структура учреждений дополнительного образования детей и молодежи как воспитательных организаций 1. Организация социально-педагогической работы средствами учреждений дополнительного образования с различными категориями детей: с детьми-инвалидами; с детьми из многодетных и неблагополучных семей; с одаренной молодежью и др. 2. Виды учреждений дополнительного образования и особенности их функционирования (Дворцы и Дома пионеров и школьников, центры художественного и технического творчества, туризма и краеведения, эколого-биологической работы, по физкультуре и спорту). Государственные и негосударственные учреждения дополнительного образования. 3. Основные модели дополнительного образования. Модель досуговых центров (секции, клубы, кружки, творческие лаборатории, ассоциации, хобби-центры и др.). Организация социально-педагогической работы по месту жительства. Использование в социальном воспитании ресурсов библиотек, музеев, театров и др.         Основная: [2], [4] Дополнительная: [3], [6], [7] Защита творческих заданий
Методы организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования по формированию социальных компетенций детей и молодежи   4 (л)      
7.1 Методы организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования по формированию социальных компетенций детей и молодежи 1. Формы и методы организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования. 2. Механизмы создания инфраструктуры комплексной поддержки ключевых компетенций обучающихся, необходимых для обеспечения их личностного развития в системе учреждений дополнительного образования. 3. Особенности и способы стимулирования и мотивации деятельности: консультирование, учет личных достижений, организация работы в команде, соревнование и др. 4. Дифференциация и индивидуализация обучения. 5. Реклама и популяризация деятельности учреждений дополнительного образования в социуме. 6. Мониторинг результатов социального воспитания обучающихся в системе деятельности учреждения. Специфика оценки результата педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования.       Мульти-медийная презентация Основная: [2], [4] Дополнительная: [3], [6], [7]  
7.2 Методы организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования по формированию социальных компетенций детей и молодежи 1. Учебное занятие как единица образовательного процесса. Формы и методы организации и проведения учебных занятий. 2. Метод проектов и его использование в учреждениях дополнительного образования по формированию социальных компетенций обучающихся. 3. Формы воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью в учреждении дополнительного образования по организации совместной деятельности.         Мульти-медийный проектор. Пособия для родителей Основная: [2], [4] Дополнительная: [3], [6], [7] Рейтинговая контрольная работа №1
7.3 Методы организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования по формированию социальных компетенций детей и молодежи 1. Формирование социальных компетенций обучающихся в образовательном процессе в учреждениях дополнительного образования. 2. Массовые формы воспитательной работы: культурно-досуговые, просветительские, рекреационные, образовательно-воспитательные занятия и показательные выступления (конкурсы, фестивали, вечера отдыха, научные и читательские конференции, дискуссии, массовые игры, соревнования и др.). 3. Формы воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью в учреждении дополнительного образования по основному виду деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной. Формы воспитательной работы на основе метода воспитательного воздействия: словесные – собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы; практические – походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, тимуровская работа и др.; наглядные – музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр. 4. Технологии организации социально значимой деятельности обучающихся в учреждениях дополнительного образования.         4 (л)     Основная: [2], [4] Дополнительная: [3], [6], [7] Защита творческих заданий
Школа как субъект социального воспитания в системе компетентностно ориентированного подхода          
8.1 Школа как субъект социального воспитания в системе компетентностно ориентированного подхода 1. Школа как воспитательная организация. Основные характеристики школы как воспитательной организации: философия школы, культура школы, микроклимат школы. 2. Локальная воспитательная система школы. 3. Роль системообразующих компонентов воспитательной системы школы в формировании социальных компетенций учащихся.           Основная: [4], [5] Дополнительная: [1], [3], [8]  
8.2 Школа как субъект социального воспитания в системе компетентностно ориентированного подхода 1. Методика организации воспитательного пространства школы как условие развития социальных компетенций учащихся. Параметры воспитательного пространства школы, формирующие социальные компетенции: целостность, открытость, психологически комфортная атмосфера, развитие и поддержка детских инициатив и др. 2. Социально-педагогическая деятельность по созданию воспитывающей среды, способствующей формированию социальной компетентности учащихся. 3. Развитие социальных компетенций учащихся через систему организации нравственного, физического, полового, эстетического, трудового, экономического, экологического обучения и воспитания.         Мульти-медийная презентация Основная: [4], [5] Дополнительная: [1], [3], [8] Защита творческих заданий
Методика организации индивидуального социального опыта в школе          
9.1 Методика организации индивидуального социального опыта в школе 1. Быт школы как воспитательной организации и его роль в формировании социальных компетенций учащихся. 2. Формирование социальной компетентности учащихся в процессе ученического самоуправления. 3. Роль школьной жизнедеятельности в формировании социальных компетенций учащихся.       Мульти-медийный проектор Основная: [4], [5] Дополнительная: [1], [3], [8]  
9.2 Методика организации индивидуального социального опыта в школе 1. Педагогические условия организации предметно-пространственной среды школы, способствующие формированию социальных компетенций учащихся. Традиции школьной жизни. 2. Разработка модели формирования социальной компетентности учащихся в процессе ученического самоуправления, включающей целевой, содержательно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты. 3. Разработка модели формирования социальных компетенций обучающихся в сфере познания. Разработка модели формирования социальных компетенций обучающихся в сфере общения. Разработка модели формирования социальных компетенций обучающихся в спортивной сфере. Разработка модели формирования социальных компетенций обучающихся в игровой сфере. Разработка модели формирования социальных компетенций обучающихся в предметно-практическая деятельности. 4. Разработка методики формирования социальных компетенций учащихся в процессе клубной и проектной деятельности, участия в деятельности творческих объединений, работе детских и молодежных объединений, движений в условиях школы.           Основная: [4], [5] Дополнительная: [1], [3], [8] Защита творческих заданий
Образовательные функции школы и задачи социального воспитания       2 (с)      
10.1 Образовательные функции школы и задачи социального воспитания 1. Образовательное пространство учреждения образования как фактор формирования и развития социальных компетенций учащихся. 2. Принципы организации образовательного пространства, стимулирующего формирование социальных компетенций учащихся. 3. Школа как институт формального образования. Особенности школьного неформального образования. 4. Роль школьного образования в формировании социально-личностных компетенций учащихся. Решение школой задач стимулирования самообразования. 5. Разработка методики обеспечивающей активность школьников в образовательном процессе.       2 (с) Мульти-медийный проектор. Наглядные материалы по теме Основная: [4], [5] Опрос, защита результатов учебных заданий
Организация индивидуальной помощи в условиях школы          
11.1 Организация индивидуальной помощи в условиях школы 1. Понятие «индивидуальная помощь». Виды индивидуальной помощи. 2. Индивидуальная помощь учащимся в ситуациях естественно-культурных затруднений. 3. Организация в школе индивидуальной помощи учащимся по преодолению социально-культурных задач. 4. Социально-психологические проблемы учащихся и организация индивидуальной помощи в рамках школы. 5. Сущность, назначение и виды педагогической поддержки.         Основная: [4] Дополнительная: [3], [8]  
11.2 Организация индивидуальной помощи в условиях школы 1. Методика организации индивидуальной помощи учащимся в ситуациях естественно-культурных затруднений. Методика организации индивидуальной помощи учащимся по решению социально-культурных задач. Методика организации индивидуальной помощи учащимся по решению социально-психологических проблем. Пути оказания индивидуальной помощи в школе. 2. Реализация в школе индивидуального подхода в процессе формирования социальных компетенций учащихся. 3. Методика социально-педагогической поддержки в процессе формирования социальных качеств учащихся.         Мульти-медийная презентация Основная: [4] Дополнительная: [3], [8] Рейтинговая контрольная работа № 2
Класс как субъект социального воспитания и фактор формирования социальной компетентности учащихся          
12.1 Класс как субъект социального воспитания и фактор формирования социальной компетентности учащихся 1. Коллектив школьного класса как субъект и объект социального воспитания. 2. Параметры школьного класса как группы сверстников. 3. Принципы социального воспитания в школьном классе. 4. Социализирующие функции школьного класса, их реализация в социально-педагогической деятельности. 5. Типология школьных классов по социализирующим функциям.           Основная: [5] Дополнительная: [3], [8]  
12.2 Класс как субъект социального воспитания и фактор формирования социальной компетентности учащихся 1. Роль и педагогические возможности школьного класса в формировании социальных компетенций учащихся. 2. Разработка индивидуально-ориентированных программ, направленных на формирования социальных компетенций учащихся в классе.           Основная: [5] Дополнительная: [3], [8] Опрос, защита творческих заданий
Класс как социально-психологическая группа          
13.1 Класс как социально-психологическая группа 1. Социально-психологические качества класса. 2. Культура школьного класса как фактор формирования индивидуального социального опыта школьников. 3. Динамика развития классного коллектива. Стадии становления школьного класса. Этапы развития школьного класса. 4. Возрастные особенности школьного класса и задачи социального воспитания. 5. Микроклимат школьного класса.         Мульти-медийная презентация Основная: [5] Дополнительная: [3], [8]  
13.2 Класс как социально-психологическая группа 1. Разработка модели развития гуманистического микроклимата класса. 2. Диалоговые технологии как необходимое условие формирования социальных компетенций учащихся в классе. 3. Разработка модели формирования у учащихся социальных навыков: навыки взаимодействия; навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях; навыки позитивного общения; навыки самооценки и понимания других; навыки саморегуляции поведения; управления эмоциями и эмоциональными состояниями; навык решения проблемных ситуаций; навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности. 4. Разработка системы интерактивных методов для формирования социальных компетенций и освоения социальных ролей.           Мульти-медийный проектор. Пособия для педагогов по теме Основная: [5] Дополнительная: [3], [8] Защита результатов учебных заданий
Методика организации индивидуального социального опыта учащихся в школьном классе          
14.1 Методика организации индивидуального социального опыта учащихся в школьном классе 1. Быт школьного класса как фактор организации индивидуального социального опыта учащихся. 2. Режим жизнедеятельности в школьном классе. 3. Коммуникативное пространство школьного класса. Характеристика основных коммуникативных групп («связок») в классе, их роль в организации коммуникативного опыта учащихся. 4. Организация социального взаимодействия в системе социального воспитания в школьном классе.           Основная: [5] Дополнительная: [3], [8]  
14.2 Методика организации индивидуального социального опыта учащихся в школьном классе 1. Педагогические условия эффективности формирования социальных компетенций учащихся в процессе организации быта школьного класса. Методы формирования социальных компетенций учащихся через организацию режима жизнедеятельности в школьном классе. 2. Методика организации коммуникативного пространство школьного класса как условия формирования социально-личностных компетенций учащихся. Характеристика основных коммуникативных групп («связок») в классе, их роль в организации коммуникативного опыта учащихся. 3. Методика организации взаимодействия в коммуникативном пространстве школы, как условие формирования коммуникативных компетенций учащихся. 4. Методы формирования у школьников готовности к социальным отношениям. Тренинговые занятия как условие формирования умений социального взаимодействия.         Мульти-медийная презентация Основная: [5] Дополнительная: [3], [8] Защита результатов учебных заданий
Организация индивидуальной помощи учащимся в условиях школьного класса          
15.1 Организация индивидуальной помощи учащимся в условиях школьного класса 1. Содержание и пути организации индивидуальной помощи в школьном классе. 2. Организация индивидуальной помощи в школьном классе при решении социально-психологических задач учащимися. 3. Взаимодействие педагога социального с семьей и оказание индивидуальной помощи. 4. Индивидуальная помощь в процессе взаимодействия педагога социального и школьников.         Мульти-медийный проектор Основная: [5] Дополнительная: [3], [8]  
15.2 Организация индивидуальной помощи учащимся в условиях школьного класса 1. Алгоритм оказания индивидуальной помощи. Выбор и реализация адекватных методов и форм индивидуальной помощи. 2. Методика организации индивидуальной помощи в школьном классе при решении социально-психологических задач учащихся. 3. Методика взаимодействия педагога социального с семьей и оказание индивидуальной помощи. 4. Методика организации индивидуальной помощи в процессе взаимодействия педагога социального и школьников. 5. Разработка комплекса интерактивных упражнений для формирования успешного опыта самопознания, самоопределения учащихся. 6. Разработка комплекса интерактивных упражнений для формирования позитивной самореализации и самоутверждения учащихся.             Основная: [5] Дополнительная: [3], [8] Рейтинговая контрольная работа № 3
Итого -      
Всего аудиторных       Экзамен

Наши рекомендации