Индивидуализация обучения как перспективная модель инновационного развития образования.

Актуальность внедрения моделей индивидуализации в систему образования обусловлена, во первых, переходом образования на гуманистическую парадигму, что нашло отражение в содержании концепций модернизации российского образования и профильного обучения, в проектах: «Современная модель образования, ориентированная на2耀ешение задач инновационного развития экономики» и «Национальная инициатива «Наша новая школа». Во вторых, потребность в индивидуализации образования порождается педагогическими противоречиями, свойственными любым массовым, фронтальным формам обучения. Такими противоречиями, как известно, являются: специфические особенности процесса индивидуального познания, не совпадающие со средними значениями в группе; различный уровень исходной подготовки обучающихся; потребности у членов группы в образовательных результатах разного уровня; образовательные интересы, для которых отсутствуют в данном ОУ образовательные программы или другие образовательные ресурсы; невозможность индивидуального выбора способа учения в условиях внешней заданности педагогических средств и др.

Для разработки и реализации педагогической (образовательной) модели индивидуализации важно осмыслить с позиции педагогики само понятие индивидуализации, которое до сих пор, несмотря на долголетние исследования проблем индивидуализации обучения, остается самым неопределенным и понимаемым либо слишком широко, либо слишком узко. Проблема усугубляется тем, что вследствие мировой глобализации, в том числе и в образовании, в нашем сознании начинает доминировать представление об индивидуализации, сложившееся в западной культуре, как образовании:

- организующем индивидуальное продвижение по учебной программе и характеризующемся определенной обособленностью в работе отдельного обучаемого посредством индивидуальной работы;

- предусматривающем разделение обучаемых по способностям на потоки, различающиеся объемом и глубиной изучения материала и предоставляющих выпускникам разные возможности дальнейшего образования и профессионального самоопределения.

В советской педагогике, основным принципом которой был принцип единого для всех общего образования, общих задач и единых требований к усвоению его содержания в условиях коллективной учебной работы, под индивидуализацией обучения понимался индивидуальный подход, который заключался в адаптивной организации учебного процесса путем гибкого использования педагогом методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся (Ю.К.Бабанский, И.Унт).

В дальнейшем, по мере смены доминирующих целей российского образования и типов обучения развивалось в педагогических исследованиях и понятие индивидуализации обучения..

В развивающем типе обучения под индивидуализацией сталапониматься такая организация образовательного процесса, которая направлена на развитие общих познавательных способностей учащегося посредством уровневой дифференциации содержания, заданий и способов учебной деятельности с учетом его интересов, познавательных потребностей, актуальных способностей с опорой на зону его ближайшего развития (но по прежнему в рамках коллективных форм классно-урочной системы).

С переходом образования на гуманистическую парадигму образования под индивидуализацией обучения логично понимать личностно-ориентированный подход к образованию как к системе средств организации образовательного процесса, образовательной среды и условий, обеспечивающих целостное развитие личности, как субъекта познания и культуры, и индивидуальных личностных качеств, необходимых для наиболее полной его самореализации в различных сферах деятельности, сохранение и развитие индивидуальности ребенка, полноценное удовлетворение ее образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов, предоставляющих ей свободу выбора содержания и путей получения образования в культурно-образовательном пространстве.

То есть, в построении современных педагогических моделей индивидуализации необходимо предусматривать соотношение социального и индивидуального начал в структуре личности, что обусловливает приоритетность, взаимодействие и взаимообусловленность двух процессов:

-персонализации, как удовлетворение потребности государства, общества и личности на данном историческом этапе в формировании и развитии социально значимых субъектных качеств личности, позволяющих эффективно выполнять социальные и профессиональные роли;

- персонификации, как удовлетворение потребности личности быть самим собой, со своей «Я-концепцией»: свободно проявлять свои индивидуальные качества, поступать в соответствии с собственными интересами, взглядами, мировоззрением.

Таким образом, в моделииндивидуализации, как в определенной системе, отражается: парадигмально-целевая направленность модели; уровень и форма образования, ее профильная направленность; принципы индивидуализации, соответствующие данной парадигме; персонализированные признаки потребителей образования и их образовательные запросы; персонифицированная позиция обучающегося в образовательном процессе; особенность отбора и предъявления содержания образования обучаемому; форма и технология образовательного процесса; характер взаимодействия участников образовательного процесса; способы управления, оценивания, контроля и аттестации; нормативно-правовое обеспечение модели.

Многообразие признаков индивидуализации порождает теоретическое многообразие ее моделей, в которых тот или иной признак будет доминирующим и структурирующим. Но вполне естественно, что ограничительным, сдерживающим фактором практической реализации этого многообразия будут реальные условия – социальные, экономические, материально-технические, кадровые, нормативно-правовые и др. Действующие в настоящее время модели индивидуализации создавались по признаку формы образования: индивидуальная (экстернат, семейное обучение, а в неформальном образовании – репетиторство) и дифференцированная (профильные группы и классы, группы и классы коррекционного обучения, специализированные школы).

Внутри моделей дифференцированного образования в практическом опыте школ и учителей апробируются и другие модели индивидуализации, основанные и на индивидуальном подходе, и на уровневой дифференциации, и на субъектной позиции ученика, и на использовании технологий индивидуализации. Но они являются эмпирическим, инновационным достоянием школы и учителя и не носят системного, нормативного характера, не имеют также финансового обеспечения.

Очевидно, что при сложившемся положении в системе образования не могут быть в полной мере и качественно решены задачи, поставленные в Концепции модернизации, по созданию условий для наиболее полного удовлетворения личностных образовательных запросов каждого учащегося, а также для развития его склонностей, способностей, индивидуальности,. Поэтому в последующих концептуальных документах и проектах по развитию российского образования предлагаются в качестве перспективных модели индивидуализации, положительно зарекомендовавшие себя в мировом и отечественном опыте, такие как организация обучения учащихся III ступени на основе индивидуальных учебных планов(ИУП) и образовательных программ (ИОП); индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) в образовательных сетях; накопительной кредитно-рейтинговой системы, основанной на технологии модульного обучения; дистанционное обучение на основе компьютерных технологий. И в этом плане чрезвычайно ценным становится опыт школ –экспериментальных площадок, апробирующих различные модели индивидуализации в системе общего образования.

В связи с этим возникает потребность в более активном переходе на модели индивидуализации и в системе повышения квалификации, что обусловлено ее новыми функциями

- опережающей подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности, в том числе к организации обучения по ИУП, ИОП, ИОМ. Осваивая эту модель в образовательном процессе повышения квалификации, построенном на этой же модели, слушатель получает опыт, позволяющий ему составить личное мнение как о ее достоинствах в достижении ожидаемых результатов, так и возможных проблемах и рисках, связанных с развитием детей;

- приоритетной ориентации на субъектную позицию слушателя относительно оценки личностной ценности целей, содержания, технологий повышения квалификации для своего профессионального роста и индивидуального развития. Модель индивидуализации повышения квалификации наиболее аутентична личностным и индивидуальным особенностям педагога как взрослого обучаемого, тем более уже имеющего опыт практической апробации различных моделей и технологий и поэтому избирательно относящегося к предлагаемым программам и тематике курсовой подготовки, что делает актуальным вариативность и индивидуализацию образовательных программ дополнительного профессионально-педагогического образования;

Вариативность моделей индивидуализации зависит от доминирования и особенностей компонентов модели.

По парадигмальному признаку в системе ПК реализуются модели индивидуализации: адаптивная (формирующая), коррекционная (компенсирующая); развивающая (опережающая); гуманистическая (личностно-ориентированная).

По признаку форм организации образовательного процесса модель индивидуализации ПК может быть основана на индивидуализации практических, проектно-исследовательских, творческих заданий в соответствии с интересами и выбором слушателей и их выполнением в форме индивидуальной или групповой самостоятельной работы.

Одним из наиболее продуктивных подходов к построению индивидуализированной модели повышения квалификации, как показала практика, является выбор ее основания по доминирующей технологии обучения или их сочетания и интеграции: модульной; исследовательских, творческих, социальных проектов; разноуровневого обучения; контрактов, кредитов, рейтингов; индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных программ; индивидуальных образовательных маршрутов; информационно-компьютерных технологий. Именно технологии позволяют слушателям реально проявить свои индивидуальные особенности, и в деятельности, соответствующей технологической процедуре, самостоятельно отрефлексировать свои сильные и слабые личностные качества для самореализации в этой деятельности, осознать ее личностную значимость и принять собственное решение о самосовершенствовании и овладении необходимыми компетенциями.

Очевидно, что теоретически более широкими возможностями в удовлетворении личностных потребностей в повышении квалификации и личностном развитии обладают модели открытого неформального дополнительного педагогического образования, которые по самой своей сути обеспечивают персонифицированную индивидуализацию. Вместе с тем, зачастую эти модели слабо ориентированы на актуальную социализацию личности, и приобретенные компетенции и личностные качества оказываются невостребованными в том социуме, в котором живет и работает человек. В связи с этим неформальному образованию можно противопоставить более эффективные и целесообразные модели индивидуализации. Это модели, основанные на взаимосвязи, взаимодополнении и взаимоподдержке двух систем повышения квалификации – формальной на базе ИПК и открытой муниципальной, повышающих эффективность каждой их них.

Как свидетельствует положительный: региональный и муниципальный опыт в состав такой комплексной модели индивидуализации могут входить: ПК на основе индивидуального выбора информационных и ресурсных центров; добровольных ассоциаций, клубов, творческих групп, ВНИКов; открытых проблемных семинаров, конференций, дискуссий, дебатов; тематических конкурсов, фестивалей; интерактивного общения на сайтах педагогических форумов; самообразования на основе собственных образовательных программ, дистанционного обучения.

Наши рекомендации