Критичность потребителя (продолжение). Спокон веку мужчина добывал хлеб, тащил в дом косточку, защищал его от враждебных посягательств
Спокон веку мужчина добывал хлеб, тащил в дом косточку, защищал его от враждебных посягательств. Женщина продолжала род, хранила информацию и укрепляла очаг.
В нормальной семье мужчина исполнял радикальную функцию, женщина — консервативную.
Дети это не только видят, не только чувствуют — биополя родителей (не бесполые биополя — а мужское и женское!) напрямую формуют биополе ребенка.
Напоминаем: главный инструмент души малыша и ребенка — память (они подражают — мальчики отцам, девочки матерям — буквально во всем), главный механизм формирования мужского и женского начала — совместное действие.
Если мальчик с первых шагов помогает отцу прибивать, паять, копать, если перенимает боевые приемы, решительность, твердость, спокойствие и умение с достоинством терпеть боль, — в нем будет полноценно развиваться мужское начало; если он видит, как отец любит мать, как уважает труд, как охотно помогает ей в тех работах, где нужны мужские руки, — в нем в необходимой степени (поддерживая гармонию) развивается женское начало.
Если девочка не только видит, как мать варит, стирает, шьет, моет окна, прибирает в квартире, хранит вещи, ухаживает за детьми и поддерживает деятельные контакты со всем родом (хорошая мать не только каждый день вспоминает о стариках предыдущего поколения — у нее каждый троюродный племянник на примете), — если девочка принимает в каждом таком действии самое активное участие — в ней будет полноценно развиваться женское начало. Если она видит, что мать уважает действия отца и никогда не идет ему наперекор, если она усваивает, что главный рычаг матери в семье — доброта, а главный аргумент — труд, если она научается полюбить процесс того, что считается рутинной домашней работой, — из нее получится впоследствии замечательная жена (женщина, в которой достаточно развито мужское начало; достаточно для того, чтобы понимать мужчину, поддерживать его и никогда не претендовать на обмен с ним стульями).
Если семья гармонична, «золотая пропорция» выдерживается всеми ее членами. В мужчине и мальчике соотношение мужского и женского начал — 0,618 к 0,382; в женщине и девочке соотношение женского и мужского начал — такое же: 0,618 к 0,382. Значит, в семейном диполе муж-жена женщина (воплощенное женское начало) весит 0,382; но в диполе ее человеческой сущности эти 0,382 — уже целостность (условно говоря — 1), которая гармонически слита из 0,618 женского начала и 0,382 мужского. В каком состоянии критичность их детей? Напоминаем: они еще не пережили детство, отрочество им только предстоит. Следовательно: 1) их критичность еще не приобрела самостоятельности; 2) она заимствована у родителей (работает память); 3) но если критичность каждого из родителей — это гармоническая мера их сущностей, гармоническое сочетание в каждом из них мужского и женского начал, то их дети в роли критичности используют стереотип — собственную трактовку гармонии ЭПК отца и матери.
Но вот семью перекосило — муж превратил жену, свою «половину», в рабу. Мальчик это усваивает один к одному (работает память!), мужское начало в нем гипертрофировано (значит, огрублено, или — как вам уже не терпится подсказать нам — сведено к животным стереотипам); женское начало он всячески попирает, стесняется его, считает его недостойным проявлением слабости (по мнительности можно принять и за болезнь) — и оттого еще больше отклоняется к мужской стати. Кто он? быть может — супермужчина? Ничего подобного! Раз гармония нарушена — он раб. Женщина для него — только самка. Девочке в этой семье не позавидуешь. Она вырастает бесполым существом, живущим во власти инстинкта продолжения рода. Мужчина для нее — только самец.
Критичность этих детей не имеет лица, потому что обращена (уже сейчас и на всю последующую жизнь) на себя. Ее функция — компенсаторная. 1) Критичность пытается спасти равновесие мужского и женского начал. 2) Поскольку оперативный энергопотенциал невелик, а психомоторика неполноценна, примитивна, работает на стереотипах и реагирует только на стереотипы (вы же сами понимаете — раб…), — критичность обречена на пожизненную борьбу за существование этого человека. Всю жизнь она стоит на страже своего оперативного энергопотенциала, и психомоторику понукает к тому же. А что может психомоторика, не умеющая находить (а тем более — переваривать) источники энергии — гармонии? Только одно: каждого, кто приближается, она пытается отпугнуть: показывает зубы и рычит.
Семью перекосило в другую сторону: жена доминирует, принимает решения, командует; муж только покорный исполнитель. Мальчик в такой семье вырастает робким, инфантильным, женоненавистником; это потенциальный холостяк с задавленным инстинктом продолжения рода. Он раб, но раб неполноценный — его реактивность ничтожна, поскольку он не способен заряжаться до дискомфорта. Как же он спасается в этом случае? — Выключается из ситуации, как притворившийся мертвым жучок.
Девочке в этой семье тоже не позавидуешь. Ведь женское начало ее матери задавлено мужским, женское начало ее отца тоже неполноценно: он может признавать главенство жены, может уважать ее, но любить… Пусть он сам этого не осознает, но мы-то с вами знаем, что любить (материализовать в действии прекраснейшее из чувств) можно только гармонию, а эта жена — воплощенная дисгармония. Дисгармония может привлекать (раба), ее можно терпеть (потребителю, опустившемуся до рабов), к ней можно даже испытать страсть (недолгую вспышку — как болезнь: такое случается у созидателей), но любить… не-е-ет!
Итак, женское начало в этой девочке развивается неполноценно; мужское — тоже: ведь в отце оно ослаблено, смято — далеко от гармонии; а мужского начала матери она не воспринимает. В результате получаем в душе и теле — инфантильность. Ей предстоит незавидный удел: всю жизнь притворяться женщиной, быть как другие женщины. Она знает, что нужно создать семью, завести детей, быть достойной женой, но это идет от ее головы, а не от ее сущности, которая с виду женская, а если заглянуть ей в душу да в физиологию — беспола. Она может достичь всего — кроме счастья. Но об этом будет знать только она одна — вынужденно великолепная актриса.
Критичность этих детей не формируется естественно (учебным гипсовым слепком с ЭПК родителей), не формируется гипертрофированно (превратившись в спасательный круг своего ЭПК), а заимствуется со стороны. Эта критичность — умозрительна. Ее скелет — идеал. Не идеал гармонии (слиток истины, добра и красоты), а идеал именно этого ребенка, а потом — именно этого человека, — стандартный идеал, который принят за меру. Для мальчика это может быть, скажем, Шварценеггер, для девочки — Мэрилин. Не обязательно подражать идеалу, не обязательно походить на него. Ведь никто же не подражает эталону своей критичности, им — меряют. Следовательно, эта критичность — как и в предыдущем случае — не имеет лица. Потому что носит приросшую на всю жизнь неотрывную маску. И так далее.
Глава VI. Критичность
- 23.1 -