Состав детей по нозологиям, прошедших реабилитацию за 2012-2014 г.г.

Реабилитация детей с церебральным параличом: опыт и перспективы.

Лаврентьева Анастасия Николаевна,

к.п.н., заместитель директора

ГБУ РС(Я) «РРЦ г. Нерюнгри»

Проблема создания единой всеобъемлющей модели для реабилитации детей с церебральным параличом является одной из самых сложных в сфере медицины, специальной психологии и педагогики. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что дети объединенные одним диагнозом, представляют собой крайне неоднородную группу, имеют сложную комплексную структуру дефекта.

Накоплен определенный опыт, как теоретического анализа, так и практический работы по организации медико-психолого-педгогического сопровождения детей в условиях реабилитационных учреждений, их структурно-содержательные модели в своей основе имеют много общего, но конкретная реализация процесса медико-психолого-педагогического сопровождения различна. В этой области опыт работы ГБУ РС(Я) «РРЦ г. Нерюнгри», начавшего свою деятельность в 1992 году, имеет практическую и теоретическую ценность. Цель работы данного учреждения – создание оптимальных условий для полноценной подготовки ребёнка с психоневрологической патологией к социально-бытовой адаптации и интеграции в здоровое общество. За годы работы Центра среди реабилитируемых детей по количественному составу всегда на первом месте выходил диагноз – детский церебральный паралич.

Таблица 1.

Состав детей по нозологиям, прошедших реабилитацию за 2012-2014 г.г.

Наименование нозологии 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Психические расстройства
Болезни нервной системы: из них, детский церебральный паралич 159
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
Врождённые аномалии
Последствия травм
Болезни эндокринной системы
Болезни глаз  
Болезни кровообращения    
Всего:

Система медико-психолого-педагогического сопровождения в реабилитационном учреждении включает в себя следующие структурные блоки:

· диагностический блок;

· блок медико-психолого-педагогической реабилитации.

Каждый из перечисленных блоков реализует свою деятельность в тесной взаимосвязи, также определяет направления совместной многоаспектной деятельности специалистов разных областей (медицины, психологии, педагогики), обеспечивает комплексный подход к реабилитации детей с церебральным параличом.

Первый блок – диагностический рассматривается как основа организации всего процесса реабилитации. Его можно условно разделить на следующие структурные модули:

1. Первичной диагностики.

2.Коррекционно-диагностический.

Модуль первичной диагностики обеспечивает первичное изучение психофизических особенностей личности ребенка, его семьи, условий воспитания и развития. Здесь выявляются и квалифицируются нарушения в развитии, устанавливаются возможные причины. На основе данных первичной диагностики принимается решение об определении ребенка в группу для занятий и намечаются направления реабилитационной помощи.

Коррекционно-диагностический модуль осуществляет систематический контроль за динамикой изменений в психофизическом развитии детей во время процесса реабилитации, что позволяет внести своевременные коррективы в индивидуальную программу реабилитации. Реализация этого модуля отражается в работе психолого-медико-педагогического консилиума, как метода комплексного коррекционно-развивающего воздействия, что позволяет обеспечить объективность оценки. Консилиум определяет реабилитационный потенциал ребенка, координирует реализацию программы индивидуальной реабилитации.

Блок комплексной реабилитации представляет собой организованный, целенаправленный, индивидуально ориентированный процесс. Коррекционно-развивающая направленность пронизывает все виды психолого-педагогической помощи, оказываемые в Центре, основывается на принципах и методах кондуктивной педагогики, как наиболее эффективного метода реабилитации детей. Для каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, подбирается индивидуальный маршрут реабилитации, который может включать занятия логопеда, дефектолога, психолога, музыкальной реабилитации, трудотерапии, лечебного плавания, социально-бытовой адаптации, кондуктивной педагогики.

Работа лечебно-оздоровительного блока направлена на оздоровление ребенка, физическое развитие, совершенствование движений, а также воспитание адекватного отношения к своему здоровью и формированию стремления активного и здорового образа жизни. Для осуществления этого проводятся физиотерапевтические процедуры, медикаментозная терапия, занятия лечебной физической культуры, лечебного плавания.

Работа по социально-бытовой адаптации является наиболее необходимой для детей с ограниченными возможностями. Она предполагает создание педагогических условий для формирования умений и навыков, необходимых для самообслуживания в быту и социуме. С этой целью проводятся специальные занятия по социально-бытовой адаптации, ведется ежедневная работа в режимных моментах (привитие культурно-гигиенических навыков, одевание-раздевание, прием пищи и т.д.).

Развитию социализации детей, преодолению «барьера» между обществом и ребенком, между семьей и обществом направлен блок социокультурной реабилитации: выставки творчества, концерты и спектакли детей, ежегодные фестивали «Семья года». Многолетний опыт работы Центра, показал, что семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями, не только не может в полном объеме выполнить свою социальную функцию, а сама становится реальным объектом, нуждающимся в реабилитационной помощи. В Центре разработана практическая модель работы с семьей, позволяющая включать семью не только в «поле» комплексной медико-психолого-педагогической коррекционной деятельности, но и в реабилитационный процесс, конечной целью, которого является нормализация жизни, в рамках возможного для каждой семьи.

У большинства детей своевременно начатые комплексные реабилитационные мероприятия всегда дают положительную динамику, помогают обучить самостоятельности, активной жизненной позиции, поэтому апробация приёмов и методов основных направлений реабилитационной работы целесообразна и обеспечивает положительный результат.

Таблица 2.

Наши рекомендации