Понятийный аппарат педагогики досуга
Одним из признаков любой науки является наличие у нее понятийного аппарата (тезауруса). Каждая отрасль знаний имеет свою терминологию, выражающую систему понятий, в которых зафиксирована накопленная информация о закономерных и наиболее существенных связях и отношениях между соответствующими объектами. Свой понятийный аппарат имеет и педагогика досуга. При помощи понятий отображаются не только фрагменты социокультурной действительности, но и сам процесс постоянного изменения и развития педагогической деятельности в сфере досуга. Поэтому необходимо знать точный смысл используемых терминов.
Понятие как форма мышления – это закрепляемая термином (или слово-сочетанием) мысль, отражающая предметы и явления социокультурной действительности со стороны их отличительных, а в научном познании существенных признаков. Конкретное использование понятия требует адек-ватного понимания его содержания, его смыслового значения. Понятие раскрывает присущее термину признаки, основные и главные свойства и отношения, опираясь на которые можно познать его производные качества. Поскольку значения терминов, изучаемых объектов часто фиксируются в понятиях, определение можно рассматривать как формирование в сжатой форме основного содержания понятия. Определения составляют важнейшую часть научной теории, ибо дать определение, значит, прежде всего, подвести данное понятие под другое, более широкое. Этим обуславливается роль определений в научном познании.
Понятие как форма отражения социокультурной действительности несет двойную смысловую нагрузку: содержание – совокупность отраженных в нем признаков и объем – множество элементов, каждому из которых принад-лежат определенные признаки, относящиеся к содержанию понятия.
Как одна из отраслевых педагогических наук, педагогика досуга, исследуя развитие человека в досуговой деятельности, заимствует ряд терминов из соци-альной педагогики, социальной работы, социологии досуга. Являясь одновре-менно и отраслью культурологического знания, педагогика досуга использует понятия и термины, сложившиеся в социально-культурной сфере. В принятых в 1992 г. Основах законодательства Российской Федерации о культуре в статье 3 четко определен основной понятийный аппарат (тезаурус), который постоянно используется в современной теории и практике социально-культурной деятель-ности. Законодательное закрепление культурологических терминов имеет прин-ципиальное значение для достаточно глубокого понимания сути и содержания курса «Педагогика досуга».
Однако в определении понятийного аппарата педагогики досуга нельзя обойтись простым заимствованием определений из других наук. Одна из важных задач сегодня состоит в том, чтобы квалифицированно определить древо проблем педагогики досуга. Основная трудность на этом пути связана с пока еще неадекватным пониманием объекта и предмета научной дисциплины. Тем не менее мы считаем возможным предложить в предварительном порядке ряд наиболее актуальных для разработки проблем Сюда входят проблемы: взаимосвязь социального и культурного в досуговой деятельности; социально-культурная ситуация развития личности; технология социально-культурной профилактики девиантного ведения; общее и особенное в толковании понятий «социальная педагогика», «социальная работа», «социально-культурная Дея-тельность»; культурно-воспитательный опыт народной педагогики; обычай как фактор нормативной регулиции социального поведения; игровая деятельность в системе средств развития социальных свойств ребенка; общественное мнение как форма социального контроля; деятельность по целенаправленной педаго-гизации социально-культурной среды обитания; досуговое общение как фактор социального развития личности; детское сообщество как фактор социализации человека; семья как традиционный социокультурный институт; культурологи-ческие основания социальной педагогики, социальной практики и поведен-ческой психотерапии.
Исходя из накопленного опыта по ряду перечисленных проблем, можно попытаться составить перечень основных дефиниций, употребляемых в про-цессе досуговой деятельности. Овладение знаниями в области педагогики досуга предполагает, в первую очередь, уяснение определенной совокупности наработанных в ней понятий и терминов. Использование понятийного аппарата, выражающего специфику педагогической деятельности в досуговой сфере, является одной из важных научно-методических задач.
В организации современной досуговой деятельности широко используется следующие термины и понятия:
Адаптация социальная – вид взаимодействия личности или социальной группы с социально-культурной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Она определяется целями деятель-ности, социальными нормами, способами их достижения и санкциями за откло-нения от этих норм.
Активность социальная – характеристика способа жизнедеятельности социального субъекта, которая заключается в сознательной направленности его деятельности по преобразованию социальных условий в соответствии с назревшими потребностями, интересами, целями и идеалами, в выдвижении и реализации социально-культурных инициатив, формировании у себя необхо-димых социальных качеств. Она может осуществляться в различных формах деятельности (индивидуальной, групповой, массовой). Через социальную активность выражается уровень социальных потенций субъекта, его культура, умения, знания и навыки, способность охватывать свой деятельностью окружа-ющий мир. Важную роль в социализации человека играет досуговая деятель-ность, которая обеспечивает воспроизводство, развитие личности, способности к труду. Социальная активность является одной из основополагающих социо-логических категорий, которая применяется в разработке проблем социальной деятельности и поведения.
Аудитория (посетители, слушатели, зрители) – относительно устойчивая совокупность индивидов, сформированная в процессе удовлетворения их досугового интереса к определенным источникам информации (театральная публика, посетители учреждений культуры).
Бюджет времени – совокупность или отрезок времени (суток, недели, месяца, года и т.д.), в которых протекают жизненные процессы отдельных лиц или групп в том или ином виде деятельности. Он выражает возможность наполнения содержанием различных видов жизнедеятельности (труд, занятия любимым делом, учеба, отдых, развлечения и т.д.) и исчисляется в количест-венных пропорциях.
Время социальное – форма реализации социальной жизни в ее объективном и субъективном измерениях, социально-исторического существования людей, составляющая необходимый ресурс (условие) их деятельности. Характери-зуется длительностью, последовательностью, повторяемостью, одновремен-ностью, ритмом.
Гуманитаризм есть направление мышления и деятельности, ориентиро-ванное на всемерное развитие, освоение и использование гуманитарного зна-ния в качестве средства гуманизации жизни.
Гуманизм – это направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безус-ловном уважении свободы каждой личности.
Досуг – совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществ-ляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие лич-ностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые проблемы.
Деятельность – специфическая форма отношения человека к окружаю-щему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преоб-разование его в интересах людей. Деятельность включает в себя цель, средства, сам процесс и результат.
Деятельностькультурно-досуговая(КДД) - данный термин вошел в научный оборот в начале 80-х годов ХХ века. Его появление (автор Л.Коган), с одной стороны, отражало попытку найти обобщающее, собирательное определение противоречивой практике культурного досуга, именовавшейся в различные периоды советской истории как «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа». С другой стороны, появление термина «культурно-досуговая деятельность» являлось логическим следствием теоретического осмысления проблемы куль-турного досуга, ориентированного на принципиально новое понимание куль-туры, отличного от узкого ее рассмотрения только как культурное потребление. Сегодня она интерпретируется как живой культуротворческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественного творчества, приоб-щение к лучшим образцам, самоорганизация на почве культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговую деятельность правомерно рассматривать как обозначение «досуговой» части общей социально-культурной деятель-ности. Современное понимание сущности культурного досуга как одного из видов нерегламентированной человеческой деятельности, как составной части культуры позволяет отойти от традиционных советских стереотипов и штампов, помогает понять многосложную практику организации культурно-досуговой деятельности.
Диагностика досуговых социокультурных процессов – выявление на основе анализа содержательно-структурных элементов в соответствии с предложенной моделью деятельности и последующим определением факто-ров, влияющих на ее регуляцию.
Знания – обобщенный опыт человечества, отражающий различные области деятельности в виде фактов, правил, выводов, закономерностей, идей, теорий, которыми располагает наука.
Институт социальный – устойчивая форма закрепления общественных связей и способ осуществления специализированной деятельности, обеспечивающий стабильное функционирование общественных отношений, Выполняет организационные, регулятивные, управленческие и воспитательные функции в обществе.
Институт социально-культурный – целостное образование, возникаю-щее и функционирующее в сфере досуга и организационно объединяющее людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-куль-турных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.
Информация социальная – знания, сообщения, сведения об отношениях людей, состоянии и характере развития социальных процессов, условиях жизнедеятельности, общественном положении индивидов и социальных групп, взаимодействия их интересов. Основные характеристики социально значимой информации: количество, ценность (полезность), содержание (смысл, значение), правдивость, адекватность, достоверность, точность, оперативность, надежность.
Инфраструктура социальная – устойчивая совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для рациональной организации основных видов деятельности человека – трудовой, общественно-полити-ческой, культурной и семейно-бытовой. Характеризует взаимодействие матери-ально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, общности).
Культура – исторически определенный уровень развития общества, твор-ческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах органи-зации жизнедеятельности людей в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Это качественная характеристика особенностей саморазвития, самопроизводства личности посредством ее собственной деятельности.
Культура досуга – набор ценностных ориентаций и кодов поведения, способствующих самореализации внутренних творческих потенций личности в свободное время.
Культурная деятельность – деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей.
Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную зна-чимость, здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.
Культурное наследие народов и национальных групп, проживающих на территории Российской Федерации – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
Культурное достояние народов Российской Федерации – совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, имеющие общенациональное, общероссийское значение.
Культурные аспекты федеральных и региональных программ развития – перспективы социально-экономических, научно-технических, экологических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.
Государственная культурная политика, политика государства в области культурного развития – совокупность принципов и норм, которыми руковод-ствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
Важнейшие сферы культурной деятельности:
- выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
- художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
- художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
- самодеятельное (любительское) художественное творчество;
- музейное дело и коллекционирование;
- книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;
- телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
- эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;
- научные исследования культуры;
- международные культурные обмены;
- производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения и создания, распространения и освоения культурных ценнос-тей;
- иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, рас-пространяются и осваиваются культурные ценности.
В статье 8 Основ законодательства Российской Федерации о культуре отмечено, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.
Микросреда социальная – объективная социальная реальность, представ-ляющая совокупность материальных, политических, социально-психологи-ческих и других факторов, взаимодействующих с личностью в процессе их жизнедеятельности и оказывающих на нее влияние. Типы микросреды определяются по следующим основным признакам: деятельности личности (производственно-трудовой, общественно-политической, учебно-воспита-тельной, культурно-досуговой, спортивной и т.д.); семейно-бытовому, территориальному, национальному, возрастному.
Общение – взаимодейстаие индивидов, в котором происходит обмен ин-формацией, опытом, знаниями, мыслями, оценками, суждениями, навыками, умениями, результатами деятельности. Досуговое общение является необхо-димым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса, вида досуговой деятельности.
Одаренность – высокий уровень развития интеллекта, качественно свое-образное сочетание способностей, обеспечивающее успешную самореализа-цию человека в одном из видов творческой деятельности (музыке, живописи, поэзии, ремеслах и т.д.). В одаренности проявляется творческий потенциал человека.
Ориентация личности ценностная – содержание социального уровня направленности, взаимодействующей со значимыми для нее оценками окру-жающей действительности. Она является важным фактором общения, объе-диняющм в своей структуре мыслительный и эмоциональный компоненты личности. Высший уровень ценностных ориентаций составляют мировоз-зренческие, определяющие самую общую ценностную направленность позна-вательной, духовной и духовно-практической деятельности человека, его высшие цели жизни.
Отдых активный – снятие утомления не столько состоянием покоя, сколько сменой вида деятельности.
Позиция групповая – позиция, обобщающая мнения и оценки членов группы. Может принять форму групповой нормы и проявляться в содержании и направленности групповой деятельности.
Потребности духовные – потребности людей в образовании, получении квалификации, приобщении к культуре, познании окружающего мира, эсте-тическом наслаждении.
Социализация – многогранный процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей общества, микросоциума, приобретения им социальных качеств, черт, опыта, включения в социальную практику и реалиизации своей сущности посредством выполнения определенных соци-альных ролей.
Социальная работа – деятельность по оказанию помощи отдельным лю-дям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных пот-ребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве его субъектов.
Социальная педагогика сегодня интерпретируется как теория социального воспитания человека на протяжении всех этапов его жизненного пути, как педагогический компонент социальной работы.
Социально-культурная деятельность – исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобра-зования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.
Социально-культурная среда означает конкретное своеобразие и прояв-ление общественных отношений в сфере культуры и досуга. Эти отношения между участниками социально-культурной деятельности могут выстраиваться как по вертикали (по принципу субординации), так и по горизонтали (по принципу координации). Они могут носить либо сугубо формальный (для формализованных структур), либо неформальный ( для неформальных групп и общностей) характер.
Социально-культурная сфера – обобщенный, универсальный, системо-образующий термин, с помощью которого изначально обозначено тесное единство и взаимодействие следующих подсистем: духовных, культурных потребностей граждан, различных видов социально-культурной деятельности, конкретных результатов (продуктов) различных видов этой деятельности, наличия широкой сети социальных институтов, осуществляющих эту деятель-ность как в коллективном, так и индивидуальном порядке.
Социокультурная ситуация – это многомерное социокультурное прост-ранство, отражающее всю совокупность условий жизнедеятельности человека: социально-культурную среду, соответствующие сферы жизнедеятельности.
Способности – это личностные умения и навыки, которые формируются на базе врожденных задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных творческих технологий. По справедливому замечанию Л.С.Выгодского, наследуются не способности, а возможности их развития – задатки.
Сфера досуговая – сфера отношений между индивидами, группами людей, принимающих участие в досуговом общении, приобщении к духовным цен-ностям, культуре.
Талант – сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально осуществить какую-либо сложную, требующую высокого уровня мастерства деятельность.
Технологии (социально-культурные) – средство обмена человеческими способностями и потребностями культуры.
Ценности (духовные) – абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека.
Экстериоризация – перевод из внутреннего плана во внешний, в деятель-ность среди людей.
Эти понятия (термины) имеют принципиальное значение для достаточно глубокого понимания сути и содержания педагогики досуга. Без их освоения практически невозможно осмысление такого фундаментального явления в жизни человечества как досуговая деятельность.
Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте сущность понятий «досуг», «досуговая деятельность», «куль-турная деятельность».
2. На конкретном примере из практики дайте оценку категорий «социаль-ное» и «культурное» в поведении и действиях человека или группы людей.
3. Назовите различные виды культурных ценностей и ответьте, корректно ли будет назвать одну из них наилучшей?
4. Что такое культурная среда? Попытайтесь дать характеристику различ-ным социально-культурным средам.
5. В чем, по вашему мнению, заключается смысл и содержание понятия культурно-досуговая деятельность?
Список рекомендуемой литературы:
1. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. – М., 1991.
2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 204.
3. Краткий словарь по социологии. – М., 1988.
4. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник. – Омск, 1992.
5. Платонов К.К.Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984.
6. Практикум по социологии. – М., 1992.
7. Словарь иностранных слов. – М., 1990.
8. Философский словарь. – М., 1987.
9. ФЗ РФ (1992 г.) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». – М., 1993. – Ст. 3.
10. Эстетика. Словарь. – М., 1989. и др.
Глава II.