Часть 2. Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе.

Период Произношение Развитие речи Формирование элементарных навыков письма и чтения.
  I Сентябрь, октябрь Индивидуальные и подгрупповые занятия 1. Постановка и первона­чальное закрепление звуков [к], [к'], [х], [х’], [j], [ы], [с], [с'], [з], [з*], [л], [л'], [ш], [ж], [р], [р’] и др. В соответ­ствии с индивидуальными планами занятий. 2. Преодоление затруд­нений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. 3. Формирование граммати­чески правильной речи. 4. Звуковой анализ и синтез слогов и слов, чтение, пись­мо в случае индивидуальных затруднений. Фронтальные занятия 1. Закрепление правильного произношения звуков [у], [а], [и], [п], [п'], [э], [т], [т'], [к], [к'], [м], [м'], [л'], [о], [х], [х'], [j], [ы], [с]. 2. Различение звуков на слух: гласных — ([у], [а], [и], [э], [о], [ы]), соглас­ных — [п], [т], [м], [к], [д], [к'], [г], [х], [л], [л'], [j], [р], [Р']» [с], [с'], [з], [з'], [ц] в различных звуко-слоговых структурах и словах без проговаривания. 3. Дифференциация пра­вильно произносимых зву­ков: [к] — [х], 4. [л'] — [j], [ы] - [и]. 5. Усвоение слов различ­ной звуко-слоговой слож­ности (преимущественно двух- и трехсложных) в связи с закреплением правильного произношения звуков. Усвоение доступных ритми­ческих моделей слов: та—та, та—та, та—та—та, та—та—та. Определение ритмических моделей слов: вата—тата, вода—тата и т. п. Соотнесение слова с задан­ной ритмической моделью 1. Воспитание направленно­сти внимания к изучению грамматических форм слов за счет сравнения и сопоставле­ния: существительных един­ственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма); различных оконча­ний существительных мно­жественного числа, личных окончаний существительных множественного числа роди­тельного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окон и т. д.). Согласование глаголов един­ственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли... собаки); сравнение личных окончании глаголов настоя­щего времени в единствен­ном и множественном числе (поет Валя, поют ... дети); привлечение внимания к ро­довой принадлежности пред­метов (мой ... стакан, моя... сумка). 2. Словарная работа. Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выли­вает...); способом присоеди­нения суффиксов (мех — ме­ховой — меховая, лимон — лимонный — лимонная); способом словосложения (пылесос, сенокос, снего­пад); к словам с умень­шительно-ласкательным значением (пенек, лесок, колесико). 3. Предложение, связная речь. Привлечение внимания к со­ ставу простого распростра­ненного предложения с прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предло­жений с помощью вопросов: кто? что делав т? дела­ет что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким (одним словом) и полным ответом на вопросы. Составление простых рас­пространенных предло­жений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. Заучивание текстов наи­зусть. 1. Анализ звукового состава правильно произносимых слов (в связи с формирова­нием навыков произноше­ния и развития фонематиче­ского восприятия). Выделение начального глас­ного из слов (Аня, ива, утка), последовательное называние гласных из ряда двух — трех гласных (аи, уиа). Анализ и синтез обратных слогов, например «ат», «ит»; выделение последнего согласного из слов («мак», «кот»). Выделение слогооб­разующего гласного в пози­ции после согласного из слов, например: «ком», «кнут». Выделение первого соглас­ного в слове. Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов: «кит* (все упражнения по усвоению навыков звукового анализа и синтеза проводят­ся в игровой форме). 2. Формирование навыка слогового чтения. Последова­тельное знакомство с буква­ми у, а, и, п, т, м, к, о, ы, с на основе четкого правильно­го произношения твердых и мягких звуков, постепенно отрабатываемых в соответст­вии с программой по форми­рованию произношения. Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов: «аттг», «ит». Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтение прямых слогов: «та», «му», «ми», «си» с ориентировкой на гласную букву. Преобразовывание слогов и их письмо. Выкладывание из букв раз­резной азбуки и чтение слов, например: «сом», «кит». Постепенное усвоение тер­минов «звук», «буква*, «слово», «слог*, «гласный звук*, «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».  
II Ноябрь, декабрь, январь, февраль   Индивидуальные и подгрупповые занятия 1. Постановка и первона­чальное закрепление звуков: [т], [б], [б'], [д], [д'], [г], [г'],[ш], [ж], [л], [р], [р'], [ц],[ч], [ш] в соответствии с индивидуальными планами и планами фронтальных заня­тий. 2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков (строительство, кос­монавт и др.). 3. Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуаль­ных особенностей детей. Фронтальные занятия 1. Закрепление правильного произношения звуков: [с] (продолжение), [с'], [з], [з’],[б], [б'], [д], [д', [г], [г’], [ш], [л], [ж], [р], [р']. 2. Различение звуков на слух: [с] - [с'], [з] - [з'], [з] - [з'] - [с] - [с’], [б] -[б] - [п] - [п'], [д] - [д'], [Д] - [Д'] - [т] - [т'] -[г] - [г'], [г] - [г'] - [к] - [К'] - [Д] - [Д'], [Ш] - [С]- [ж] - [щ], [л] - [л'] – [р] - [р’], [ж] - [з] - [ш] (без проговаривания). 3. Дифференциация пра­вильно произносимых зву­ков: [с] — [с'], [з] — [з'], [б] - [п], [д] - [т], [г] - [к], [с] — [ш], [ж] — [з], [ж] — [ш], [с] — [ш] — [з] — [ж], [р] – [Р'], [л] - [л']. 4. Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар, перекресток, экскаватор и др.) в связи с закреплением правильного произношения перечисленных звуков. 5. Анализ и синтез звуково­го состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.   1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, вре­мени действия Усвоение наиболее сложных форм множествен­ного числа существитель­ных (пальто, торты, крылья...). Усвоение форм множествен­ного числа родительного падежа существительных (много — яблок, платьев). Привлечение внимания к падежным окончаниям существительных (В лесу жила белка. Дети любова­лись ... белкой. Дети кор­мили ... белку); к согласо­ванию прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множест­венном числе (большой ... мишка, большая ... кошка, большие ... кубики); к со­гласованию прилагательных с существительными средне­го рода и сопоставлению окончании прилагательных мужского, женского и сред­него рода в единственном и множественном числе (ой... голубой платок; ал ... голу­бая лента; ое... голубое платье; ые ... голубые поло­тенца). Употребление сочетаний прилагательных с существитель­ными единственного и мно­жественного числа в составе предложения в разных паде­жах (В зале много... свет­лых ламп. Дети кормили морковкой... белого кроли­ка. Дети давали корм... бе­лым кроликам...). Воспита­ние умения в простых случаях сочетать числитель­ные с существительными в роде, числе, падеже (Кук­ лам сшили... два платья... пять платьев, две рубаш­ки... пять рубашек). Сравнение и сопоставление глаголов настоящего, яро-шедшего и будущего време­ни (катаю — катал — буду катать); глаголов совер­шенного и несовершенного вида (красит — выкрасил). 2. Словарная работа Привлечение внимания к образованию слов (на но­вом лексическом материале) способом присоединения приставки (прибыл, прикле­ил, прибежал, приполз, при­скакал; уехал, приехал, подъехал, заехал); способом присоединения суффик­сов — образование относи­тельных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые; пластмассовый, ая, ое, ые), за счет словосложения (трехколесный, перво­классник). составе предложений в раз­личных падежных формах (У меня нет ... стеклянной вазы. Я катался на…трехколесном велосипеде. Грузо­вик подъехал к заводу). Привлечение внимания к глаголам с чередованием со­гласных (стричь, стригу, стрижет...). Образование уменьшительно-ласкатель­ной формы существитель­ных и прилагательных (У лисы длинный пуши­стый хвост. У зайчика коротенький пушистый хвостик). 3. Предложения Привлечение внимания к порядку слов и изменению форм слов в составе простого распространенного предложения. Составление предложений без предлогов и с предлога­ми на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из слов в начальной форме (скамейка, под, спать, собака — Под ска­мейкой спит собака...). Составление предложений из «живых слов» (которые изо­бражают дети) н распростра­нение предложений с помо­щью вопросов (Миша вешает шубу — Миша веша­ет в шкаф меховую шубу). Составление предложений с использованием заданных словосочетаний (серенькую белочку —Дети видели в ле­су серенькую белочку...; се­ренькой белочке —Дети дали орешков серенькой белочке...). Добавление в предложение пропущенных предлогов: кусты сирени посадили ... (перед, за) домом; елочка рос­ла ... (у, около, возле) дома. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос. 4. Связная речь Составление детьми предло­жений по результатам вы­полнения словесной инст­рукции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую ма­шину и поставить ее на среднюю полку шкафа). Развитие умения составить рассказ из предложений, данных в задуманной после­довательности. Развитие умения пересказы­вать тексты. Заучивание наизусть про­заических и стихотворных текстов, скороговорок.   1. Звуковой анализ слов Деление слов на слоги, составление слоговой схе­мы односложных и двух­сложных слов. Звуко-слоговой анализ слов, таких, как косы, сани, суп, утка. Составление схемы слов из полосок и фишек. Звуки гласные и согласные; твердые и мягкие. Качественная характеристи­ка звуков. Усвоение слогообразую­щей роли гласных (в каждом слоге один глас­ный звук). Развитие умения нахо­дить в слове ударный гласный. Развитие умения подби­рать слова к данным схемам. Развитие умения подбирать слова к данной модели (первый звук твердый со­гласный, второй — гласный, третий — мягкий соглас­ный, четвертый — гласный и т. д.). 2. Формирование началь­ных навыков чтения (работа с разрезной азбукой) Последовательное усвоение букв б, в, д, э, г, ш, е, л, ж, ё, р, и. Составление слов из букв разрезной азбуки, из дан­ных слогов, дополнение слов недостающими буквами (по следам устного анализа). Преобразование слов (суп — сук, Тата — Ната) за счет замены одной буквы. Усвоение буквенного состава слов, например: «Таня*, «Яма». 3. Письмо букв и слов Усвоение следующих навыков: слова пишутся раздельно, имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы. Обуче­ние чтению предложений и текстов. 4. Звуки и буквы Определение различий и качественных характери­стик звуков: «гласный — со­ гласный», «твердый — мяг­кий», «звонкий — глухой». 5. Слово Звуко-слоговой анализ слов (например: «вагон», «бума­га», «кошка», «плот», «краска», «красный* и не­которых более сложных, произношение которых не расходится с написанием). Выкладывание слов из букв, выделение из слов ударного гласного. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки после ана­лиза и без предварительного анализа; преобразование слов за счет замены или до­бавления букв (мыш­ка — мушка — мишка...; стол — столик и др.); до­бавление в слова пропущен­ных букв (ми-ка). Закрепление навыка подбо­ра слов к звуковым схемам или по модели. Усвоение буквенного состава слов (например: «.ветка», «ели», «котенок», «елка»). Запол­нение схем, обозначающих буквенный состав слова (занимательная форма пода­чи материала в виде: кросс­вордов, шарад, загадок), выполнение упражнений. 6. Предложение Формирование умения де­ лить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Формирование умения состав­лять из букв разрезной азбуки предложения из 3 — 4 слов по­сле устного анализа и без предварительного анализа. 7. Чтение Усвоение слогового чтения слов заданной сложности и отдельных более сложных (после анализа) с правильным произнесением всех звуков, в меру громким, отчетли­вым произнесением слов. Чтение предложений. Формирование умения выполнять различные зада­ния по дополнению предло­жений недостающими слова­ми (ежик сидит... елкой). Правильное четкое слоговое чтение небольших легких текстов. Соблюдение при чтении па­уз на точках. Формирование умения осмысленно отвечать на вопросы по прочитан­ному. Пересказ прочитанного. За­крепление навыка контроля за правильностью и отчетли­востью своей речи. 8. Правописание Закрепление умения разли­чать ударные и безударные гласные. Привлечение внимания де­тей к проверке безударной гласной путем изменения слов (коза — козы). Формирование умения про­верять (в простейших случа­ях) звонкие и глухие соглас­ные в конце слов за счет изменения слов (зуб — зубы, мороз — морозы) и с помо­щью родственных слов (дуб — дубок). Привлечение внимания детей к некоторым словам, право­писание которых не проверя­ется правилами. Простейшие случаи переноса слов. Формирование умения вы­кладывать и писать слова с сочетаниями «ши», «жи». Усвоение правил написания слов и предложений: буквы в слове пишутся рядом, сло­ва в предложении пишутся отдельно, в конце предложе­ния ставится точка, начало предложения, имена людей, клички животных, названия городов пишутся с заглав­ной буквы. Самостоятельное письмо отдельных слов и предложений доступной сложности после устного анализа
  III Март, апрель, май, июнь Индивидуальные и подгрупповые занятия Окончательное исправление всех недостатков речи в со­ответствии с индивидуаль­ными особенностями детей. Фронтальные занятия 1) Закрепление правильного произношения [ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков. 2) Различение на слух: [ч] - [т'] - [с'] -[щ], [Ц] - [т'] - [с], [щ]- [ч] - [с'] - [ш]. 3) Дифференциация пра­вильно произносимых зву­ков: [ч] - [т'], [ч] - [с'], [ц] — [с], [щ] — [ш], [щ] — [Ч], [Щ] - [С']. 4) Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи (учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи. 5) Анализ слов сложного звуко-слогового состава. 1. Развитие внимания к из­менению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, време­ни действия Закрепление полученных ранее навыков. 2. Словарная работа Закрепление (на новом лек­сическом материале) полу­ченных навыков образова­ния слов за счет присоединения приставки или суффикса, за счет словосложения. Образование существитель­ных, обозначающих лица по их деятельности, профес­сии (учитель, учительница, ученик; футбол, футбо­лист). Формирование уме­ния использовать образован­ные слова в составе предложений. Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, Снегуроч­ка, снежный...). Образование уменьшитель­но-ласкательной формы су­ществительных и прилага­тельных (на усложненном лексическом материале). Привлечение внимания к многозначности слов (игол­ка для шитья, иголки у ежа, иголки у елки). 3. Предложения Закрепление (на новом лек­сическом материале) навы­ков составления и распро­странения предложений. Умение пользоваться пред­ложениями с предлогами * из-под*, «из-за*: кот вы­лез... (из-под) стола. Привлечение внимания к предложениям С членами (Дети бегали. Де­ти прыгали. Дети бегали и прыгали). Составление предложений по опорным словам, например: мальчик, рисовать, краски. Составление сложноподчи­ненных предложений (по об­разцу, данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (Мы сего­дня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог...); с относительным местоиме­нием «который» (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил ему брат. Роме понравился кон­структор, который пода­рил ему брат). 4. Связная речь Закрепление всех получен­ных ранее навыков. Воспитание умения исполь­зовать при пересказе слож­ные предложения. Развитие умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фоне­тически и грамматически правильной выразительной речью. Формирование навы­ка составления рассказа до картинке, по серии картин. Заучивание наизусть про­заических и стихотворных текстов, скороговорок.   1. Звуки и буквы Дальнейшее развитие навы­ков различения звуков. Усвоение букв ь, ч, ц, ф, щ,ъ (24—31 недели обучения). Закрепление и дальнейшее развитие навыка использо­вания при письме ранее пройденных букв е, ё и ус­воение букв ю, я. Усвоение буквы ь (как знака мягкости) на базе отчетли­вого произнесения и срав­нения твердых и мягких звуков. Усвоение букв ь, ъ (раздели­тельный ь и ъ знак) на осно­ве отчетливого произноше­ния и сравнения на слух сочетаний, например: ля-лья. 2. Слово Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов различной сложности, про­изношение которых не рас­ходится с написанием. Подбор слов по схемам и мо­делям. Проведение в занимательной форме упражнений в опреде­лении звукового состава слов. Усвоение буквенного состава слов различной сложности. Дальнейшее усвоение навы­ков выкладывания и письма слов с буквами я, е, ё, и. Развитие умения выклады­вать и писать слова с буква­ми ь (как знак мягкости), ю. Умение выкладывать и пи­сать слова с сочетанием «ча», «чу», «ща», «щу». Проведение в занимательной форме (загадки, кроссворды, ребусы) постоянно усложняющихся упражнений, направленных на определе­ние буквенного состава слов. 3. Предложение Выкладывание из букв раз­ резной азбуки небольших (3—5 слов) предложений с предварительным орфогра­фическим и звуковым ана­лизом и самостоятельно. Выделение в предложении отдельных слов, написание которых требует применения правил (У Маши болит зуб). 4. Чтение Дальнейшее развитие навы­ков чтения. Правильное слоговое чтение небольших рассказов с пере­ходом на чтение целыми словами. Закрепление умения давать точные ответы по прочитан­ному, ставить вопросы к не­сложному тексту, переска­зывать прочитанные тексты. Заучивание наизусть стихо­творений, скороговорок, загадок. В летний период проводится работа по даль­нейшему развитию навыка определения буквенного состава слов, различные упражнения в заниматель­ной форме, выкладывание из букв разрезной азбуки и письмо слов и предложений с использованием всех полу­ченных ранее знаний и на­выков, закрепление навыков списывания, дальнейшее развитие навыков чтения, формирование навыка созна­тельного слитного чтения.

В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:

• правильно артикулировать все звуки речи в различ­ных позициях;

• четко дифференцировать все изученные звуки;

• различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «пред­ложение» на практическом уровне;

• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

• производить элементарный звуковой анализ и синтез;

• читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их; выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать
слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наши рекомендации