Темы и задания контрольных работ
Текущий контроль освоения дисциплины осуществляется проверкой самостоятельной работы студентов по темам курса.
Контрольная работа № 1. Тема «Понятие экономической культуры и его эволюция»
Задание: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой:
1) выписать ключевые понятия темы в словарь терминов и проанализировать их;
Ключевые понятия: культура, культурагенез, ценность, норма, система символов, система знаний, экономическая культура, субъекты экономической культуры, виды экономической культуры, функции экономической культуры.
2) подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии на 5-7 минут (3-5 страниц машинописного текста со ссылками на первоисточники).
Темы для подготовки сообщения:
1. Понятие «культура», с точки зрения теории действий. Экономическое действие как форма проявления экономической культуры.
2. Антропологический подход в понимании культуры. Возможности жизни и поведения людей как факторы формирования экономической культуры.
3. Культура как сумма ценностей, норм и системы символов общества и личности.
Рекомендуемая литература:
1. Климакова, Е. В. Практикум по курсу «Культура и личность» : учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / Т. Н. Стуканов, Е. В. Климакова.– Режим доступа: http://rucont.ru/efd/206202.
2. Меняева, М. П. Теория культуры. Философия культуры : учеб. пособие [Текст] / М. П. Меняева. – Челябинск : Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2011. – 188 с.
3. Культурология и глобальные связи современности : к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества : Сборник научных статей, посвященный 80-летию Э. С. Маркаряна [Электронный ресурс] / ред. Масолова Л. М., Бондарев А. В. – Режим доступа : http://rucont.ru/efd/189828.
Контрольная работа № 2. Тема «Социально-экономические модели формирования экономической культуры»
Задание: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой выписать ключевые понятия темы в словарь терминов и проанализировать их.
Ключевые понятия: Глобализация. Фрагментация. Ценности. Фордизм. Постфордизм. «Плавильный котел». Культурная ассимиляция. Ценности. «Культурная мозаика». Этническая сегментация рынка. Знак.
Рекомендуемая литература:
1. Климакова, Е. В. Практикум по курсу «Культура и личность» : учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / Т. Н. Стуканов, Е. В. Кли-макова.– Режим доступа: http://rucont.ru/efd/206202.
2. Меняева, М. П. Теория культуры. Философия культуры : учеб. по-собие [Текст] / М. П. Меняева. – Челябинск : Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2011. – 188 с.
3. Культурология и глобальные связи современности : к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества : Сборник научных статей, посвященный 80-летию Э. С. Маркаряна [Электронный ресурс] / ред. Масолова Л. М., Бондарев А. В. – Режим доступа : http://rucont.ru/efd/189828.
4. Норт, Д. Понимание процесса экономических изменений [Текст] / пер. с англ. К.Мартынова, Н.Эдельмана; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. —М.: Изд. дом Гос. ун-та. – Высшей школы экономики, 2010. – 256 с.
Контрольная работа № 3. Тема «Типология национальных культур и межкультурные коммуникации в современном мире»
Задание: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой выписать ключевые понятия темы в словарь терминов и проанализировать их.
Ключевые понятия: национальный менталитет, экономические национальные архетипы, снижение уровня неопределенности, неэргодическая экономика, предпосылки рациональности, генетическая структура сознания, внешние условия среды, обучаемость, конкурентная среда, принятие решений, межкультурная коммуникация, принцип кооперативности.
Рекомендуемая литература:
1. Климакова, Е. В. Практикум по курсу «Культура и личность» : учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / Т. Н. Стуканов, Е. В. Климакова.– Режим доступа: http://rucont.ru/efd/206202.
2. Культурология и глобальные связи современности : к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества : Сборник научных статей, посвященный 80-летию Э. С. Маркаряна [Электронный ресурс] / ред. Масолова Л. М., Бондарев А. В. – Режим доступа : http://rucont.ru/efd/189828.
3. Якунин, В. И. Цивилизационно-ценностные основания экономических решений [Электронный ресурс] / В. Э. Багдасарян, С. С. Сулакшин, В. И. Якунин. – Режим доступа : http://rucont.ru/efd/136872.
Контрольная работа № 4. Тема «Социальные группы как носители субкультурных характеристик»
Задание: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой выписать ключевые понятия темы в словарь терминов и проанализировать их.
Ключевые понятия: социальная группа, первичная группа, вторичная группа, формальные группы, неформальные группы, власть, власть вознаграждения, власть принуждения, власть самоидентификации, лидерство, Относительный характер референтных групп. Информационная референтная группа, группа самоидентификации, ценностная референтная группа.
Рекомендуемая литература:
1. Климакова, Е. В. Практикум по курсу «Культура и личность» : учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / Т. Н. Стуканов, Е. В. Климакова.– Режим доступа: http://rucont.ru/efd/206202.
2. Осьмук, Л. А. Социальная реальность : подходы и модели : монография [Электронный ресурс] / Л.А. Осьмук. – Режим доступа: http://rucont.ru/efd/205819.
Контрольная работа № 5. Тема «Культура как фактор потребительского поведения»
Задание: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой:
1) выписать ключевые понятия темы в словарь терминов и проанализировать их;
Ключевые понятия: социальное пространство потребителя, статусная позиция, социальная роль, обязанности, права, социальные ожидания, роли инициатора, фактора, покупателя, пользователя, объективная потребность, осознанная потребность, объективный интерес, объективный социальный интерес, осознанный интерес, внимание и стремление, реализуемый интерес, товар как интерес. Модные объекты. Модные стандарты поведения. Санкции моды. Конкретно-исторический характер моды.
2) подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии на 5-7 минут (3-5 страниц машинописного текста со ссылками на первоисточники).
Темы для подготовки сообщения:
1. Потребление как текст. Потребление как создание текста.
2. Потребление как социальное конструирование идентичности (принадлежности).
3. Первоначальное накопление капитала и демонстративное потребление.
4. Динамика показного (демонстративного) потребления: влияние урбанизации.
5. Мода как социально-культурная норма и процесс. Мода как фактор культурной конкуренции.
6. Структура потребителей моды, социальная иерархия и мода. Классификация хозяйственных организаций.
Рекомендуемая литература:
1. Васильев, В. Ф. Проблемы рациональности : монография / В. Ф. Васильев. – Режим доступа : http://rucont.ru/efd/206811.
2. Дубровин, И. А. Поведение потребителей : учеб. пособие ; 4-е изд. [Электронный ресурс] / И. А. Дубровин. – Режим доступа : http://rucont.ru/efd/212318.
3. Львова, М. С. Потребление: сущность, закономерности, модели и управление : учебные материалы [Электронный ресурс] / Ю. С. Артамонова, М. С. Львова. – Режим доступа :http://rucont.ru/efd/195839.
4. Меликян, О. М. Поведение потребителей : учебник [Электронный ресурс] / О. М. Меликян. – Режим доступа :http://rucont.ru/efd/212317.
5. Поведение потребителей : учеб. пособие [Электронный ресурс] / ред. Н. И. Лыгина, ред.: Г. А. Васильев. – Режим доступа :http://rucont.ru/efd/189506.
Контрольная работа № 6. Тема «Эмпирический анализ социально-культурных основ экономических процессов»
Задание: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой выписать ключевые понятия темы в словарь терминов и проанализировать их.
Ключевые понятия: метод, методология, методологический подход, культурологический подход, системный подход, процессный подход, ситуационный подход, типология, типологические признаки, принципы иссследования.
Рекомендуемая литература:
1. Булганина, С. Н. Природа и структура экономических субъектов [Электронный ресурс] / С. Н. Булганина. – Режим доступа :http://rucont.ru/efd/213015.
2. Климакова, Е. В. Практикум по курсу «Культура и личность» : учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / Т. Н. Стуканов, Е. В. Климакова.– Режим доступа: http://rucont.ru/efd/206202.
3. Лига, М. Б. Методология и методика оценки качества жизни : учеб. пособие [Электронный ресурс] / И. А. Щеткина. – Режим доступа :http://rucont.ru/efd/211570.
4. Мухамеджанова, Н. М. Актуальные проблемы социокультурной динамики : учеб. пособие [Электронный ресурс] / Н. М. Мухамеджанова. – Режим доступа: http://rucont.ru/efd/193233.
5. Норт, Д. Понимание процесса экономических изменений [Текст] / пер. с англ. К.Мартынова, Н.Эдельмана; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. —М.: Изд. дом Гос. ун-та. – Высшей школы экономики, 2010. – 256 с.
6. Якунин, В. И. Образование как фактор экономического развития : монография [Электронный ресурс] / С. С. Сулакшин, В. Э. Багдасарян, М. С. Нетесова, В. И. Якунин. – Режим доступа :http://rucont.ru/efd/136890.
7. Якунин, В. И. Цивилизационно-ценностные основания экономических решений [Электронный ресурс] / В. Э. Багдасарян, С. С. Сулакшин, В. И. Якунин. – Режим доступа : http://rucont.ru/efd/136872.