Диагностика и контроль обучения. Требования к оцен.знаний.
Диагностика обучения – обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Она охватывает различные сферы – психическую, педагогическую, дидактическую, управленческую. Диагностика образовательной деятельности ученика включает:
· контроль, проверку, учет, оценивание;
· накопление статистических данных и их анализ, рефлексию;
· выявление динамики образовательных изменений, личностных приращений знаний ученика;
· переопределение целей, уточнение образовательных программ;
· корректировку хода обучения; прогнозирование дальнейшего развития событий.
Контроль –это выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников. Выявление и измерение называют проверкой. Проверка имеет целью определение уровня и качества обученности ученика, объем его учебного труда, внутренних приращений.Основой для оценивания являются результаты проверки.
Оценка знаний, умений и навыков учащихся– это процесс сравнения достигнутого учащимися результата в обучении с эталонными представлениями, описанными в учебной программе.По уровню обобщенности педагогическая оценка подразделяется на парциальную, фиксированную и интегральную. Парциальная оценкачаще всего выражается в словесной, вербальной оценочной форме суждений и может быть похвальной или осуждающей («Молодец, Петя!Сегодня ты основательно подготовился!»).Фиксированная оценка выражается количественно в одном из ранговых значений 10-балльной шкалы. Парциальные и фиксированные оценки служат основой для педагогической характеристики как интегральной формы педагогической оценки, определяющей в целом личность и поведение школьника.
Таким образом, оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические данные. Оценка чаще всего завершается отметкой – условным обозначением в виде числа, буквы, кодовых сигналов.Условным отражением оценки является отметка, которая обычно выражается в баллах.
Виды контроля и проверки знаний; предварительный, текущий, тематический, итоговый, заключительный.
В современной дидактике выделяются следующие методы контроля:
· Методы устного контроля: беседа; рассказ ученика; объяснение; комментированное чтение текста учебника; чтение технологической карты, схемы; сообщение и т.д.
· Методы письменного контроля: домашние работы, контрольные работы, изложение, сочинение, диктант,реферат.
· Выполнение практических работ практикуется сравнительно реже методов устного и письменного контроля. В условиях экзаменуемой аудитории студентов возможна ситуационная ролевая игра, имитация, различные контрольные задания: составление учебных кроссвордов, педагогический коллаж и т.д.
· Наблюдение за работой учащихся.
В отдельную группу методов контроля выделяются дидактические тесты, которые определяются как набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Положительным в тестовой методике является возможность контроля знаний, умений и навыков большого количества учащихся или студентов.
Организационные формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная и комбинированная (уплотненная) формы, а также взаимоконтроль, самоконтроль и "поурочный балл".
Функции контроля:
· Диагностическая
· Обучающая
· Воспитывающая
· Развивающая
· Профилактическая
· Методическая
Принципы контроля:
1. Объективность (научность, обоснованность содержания заданий, вопросов; равное отношение педагога конкретное всем обучаемым, адекватным критерием оценок оцениванием).
2. Систематичность – на всех стадиях дидактического процесса (от восприятия до практического применения знаний), регулярность опросов, каждодневность.
3. Принцип наглядности (гласности) – оглашение и мотивация оценок, составление планов ликвидации пробелов. Контролировать в той последовательности, как проводиться изучение материала.