Приложение № 6. Основные термины по изучаемой теме

АГОРА— Народное собрание в гомеровской Греции.

АРЕОПАГ— орган государственной власти у афинян, контролировавший работу должностных лиц и деятельность Народного собрания. Впоследствии исполнял лишь функции судебного учреждения. Назва­ние произошло от холма бога Ареса в Афинах, на котором заседал совет.

АТИМИЯ— бесчестие, ведущее к лишению гражданских прав без изгнания из страны. Оно налагалось за лжесвидетельство, растрату об­щественных средств, подкуп должностных лиц, трусость в бою, нече­стивое обращение с родителями.

АРХОНТ(от греч. «начальник», «правитель») — верховный прави­тель Афинской республики. Избирался на год Народным собранием. С 683 г. до н. э. архонтов стали выбирать девять человек (Эпоним, Базилевс, По­лемарх и шесть Фесмофетов-законодателей).

АПЕЛЛА— Народное собрание в Спарте. Законодательной ини­циативы не имело, утверждало или отклоняло предлагавшиеся ему ре­шения Герусии. Обладало судебными функциями.

БАЗИЛЕВС — родоплеменной вождь, царь. Второй по значимости в коллегии архонтов.

БУЛЭ— в гомеровской Греции — Совет старейшин. Избирался из старейшин рода, по 50 человек из каждой филы.

ВСАДНИКИ— второй разряд афинского населения, чей доход составлял 300 медимнов в год. Эта сословная группа оформилась бла­годаря реформам Солона.

ГАРМОСТЫ— особые должностные лица, надзиравшие за периэками.

ГЕРУСИЯ(от греч. «старец», «старейшина») — Совет старейшин в древнегреческих городах-государствах. Рассматривал важные государственные дела, подлежащие обсуждению Народным собранием.

ГЕРОНТЫ— члены Геруссии.

ГЕЛИЭЯ— суд присяжных у афинян. Учрежден архонтом Солоном.

ГЕОМОРЫ(от греч. «земли» и «получаю свою долю») — земле­дельцы-крестьяне.

ДЕМИУРГ(от греч. «мастер», «ремесленник», «созидатель») — в Древней Греции слово «демиург» имело сословно-политический ха­рактер и применялось к ремесленным и торговым кругам населения.

ДЕМАРХ— выборный глава демы. Составлял списки проживав­ших в нем граждан и метеков.

ДЕМЫ— территориальный округ древней Аттики со времен ре­форм Клисфена.

ДИЭТЕТЫ— судебный орган, рассматривавший дела по имуще­ственным спорам.

ДОКИМАСИЯ— в гелиэе особая проверка лиц, выбранных на должности.

ЗЕВГИТЫ(от греч. «запряжка волов») — третья имущественная группа граждан Древних Афин (после пентакосимедимнов и всадни­ков) по реформе Солона, получавших доход от 200 до 300 медимнов в год,

ИЛОТЫ— покоренное дорийцами земледельческое население Древней Спарты. Считалось собственностью государства и было при­креплено к земельным участкам, которыми владели отдельные спар-тиаты — члены спартанской общины.

КРИПТИИ— спартанские тайные экспедиции молодежи против илотов совершавшиеся с целью их запугивания. Наиболее активная часть илотов уничтожалась. Криптиями также назывались отряды мо­лодых спартиатов, в течение двух лет несущих полицейскую службу.

«КОЛЛЕГИЯ ОДИННАДЦАТИ»— судебный орган у афинян, рас­сматривавший дела разбойников, ночных и карманных воров.

ЛИТУРГИЯ(от греч. «общественная обязанность») — государствен­ная повинность в греческих полисах, которую в принудительном по­рядке несли богатые граждане и метеки.

МЕТЕКИ(от греч. «переселенец») — чужеземцы, переселившиеся в древнегреческий полис; рабы, отпущенные на волю. Будучи свобод­ными, они были лишены политических прав, не могли владеть недви­жимым имуществом и вступать в брак с афинскими гражданами. Ме­тек обязан был иметь опекуна—простата из числа афинян.

НЕОДАМОДЫ— в Спарте — отпущенные на волю илоты.

НОМОФЕТЫ— афинская законодательная комиссия по обсуж­дению и оценке законопроектов.

ОСТРАКИЗМ(от греч. «черепок» или «суд черепков») — изгнание отдельных лиц из города (страны) по постановлению Народного со­брания. Введен архонтом Клисфеном в конце VI в. до н. э. как мера против восстановления тирании. Позднее остракизм стал применяться против политических противников.

ПЕРИЭКИ (от греч., букв. — «живущие вокруг») — неполноправ­ная часть населения в Спарте. Потомки коренного населения, поко­ренного дорийцами. Были лично свободными, могли иметь земель­ную собственность и должны были служить в тяжеловооруженной пе­хоте, но политических прав не имели.

ПЕНТАКОСИМЕДИМНЫ — первый разряд афинского населе­ния, чей доход составлял 500 медимнов в год.

ПОЛИС — город-государство, особая форма социально-экономи­ческой и политической организации Древней Греции. Состоял из го­родского поселения и земледельческих поселений (хоры).

ПОЛЕМАРХ — военачальник у афинян. Третий по значимости в коллегии архонтов.

ПРИТАНЫ— одна десятая часть членов совета (булэ), дежурив­шая, в продолжение десятой части года на основании очереди, кото­рая устанавливалась по жребию. Каждая такая часть года называлась «пританией».

ПРОСТАТ(от греч. «председатель») — посредник между метеком и государственным учреждением.

ПРОЭДР— у афинян — председатель в совете и Народном собра­нии (с VI в. до н. э.).

ПСЕФИЗМА — в Древней Греции постановление Народного со­брания или Совета старейшин, отличавшееся от закона. Псефизма имела значение лишь по отношению к отдельным лицам (дарование права гражданства, обеспечение личной безопасности, остракизм). Обычно она действовала в течение одного года.

РЕТРА(от греч. «договор») — особый документ, составленный Ликургом и закрепивший основы общественного и государственного строя Спарты.

СИНОЙКИЗМ(от греч. «совместно живу», «заселяю») — древне­греческий термин, которые использовался для обозначения процесса слияния, объединения нескольких прежде самостоятельных поселе­ний или городов в единый полис.

СИСАХФИЯ(букв. — «стряхивание бремени») — одна из реформ Солона, отменившая долговое рабство.

СТРАТЕГ(от греч. «войско» и «веду») — в Древней Греции долж­ность военоначальника, главнокомандующего, выполнявшего также финансовые и судебные функции по военным делам и ведавшего воп­росами внешней политики (конец VI в. до н. э. — I в. до н. э.)

СУД «ДИЭТЕТОВ» — специальное судебное установление, в ко­тором разбирались дела по имущественным спорам, выходившие за предлы компетенции демов и фил.

СУД «СОРОКА МУЖЕЙ»— у афинян — судебный орган, рас­сматривавший дела по имущественным спорам.

СУД «ЭФЕТОВ»— у афинян — судебный орган, разбиравший дела о непредумышленных убийствах, подстрекательстве к убийству или нанесении увечья, а также дела об убийстве метеков.

ТИРАНИЯ— в Древней Греции — форма государственной власти, установливаемая насильственным путем и основанная на единолич­ном правлении.

ФЕТЫ— по реформам Солона — четвертая низшая имуществен­ная группа гражданского населения Афин. В нее входили граждане с годовым доходом с земли меньше 200 медимнов (мелкие землевла­дельцы, арендаторы, батраки, поденщики, городская беднота).

ФЕСМОФЕТЫ— шесть членов коллегии архонтов, выполнявшие главным образом судебные функции.

ФИЛА— основное подразделение гражданского коллектива в афин­ском городе-государстве. Состояло из нескольких фратрий. Выступало как религиозное сообщество, а во время войны как воинское подраз­деление. После реформы Клисфена — административная единица.

ЭККЛЕЗИЯ(экклесия) — Народное собрание, в которое входили все свободные и полноправные афинские граждане — мужчины. Созы­валось сначала 10 раз в год, а с конца V в. до н. э. — 40 раз. Политичес­кие права Экклезии — выбор должностных лиц, контроль за ними, решения о войне и мире, высшая законодательная власть, остракизм.

ЭПИСТАТ— председатель в совете и Народном собрании.

ЭФОРЫ(от греч. «наблюдатели») — коллегия высших должност­ных лиц в Спарте. Избирались ежегодно в количестве пяти человек на собрании полноправных граждан.

Наши рекомендации