Создавая правильные условия для музыкального воспитания и развития дошкольников, педагог устанавливает тесную взаимосвязь различных форм организации музыкальной деятельности.

Виды и формы музыкальной деятельности

Виды музыкальной деятельности

Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразитель­ное исполнение музыкального произведения и умелое примене­ние педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.

Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.

Стр.19

Следующий вид музыкальной деятельности — детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импрови­зации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музы­кальных инструментах.

Еще один вид музыкальной деятельности — музыкально-образовательная, которая предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса навыков и умений в различных пилах исполнительства.

Формы организации музыкальной деятельности

Теория и практика дошкольной педагогики опреде­ляют следующие формы организации музыкальной деятельности: занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоя­тельной деятельности.

Музыкальные занятия— основная форма организации воспи­тания, обучения, развития детей — базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных осо­бенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими пережи­ваниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.

Музыкальные способности ребенка дошкольного возраста про­являются в совместной деятельности со взрослым и другими деть­ми. Педагог правильным подходом, последовательностью методи­ческих приемов влияет на индивидуальное развитие каждого опосре­дованно через весь детский коллектив. При этом используется положительный пример сверстников, помогающий отстающему быст­рее преодолеть трудности.

Занятия проводятся в соответствии с программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности. Педагог распределяет мате­риал на несколько занятий, организуя каждое из них так, что оно является и самостоятельным, и как бы отрезком целостного педаго­гического процесса. Важно также заинтересовать детей последую­щими занятиями, рассказать, какие они выучат песни, как подготовят­ся к празднику и т. п. Любое занятие должно быть связано с преды­дущими и последующими. Можно наметить примерную схему орга­низации учебного процесса: ознакомление с новым материалом, разучивание частично усвоенного, закрепление полученных знаний.

На занятиях происходит различная смена деятельности: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку. Это создает известные трудности для педагога, так как он должен, умело переключая

Стр. 20 -21

Таблица 1

Наши рекомендации