Баман айбом фитамин клетта
Игры для развития слухового восприятия и речи
У детей с нарушенным слухом
Как слушать, играя, или как играть, слушая?
В тетради представлены игры для развития слухового восприятия и речи у детей с нарушенным слухом.
Тетрадь разделена на две части: «Играем на уроке» и «Играем везде». В первой части собраны игры, для проведения которых нужны несложные пособия. Эти игры может использовать сурдопедагог на индивидуальных и подгрупповых занятиях по развитию слуха и речи. Их могут использовать воспитатели во внеурочной деятельности, а также родители в домашних условиях.
Во вторую часть вошли игры, для которых не требуется каких-либо пособий. Это позволяет использовать их не только на занятиях и дома, но даже на улице – во время прогулки, в походе, ожидая очередь в магазине или на остановке автобуса. Во многие из этих игр играют и слышащие сверстники, что будет способствовать интеграции ребенка с нарушенным слухом в мир слышащих. В большинство игр можно играть и вдвоём и с группой детей.
Поскольку это игры, то взрослый в них – равноценный участник игры, а не педагог. Конечно, как «опытный» игрок он объясняет правила игры, показывает, как играть, может подсказать ребенку, когда тот испытывает затруднения. Взрослый, начиная игру и выступая в роли ведущего, должен стремиться уходить на второй план, чтобы создавать лучшие условия для инициативы ребенка. В игре ребенок также должен быть ведущим, если уже правила игры ему понятны. Принцип игры «все по очереди» создает благоприятные условия для развития у ребенка разных навыков и возможность проявления инициативы.
В процессе игры можно, а для многих школьников и необходимо, использовать чтение. Возможность прочесть написанные слова, которые нужны для игры, помогает ребенку запомнить их, развивать произношение и слухоартикуляторный контроль.
Игры предназначены для детей с разным уровнем слухового и речевого развития. Взрослый должен подобрать игры и тот вариант игры, который соответствует уровню слухового и речевого развития ребенка/детей, их возрасту.
СОДЕРЖАНИЕ
«Играем на уроке»
Игра «Угадай, что в коробке»
Игра «Что это за звук и откуда он? »
Игра «Угадай, на чём играет Петрушка»
Игра «Три медведя»
Игра «Шутки – минутки»
Игра «Смешное название»
Игра «Как называется?»
«Играем везде»
Игра «Цепочка слов»
Игра «Садовник»
Игра « Сломанный телефон»
Игра «Слова»
Игра «В лесу»
Игра «Четвертый лишний»
Игра «Топ-хлоп» (верно-неверно)
Игра «Вы поедете на бал?»
Игры для развития слухоречевой памяти
«Играем на уроке»
Игра «Угадай, что в коробке»
Что развивает игра: умение узнавать источник звучания на слух, слуховое внимание и память, лексику названий наполнителей, слуховые образы звучаний разных наполнителей.
Оборудование:2-6 непрозрачных коробок/бутылок (например, из-под йогурта) одинаковой формы, материала и цвета, наполненными на 10% горохом, монетами, гречневой крупой, мелкими камешками и т.д.Важно, чтобы издаваемые при встряхивании звуки существенно отличались. Нужны также картинки с изображениями наполнителей (или образцы наполнителей) и карточки с их названиями.
Участники: педагог/взрослый (можно 2), 1-3 ребёнка.
Подготовка:участников знакомят со звучаниями банок наполнителей, выясняют, слышали ли он их раньше и помнят ли их звучание, называют их, читают названия наполнителей, написанные на карточках, соотносят надписи с наполнителями.
Ход игры
Ведущий: называет образцы содержимого в коробках, которые лежат на столе. Затем встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, и переставляет их местами.
Инструкция: угадай и назови, что в коробках.
Участники: встряхивая коробки, должны отгадать, что там находится, назвать наполнитель или показать соответствующую картинку и прочесть его название.
Для детей с низким уровнем слухового развития. Количество коробок с наполнителями должно быть небольшим – 2-3.
Для детей с низким уровнем языкового и речевого развития. Если ребенок не знает слов, то ему показывают картинки, на которых нарисованы наполнители и написаны их названия. Ребенка просят прочесть их и запомнить названия.
Игра «Что это за звук и откуда он? »
Что развивает игра: умение локализовать источник звука, слуховую память и внимание, лексику (названия предметов и действий, обозначающих качество звучания), слуховые образы бытовых звуков.
Оборудование:3-4 (по количеству участников минус 1) звучащих предметов.Важно, чтобы издаваемые звуки существенно отличались и были не очень тихие. Например, железная коробка с пуговицами, целлофановый пакет, чашка с ложкой, мобильный телефон.
Участники: педагог/взрослый (можно 2), 2-3 ребёнка
Подготовка:участников знакомят со звучаниями предметов, выясняют, слышали ли он их раньше и помнят ли их звучание, называют их. Если необходимо читают названия предметов и их звучаний (например, «пакет шуршит», «ложка звенит»), написанные на карточках, соотносят надписи с предметами.
Ход игры
Водящий стоит в центре, остальные участники берут разные звучащие предметы и встают вокруг него на расстоянии 2-3 м. Участники по очереди издают звучания своим предметом, чтобы водящий это увидел. Он должен запомнить, у кого какой предмет и где стоит участник. Потом водящему завязывают глаза. По команде ведущего участника кто-то из участников издает достаточно долгий звук.
Инструкция: водящий должен назвать звучание и определить, откуда идет звук. Если он узнал правильно, то меняется с этим игроком местами. Если нет – все повторяется, но он должен только узнать звучание или только определить, какой это звук. Если у ребенка не получается во 2-й раз – сокращают число звучаний до 2-х.
Для детей с высоким уровнем слухового развития. Участники меняются местами, после того как водящий завязал глаза.
Игра «Угадай, на чём играет Петрушка»
Что развивает игра: различение и узнавание звучания музыкальных инструментов по тембру звука, лексику названий инструментов, слуховые образызвучаний разных инструментов.
Оборудование: ширма, 2-6 музыкальных инструментов, картинки с изображениями инструментов и их написанными названиями. Для младших школьников используется игрушка-Петрушка.
Участники: педагог/взрослый (можно 2), 1-3 ребёнка
Подготовка:ребенка знакомят со звучаниями инструментов, выясняют, слышал ли он их раньше и помнит ли их звучание, называют их, читают названия инструментов, написанные на карточках, соотносят надписи с инструментами.
Инструкция:«Петрушка будет вам играть, а вы скажете, на чём он играет. Если ответ верный – Петрушка выглянет из-за ширмы». Сначала используются контрастные по звучанию инструменты из разных мелодических групп, затем более близкие по звучанию.
Ход игры
Ведущий за ширмой играет на каком-то инструменте.
Участникопределяет, какой инструмент звучал. Ребенок в зависимости от уровня речевого и когнитивного развития может при этом назвать инструмент, показать, соответствующую картинку, прочесть его название.
Для детей с низким уровнем слухового развития. Количество инструментов должно быть небольшим – 2-3.
Игра «Три медведя»
Что развивает игра: умение различать высоту, силу и тембр голоса, умение контролировать на слух и менять высоту голоса .
Оборудование: картинки с изображениями медведей разного размера из сказки «Маша и медведи» с их написанными названиями.
Участники: педагог/взрослый (можно 2), 1-3 ребёнка.
Подготовка.
Взрослый предлагает учащемуся вспомнить (или читает вместе с учеником) сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:
Кто сидел на моем стуле?
Кто ел из моей чашки?
Кто спал в моей постели?
Кто же был в нашем доме?
Ведущий за экраном произносит голосом разной высоты одну из фраз.
Участникигрыдолжен назвать, кто говорит: Михайло Иванович, Настасья Петровна или Мишутка. При трудностях называния персонажей участник может показать картинку с изображением одного из 3-х медведей (маленького, среднего, большого).
Усложнение задания. Когда ученик различает реплики по высоте звучания, он может также повторить фразу или повторить ее имитируя, соответствующий голос по высоте.
Игра «Смешное название»
Что развивает игра:фонематический слух и умение различать на слух слова, близкие по звучанию, слуховой контроль звукопроизношения, звукопроизношение.
Оборудование: картинки с изображениями разных знакомых предметов с их написанными названиями. Использующиеся в игре слова должны быть хорошо знакомы ребёнку по звуковому составу. Необходимо отобрать слова, в которых звуковая форма совпадает с письменной. Например, подходят слова «банан», «картина», «клетка», но не подходят такие слова как «собака», «гриб». Кружки/фишки красного и зеленого цвета.
Участники: педагог/взрослый (можно 2), 1-3 ребёнка
Инструкция: Я буду называть слова правильно и неправильно. Например, вот картинка, на ней нарисован банан. Я могу сказать правильно «банан». Или так -«манан», слышишь – я сказала неправильно. Если ты услышал правильное слово, возьми и положи зелёный кружок на столе слева, а если неправильное – положи красный кружок справа. Повтори слово, как ты услышал.
Ход игры
Ведущий:дает ребенку кружки красного и зеленого цвета. Показывает картинку и голосом нормальной громкости четко произносит слово правильно или неправильно:
БАНАН АЛЬБОМ ВИТАМИН КЛЕТКА
БАМАН АЙБОМ ФИТАМИН КЛЕТТА