Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
правильно и уместно использовать новый словарь по изучаемым темам, понимать слова, близкие и противоположные по смыслу;
правильно, соответственно нормам падежного и предложного
управления, согласования, примыкания, строить распространенные предложения (5—7 членов);
четко, слитно, с правильным ударением произносить слова, состоящие нз открытых и закрытых слогов, со стечением нескольких согласных в слоге (трех--пятисложных);
правильно и четко произносить и различать все звуки (сохранные и поставленные) в условиях усвоенной слоговой структуры, в предложениях, в связной речи;
правильно читать текст вслух целыми словами с переходом на послоговое чтение в словах сложной слоговой структуры (ориентировочно 40—50 слов в минуту);
высказывать отношение к поступкам героя, событиям;
участвовать в диалогах, инсценировках, беседах на темы из окружающей жизни, в связи с наблюдениями за природными явлениями, погодой, в связи с прослушанным или прочитанным текстом;
составить связный рассказ по серии картин, по опорным словам, деформированным словам с соблюдением логической последовательности;
устно составить связный рассказ по теме, близкой интересам учащихся;
самостоятельно знакомиться с детской книгой (фамилия автора, заглавие, иллюстрация), читать ее под наблюдением учителя или воспитателя;
писать правильно текст под диктовку (30—40 слов), включающий изученные орфограммы;
различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
писать большую букву в именах, фамилиях, названиях городов, деревень, кличках животных;
писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща. чу, щу, чк, чн;
правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слов (ряд, зуб), безударные гласные в сложных словах (реки, окно);
писать раздельно предлоги со словами;
производить фонетический разбор: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и в слове, определять и соотносить количество звуков и букв словах;
правильно ставить вопрос к слову и по нему определять обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?
употреблять большую букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.
Учащиеся должны знать:
домашний адрес и адрес школы;
название нашей страны, ее столицы;
название республики, в которой они живут;
основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извенения, прощания и уметь понимать, выражать и использовать ш отношениях с людьми;
понимать и выполнять правила поведения на уроке, в школе, дома, общественных местах, на улице, правила перехода улицы, обхода транспорта;
наизусть 5—6 стихотворений, выразительно, с правильным произношением всех звуков и соблюдением нужного ритма и темг уметь их читать;
названия букв русского алфавита, признаки гласных и согласных звуков; гласные ударные и безударные, согласные твердые мягкие, глухие и звонкие, правила переноса слов.
III КЛАСС
РАЗВИТИЕ РЕЧИ (102 ч)
Работа над словом
Активизация ранее усвоенных слов. Употребление их в различных контекстах. Употребление в речи слов, обозначающих: предметы, имеющие абстрактное и отвлеченное значение (явления природы, события и т.д.: шелест, героизм, подвиг); действия или признаки (бегство, молодость); много людей или вещей как одно целое (родство, молодежь).
Употребление слов, обозначающих завершенное действие (глаголы совершенного вида с приставками).
Употребление слов, указывающих на степень качества предмета (сравнительная и превосходная степень прилагательных).
Различение многозначности, переносного значения слова (тупой, топор, тупой нос лодки, тупой взгляд, тупая боль). Подбор и группировка слов с приставками, суффиксами, относящимися к разным частям речи.
Подбор и группировка слов, близких и противоположных по смыслу. Использование их в собственной речи. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли.
Работа над предложением
Употребление в речи простого распространенного предложения. Использование предложений со словосочетаниями, состоящими из существительного в роли подлежащего и прилагательного в роли определения (увлекательная игра);
из глагола в роли сказуемого и существительных в косвенных падежах в роли дополнения (нарисовать дом, сделать из бумаги); из глагола в роли сказуемого и существительного в роли обстоятельства (выехал из Москвы, приехал в деревню);
из глагола в роли сказуемого и наречия в роли обстоятельства действия, места, времени (написал аккуратно, бежит направо, пойдем вечером);
из существительного в роли обстоятельства и согласованного с ним прилагательного в роли определения (с большим аппетитом). Практическое овладение грамматическими формами слов в зависимости от их значения в составе предложения.
Выделение из предложения слов, связанных по смыслу и грамматически (словосочетания с предлогами и без предлогов). Связь слов в словосочетании, в предложении по вопросам.
Распространение предложений за счет слов, относящихся к глаголам, и постановка к ним вопросов.
Уточнение грамматического понятия слов, обозначающих предметы, группировка слов по вопросам кто? что? Обобщение знаний о словах, обозначающих предметы.
Определение рода имен существительных по начальной форме, азличение единственного и множественного числа, окончаний имен существительных во всех падежных формах. Нахождение начальной формы существительных, употребляемых в любой падежной форме.
Формирование грамматического понятия «глагол». Уточнение его смыслового значения. Изменение глаголов по числам и вопросам.
Распознавание настоящего, прошедшего и будущего времени глаголов по вопросам что делает? что делают? Что делал? что делали? Что будет делать? что сделает? что сделают?
Образование временных форм глаголов совершенного и вершенного вида. Общее практическое знакомство со сложным предложением, состоящим из двух простых.
Связная речь
Использование в беседе по тексту, по иллюстрации и тексту по диафильму, по короткометражному фильму усвоенной лек и грамматических конструкций.
Различение деловой и художественной речи.
Текст. Осознание последовательности, причинности, смысла событий, понимание связей описываемых явлений. Самостоятельное деление текста на логически законченные части и выделение них главного, определение с помощью учителя основной мысли. Озаглавливэние текста. Схема построения текста (начало, средняя (основная) часть, концовка). Составление плана текста сюжетного характера под руководством учителя.
Пересказ текста с изменением лица и времени действия. Устное и письменное изложение небольшого текста по готовому или коллективно составленному плану.
Устные сочинения по серии сюжетных картин, по одной картине, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опн (об играх, октябрятских делах, наблюдения за природой, экся сиях), с предварительной коллективной подготовкой. Постелепенное включение в работу 2—3 предложений с описанием и рассуждением. Описание животных, предметов, отдельных лиц. Написание короткого письма о своих делах. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точное, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при переекг текста.
Речевая этика. Устное и письменное приглашение, пoздpaвление. Употребление слов, выражающих просьбу.
Заучивание наизусть стихотворений, потешек, загадок, скороговорок.