Доступность мониторинговой информации
Еще один аспект распространения информации - проблема доступа к ней. Экологи, рассматривая проблемы распространения экологической информации, настаивают на открытости как одном из принципов экологического мониторинга. Почему же мониторинг в образовании не может придерживаться безоговорочно этого принципа? Здесь возникает еще один вопрос - о возможности использовать полученные результаты во вред. Если для экологических данных это практически невозможно, то для мониторинга в образовании вполне вероятно.
Проблема ограничения доступа к информации может быть разделена на две составляющих –
ü этический аспект;
ü аспект доверия.
Этический аспект связан с возможностью использовать полученные данные во вред кому бы то ни было. Он особенно актуален, когда в данных обследования содержатся личностные оценки, например, результаты психодиагностики, рейтинги педагогов или образовательных учреждений. В случае некомпетентного использования эти оценки могут принести значительный ущерб, и поэтому к таким данным доступ должен быть ограничен. В рамках мониторинга следует использовать обобщенные статистические величины, выделяя те или иные типологические группы.
Второй аспект проблемы - аспект доверия. Как правило, обследование проходит в конкретном образовательном учреждении или классе и существует возможность включить его результаты в отчет, рекомендации и т. д. Попав к руководителю более высокого уровня, эти данные могут быть использованы для формирования оценочных суждений и во вред образовательному учреждению или его руководителю. (К сожалению, стереотип отождествления результатов работы образовательного учреждения и личности его руководителя существует, и его нельзя игнорировать.) Если такое произойдет, то при проведении повторного обследования в том же образовательном учреждении велика вероятность противодействия или получения искаженных результатов.
Для гарантии получения качественных результатов данные, даже с положительной стороны характеризующие учреждение, не должны попадать к руководителям более высокого уровня без согласия его руководства. Анонимность должна быть обеспечена и на более высоком (регион-министерство), и на более низком (педагог-администрация) уровне. Только имея кредит доверия, можно надеяться на качество получаемых результатов.
Иная ситуация складывается, когда о контрольных функциях, которые предполагается реализовать в рамках использования инструментария мониторинга, известно заранее. Однако в этом случае инструмент должен быть усовершенствован с учетом возможности воздействия факторов, смещающих оценки.
Неоднократно предпринимались попытки выявления основных направлений использования электронно-вычислительной техники для решения управленческих задач в сфере образования. Сведения о таких исследованиях впервые появились в конце 60-х годов. Определены следующие уровни компьютеризации управленческой деятельности в образовании (Применение ЭВМ в учебном процессе./Под ред. А.И.Берга. - М., 1969):
ü Управление государственной системой образования.
ü Управление образовательными учреждениями, объединенными по территориальному принципу.
ü Управление группой родственных учебных заведений.
ü Управление одним учебным заведением.
ü Управление обучением и развитием одного обучаемого.
Наиболее разработаны в теоретическом и практическом отношении проблемы компьютеризации управления на 3-м уровне - управление работой групп родственных образовательных учреждений. Имеющиеся по данному вопросу разработки относятся к управлению текущим и перспективным планированием контингентов учебных заведений, рациональным размещением учебных заведений разных типов, прогнозированием выпуска специалистов и т. п.
Сложными и трудноразрешимыми являются задачи управления на 4-м и 5-м уровнях. Проблема автоматизации управленческой деятельности и ее информационного обеспечения на этих уровнях связана с решением ряда организационных задач и носит прогностический характер. Во многих источниках преимущественно рассматриваются вопросы экономики образования.
В связи с процессами дезинтеграции, активно протекавшими в нашей стране с начала 90-х годов задачи компьютеризации управления образованием на 1-м и 2-м уровня не только не решены, но с само управление на этих уровнях было в значительной степени разрушено. В данных материалах основные усилия направлены на восстановление управления и разработку систем информационного обеспечения задач автоматизации управления на 1-м и 2-м уровнях.
Учебные заведения общего образования регионов России представляют собой широко разветвленную сеть объектов управления, находящихся в ведении региональных органов управления образованием, подотчетных, в свою очередь, федеральному Министерству образования.
Серьезная проблема управления общим образованием состоит в отсутствии действенной обратной связи - потоков информации - от школ к органам управления образованием в регионах и далее к Министерству образования.
Управление осуществляется на основе неформализованной информации, собираемой инспекторами, что делает невозможным применение в управлении сетью школ объективных научных методов. Следствием управления образованием "вслепую" является разрушение единого образовательного пространства России, ущемление конституционных прав на образование значительной части населения.
Данное обстоятельство диктует необходимость скорейшей разработки и внедрения системы МОНИТОРИНГА общего образования территорий.
Мониторинг включает комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации о функционировании сложной системы в целях управления.
В содержательном плане мониторинг должен отражать следующие стороны функционирования учреждений общего образования:
ü Состояние персонала учреждений образования, тарификацию преподавательского состава, обеспеченность вспомогательным персоналом.
ü Контингент учащихся, его демографические и медицинские характеристики, движение: поступление в школу, перевод, окончание.
ü Учебно-воспитательный процесс: образовательные программы, проведение занятий, успеваемость, научно-методическая работа, дополнительные образовательные услуги.
ü Фонды, обеспечение функций учреждения: обеспеченность учебниками, дополнительной литературой и пособиями, средствами обучения, питанием и пр.
ü Потребности: плановый и внеплановый ремонт, развитие фондов и пр.
Мониторинг предполагает вовлечение больших массивов информации и может быть реализован лишь на основе компьютерных систем - сетей передачи данных и распределенных информационных банков.
Естественным образом проводится декомпозиция технических задач реализации мониторинга:
ü сбор информации;
ü ее представление и транспортировка;
ü хранение информации;
ü первичный автоматизированный анализ информации.
Создание системы мониторинга образования может проводиться региональными органами управления образованием лишь при наличии соответствующей нормативной базы, которую образуют:
ü приказ (постановление) о создании системы мониторинга общеобразовательных учреждений региона ( с приложением сметы расходов);
ü штатные расписания нижестоящих учреждений, включающих должности, обеспечивающие выполнение мероприятий мониторинга;
ü утвержденные должностные обязанности лиц, ответственных за проведение работ, обеспечивающих мониторинг образования.
Приказ (постановление) о создании системы мониторинга общеобразовательных учреждений региона должен включать
ü перечень показателей мониторинга;
ü периодичность предоставления данных школами по этим показателям;
ü формы и форматы представления данных;
ü способы их передачи;
ü процедуры обобщения данных в районных органах управления образованием;
ü требования к штату по сбору, подготовке и передаче данных мониторинга;
ü перечень необходимого для этого оборудования.
В приложении к приказу (постановлению) должна прилагаться смета расходов на реализацию мероприятий мониторинга включающая:
ü заработную плату задействованного штата;
ü заработную плату привлекаемых консультантов и специалистов по ИТ;
ü расходы на оборудование;
ü оплату трафика компьютерных сетей и расходов на связь;
ü оплату расходов на аренду помещений и оборудования;
ü оплату прочих расходов.
Данный приказ (постановление) адресуется региональным органам управления образованием и предполагает подготовку соответствующего приказа, адресованного школам районными органами управления образованием.
Контроль за исполнением приказа (постановления) о создании системы мониторинга образования региона целесообразно возложить на работника регионального органа управления образованием в ранге заместителя руководителя органа, ответственность за исполнение мероприятий мониторинга в общеобразовательных школах и органах управления образованием - на руководителей этих органов управления образованием.
Важным моментом нормативного обеспечения мониторинга является разработка требований к штату, должностных обязанностей штата, занятого мониторингом, его инструктаж и повышение квалификации. Обязанности сбора, представления и передачи информации в школах можно возложить на секретаря директора (при условии его необходимой подготовки в области информационных технологий). В районных органах управления образованием целесообразно введение должности инженера-программиста, отвечающего за технологическую сторону организации сбора, представления и передачи данных в школах района, а также обеспечивающего работоспособность оборудования.
Нужно иметь ввиду, что развитие мониторинга приведет к сокращению штата инспекторов районных органов управления образованием, так что дополнительные расходы на зарплату штата, занятого мониторингом, будут покрыты экономией. В рамках региональных органов управления образованием обязанности обработки и представления информации должны нести имеющиеся работники аналитических служб и отделов.
Объект мониторинга – образовательная система
Объектом мониторинга может являться образовательная система и ее отдельные элементы. Для руководителей разного уровня, решающих различные задачи, объектами мониторинга могут быть образовательные системы разного уровня. Однако разница в объектах - не единственное, что определяет различие мониторинга на разных уровнях управления.
Согласно Закону РФ «Об образовании» система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность
ü системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
ü сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
ü системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
Подсистемы федеральной образовательной системы, которые в свою очередь обладают системными свойствами, - территориальные образовательные системы.
Региональная система образования представляет собой совокупность:
ü разноуровневых вариантов образовательных программ, составленных с учетом научно-культурных особенностей и исторически сложившихся традиций города;
ü муниципальных образовательных стандартов, обеспечивающих их выполнение;
ü сбалансированной сети реализующих их образовательных учреждений, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения в разнообразных образовательных услугах на основе их склонностей и способностей;
ü системы административных и общественно-государственных органов управления, обеспечивающих функционирование и развитие образования с учетом реальных ресурсных возможностей территории.
Подсистемами муниципальной образовательной системы являются районные, школьные и классные образовательные системы.
Подсистемами региональной образовательной системы являются не только все выделенные образовательные системы, но и каждая из них в отдельности. То есть класс является одновременно подсистемой сразу трех образовательных систем - школьной, районной и муниципальной, школа - двух (районной и муниципальной).
Для построения системы мониторинга наибольший интерес представляет выделение районных образовательных систем по принципу замкнутости-открытости. При этом открытость можно понимать в двух аспектах - географическом (в этом случае значение открытости близко к значению доступности) и социальном. В открытых системах образовательные учреждения легче решаются такие проблемы:
ü кадровая;
ü материальная;
ü уменьшение уровня конфликтности в школе как на уровнях "школа-родитель", "школа-система управления", "учитель-ученик";
ü получение школой выхода на международные связи;
ü сохранение старого и привлечение нового контингента учащихся.
Основным сущностным отличием образовательных учреждений является реализация ими различных образовательных программ. Общее для образовательных учреждений - реализация образовательных программ на уровне, определяемом региональными образовательными стандартами, а особенное - композиция конкретных программ.