Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР на уроках русского языка.
Представление о гласных и согласных звуках.
Учитель предлагает детям вновь произнести слово аист и понаблюдать, чем, по их мнению, отличается первый звук слова от последнего. Выслушав различные ответы, учитель сам разъясняет:
- При произнесении звука [а] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть - язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, называются гласными. В слове аист мы выделяли еще два звука - [и], [с]. Какой из них является гласным? Почему?
- В слове аист назовите гласные звуки (Звуки [а], [и].) Назовите согласные звуки. (Звуки [с], [т].).
Делается вывод, что те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными.
Работа со схемами.
Учитель говорит: «Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом». Учитель вызывает к доске ученика, который на наборном полотне под нарисованной схемой выставляет два красных квадратика - обозначение гласных звуков [а] и [и]. Другой ученик добавляет к ним два белых квадратика - обозначение согласных звуков [с] и [т].
Распознавание на слух и выделение гласных звуков из слов.
Для анализа берутся имена детей: Ира, Оля, Аня, Ася, Уля, Игорь, Алеша, Алик. Ученики называют первый слог этих слов и убеждаются, что он равен одному гласному звуку. Дети доказывают, что звуки [а], [о], [и], [у] - гласные.
Сообщается еще один признак гласных - гласные образуют слог.
Выделяя начальные звуки во всех перечисленных выше словах, ученики выставляют на индивидуальных наборных полотнах карточки с изображением красных квадратиков.
Распознавание на слух и выделение согласных звуков из слов.
Подвергаются анализу такие имена, в которых согласный звук находится в удобной для выделения и наблюдения позиции (Тарас, Антон, Алик, Егор, Алексей, Сергей, Вадим, Роман, Тимур, Максим и т.п.). Каждый раз учащиеся доказывают, что ими выделен именно согласный звук.
Выделяя конечные звуки во всех этих словах, школьники ставят на наборном полотне карточки с белыми квадратиками.
Развитие речи и мышления на уроках обучения грамоте.
На всех этапах
На всех этапах обучения грамматике развитие речи и мышления учащихся является одной их основных задач, решаемых на всех уроках чтения и письма. Следует иметь ввиду, что учебные задачи которые дети решают в этот период направленны на то, чтобы происходило одновременно развитие речи и мышления, а точнее происходило ба развитие речевого мышления. Развитие мышления в период обучения грамматике прежде всего связано с развитием базовых логических операций, которые относятся к анализу, синтезу и обобщению.
Цель, задачи и содержание обучения грамматике и правописанию в начальных классах
Цели это этапа — расширить речевую базу детей, восполнить в той или иной степени пробелы дошкольного речевого развития, подготовить школьников к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах, а главное — сформировать умение пользоваться им в речи.
Исходя из поставленных целей формулируются и задачи работы на этом этапе:
1. Сформировать у детей первоначальные языковые обобщения и познавательный интерес к языку.
2. Совершенствовать произносительную сторону речи.
3. Уточнять, расширять и активизировать словарный запас.
4. Учить правильно строить и употреблять в речи простое предложение.
5. Обучить некоторым правилам орфографии.
6. Помочь овладевать связной устной речью и первоначальными навыками связной письменной речи.
В ходе формирования языковых обобщений детей упражняют в наблюдении за фонемами, которые находятся в разных позициях (осы — оса, луг — луговой), в сравнении сходно звучащих фонем (Зина — Сима, ров —рёв), в установлении различия в их произнесении. Детям предлагается материал для образования слов с помощью приставок и суффиксов. Они выполняют эти задания по образцу, наблюдая, как меняются состав слова и его значение (пришел — ушел, дом — домик, белый — белить, лес — лесной). Для тренировки в формообразовании школьники изменяют форму слова в зависимости от вопроса и контекста: рисую ... (карандаш) — чем?; пишу... (ручка) — чем?; был в ... (школа) — где?; иду в ... (школа) — куда? При этом внимание детей обращают на тождественность или различие в изменении окончаний слов.
В процессе закрепления материала школьники с известной долей самостоятельности неоднократно выполняют упражнения на сравнение различных словоформ: режут ножом, а едят ... (ложка); пеналы купили брату и ... (сестра); у него нет ... и ... (ручка и карандаш).
Со 2-го класса детей учат различать предмет и его название, выполнять действия по заданию учителя и называть их, ставить к словам вопросы, дифференцировать названия предметов и действий; знакомят с некоторыми предлогами как отдельными словами; у них формируют умения заканчивать предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов; знакомят с некоторыми орфографическими правилами: обозначения мягкости согласных на письме, написания прописной буквы в начале предложения, правописания слов с непроверяемой безударной гласной.
В 3-м классе школьники продолжают изучать темы «Название предметов и действий», «Предлог», узнают, что такое качества предметов, и дают им названия, упражняются в согласовании этих слов с именами существительными, прослеживают изменение окончаний в названиях предметов, учатся правильно употреблять их в речи, обращают внимание на возможность распространять предложение по вопросам и менять формы слов в связи с вопросами. На этом году обучения школьники знакомятся с большим количеством орфографических правил — это обозначение мягкости согласных в середине слова, сочетание шипящих с гласными, употребление разделительного мягкого знака, правописание звонких и глухих согласных на конце слова и др.
В 4-м классе круг грамматических и орфографических тем расширяется. Четвероклассники узнают о подлежащем, сказуемом, знакомятся с понятиями «корень» и «родственные слова», продолжают работать над распознаванием слов, обозначающих предмет, действие, качество, тренируются в их согласовании друг с другом, изучают правописание имен собственных, звонких и глухих согласных в середине слова, безударных гласных.
Решение остальных задач этого этапа неразрывно связано с реализацией предыдущих. Выполняя упражнения (устно или письменно) на словообразование и формообразование, дети уточняют значения слов, которые различаются одним звуком, однокоренных слов, заканчивают предложения, составляют их из слов, которые даны вразбивку, или придуманных ими самими. Кроме специальных упражнений на уроках письма педагог организует речевую практику, создавая условия для общения детей в процессе различных видов деятельности (высказывания в ходе экскурсии, после нее, в связи с наблюдениями, практическими работами, рассматриванием картинок и др.), учит школьников связно отражать на письме полученные впечатления.
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР на уроках русского языка.
У меня нет ответа на данный вопрос. В инете не совсем понимаю, что писать. Прошу помощи, кто знает правильный ответ на этот вопрос.