Результаты исследования смысла жизни у представителей предпенсионного и пенсионного возрастов
В группу представителей старшего поколения входили 57 испытуемых предпенсионного и, в основном, пенсионного возраста, из них 27 мужчин (47.3%) и 30 женщин (52.7%). Распределение испытуемых по образованию: 4-5 кл. - 3 чел. (5.2%), неполное среднее - 11 чел (19.3%), среднее и среднее специальное - 16 чел. (28.1%), неполное высшее - 1 чел. (1.7%), высшее - 26 чел. (45.6%).
Отметим сначала два особых случая в понимании смысла жизни: его отрицание ("надуманное понятие") и отождествление с жизнью ("у жизни нет другого смысла, кроме самой жизни"). Остальные испытуемые четко разделились на две подгруппы.
В первую входили 19 испытуемых, из них 7 мужчин (36.8%) и 12 женщин (63.2%). Распределение испытуемых по образованию: 4-е и 5-е кл. - 2 чел. (10.5%), неполное среднее - 8 чел. (42.1%), среднее и среднее специальное - 5 чел. (26.3%), неполное высшее- 1 чел. (5.3%), высшее-3 (15.8%). Первая подгруппа характеризуется сужением, угасанием смысла жизни, который сводится к тому, чтобы выжить, сохранить свое здоровье. Характерно, что испытуемые осознают факт сужения смысла жизни, анализируют причины, видят тупик, но не могут найти из него выхода. Приведем характерные высказывания. "Я жила, теперь существую, выброшена с работы. Апатия. Я угасаю, нет жизни, даже дома ничего делать не хочу" (ж., 58 лет, обр. 9 кл.). "День прошел -- и хорошо, так жить нельзя, ничего духовного" (ж., 65 лет, обр. высшее). "Нам было трудно, но жили с энтузиазмом, сейчас нас раздавили" (ж., 61 г., обр. 7 кл.). Главную причину угасания смысла жизни испытуемые видят в изменении социально-экономических условий жизни в стране и не связывают ее с возрастом.
Во вторую подгруппу входили 36 испытуемых, из них 19 мужчин (52.8%) и 17 женщин (47.2%). Распределение испытуемых по образованию: 4 и 5 кл. - 1 чел. (2.8%), неполное среднее - 3 чел. (8.3%), среднее и ср. спец. - 11 чел. (30.6%), высшее - 21 чел. (58.3%). Вторая группа, напротив, характеризуется расширением, обогащением новыми "малыми" смыслами, отражающими главный смысл, поднятием смысла жизни на новые высоты. В иерархической структуре смыслов жизни этих испытуемых выделяются следующие главные смыслы жизни.
Служение высокой идее. Испытуемые по-разному раскрывают ее содержание: "делать добро" (ж., 59 лет, обр. высшее), "раскрытие и защита идеалов социализма" (м., 58 лет, обр. высшее).
Служение Отечеству, высокий гражданский долг. "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" (м., 66 лет, обр. ср. тех.). "Вернуть Родину в Советский Союз" (ж., 46 лет, обр. ср.). "Сделать все, чтобы дети продолжили работу на благо Родины и ее процветания" (ж., 84 г., обр. высшее).
Добиться социальной справедливости. "Чтобы жили в правде и справедливости, без богатых и нищих" (м., 53 г., обр. среднее). "В данный момент - бороться за восстановление советской власти, чтобы дома отдыха, санатории и т.д. принадлежали народу, а не кучке миллиардеров" (м., 59 лет, обр. среднее). "Чтобы всем было доступно жить" (ж., 71 год, обр. 7 кл.).
Жить для людей. Испытуемые отмечают актуальность этого смысла в настоящее время. "Утвердилась в коммуне, соборности, социализме. Надо жить для других, думать не только о себе. Удивительно, как много оказалось отрекшихся" (ж., 59 лет, обр. высшее). "Сделать полезное не только для себя, но и для других, особенно поняла это сейчас" (ж., 69 лет, 7 кл.). Для испытуемых "жить для людей" означает, что главным смыслом становится борьба за человека и для человека. "Помочь людям, работать в общественных организациях. В нынешней обстановке смысл - в борьбе" (ж., 73 г., обр. ср. техн.). "Не умею жить для себя, живу для других. Если причиню кому-то неприятность, то больше переживаю, чем тот, кому это сделал. Сегодня главное - борьба во имя человека" (м., 64 г., обр. высшее).
Забота о детях, защита детей. Этот смысл приобретает для старшего поколения специфическое содержание. Сюда относится, прежде всего, защита детей от пагубного влияния современной идеологии эгоизма, индивидуализма, приоритета секса и собственного удовольствия над духовностью, от всего, что разрушает основы бытия нашего народа, его общинности и соборности, приоритета созидания над разрушением. "У детей под влиянием телевидения все перевернулось. У них озлобленное отношение ко всему, что их окружает. Дети ходят и побираются" (ж., 79 лет. обр. ср. спец.). "Дожить, когда рухнет нынешний продажный режим, и я не буду тревожиться за судьбу своих детей и внуков" (м., 79 лет, обр. высшее).
Реализовать созидательную функцию человека. Испытуемые видят созидательную функцию человека в труде, поиске своего пути, в том, чтобы выполнить свое предназначение. "Приобретать знания, с позиции знания добиваться результатов в труде, в профессии" (м., 53 г., обр. высшее). "Дерзать во всем, всегда любое дело, даже самое маленькое, делать от души" (м., 59 лет, обр. высшее). "Человек рожден, чтобы выразить себя" (м., 60 лет, обр. высшее). "Человек - свеча, я хочу гореть пламенем" (м., 75 лет, обр. высшее).
Сохранить духовность и проявить свои лучшие качества. Характеризуя трудности современной жизни, испытуемые подчеркивают, что главное - не сломиться, сохранить духовность поколений, проявить богатства своей души. "Никчемная жизнь. Разве это жизнь. Подобна скоту. Деньги портят человека. Человек должен быть богат душой" (м., 61 , ср. тех.). "Быть в прямом смысле человеком, не опускаться до животного. Сохранить преемственность поколений: все, что сделало предыдущее поколение, должно быть для нас святым" (м., 50 лет, ср. тех.). "Быть честной, честно работать, честно относиться к подругам, к сыну" (ж., 69 лет, обр. ср.).
Таким образом, на основе специально огранизованного интервью нами получены данные, позволившие выделить среди испытуемых две подгруппы, характеризующиеся либо ломкой, угасанием смысла жизни, либо проявлением высоких смыслов вопреки возрасту. Примечательно, что наличие этих подгрупп подтверждается информацией, полученной нами в процессе неформального общения с испытуемыми. Дело в том, что после ответов на вопросы анкеты испытуемые стремились продолжить беседу, привести факты своей биографии, сопоставить свои ожидания с реальной жизнью, поделиться болью за поколение сверстников.
Приведем фрагменты бесед, инициированных испытуемыми.
Первая подгруппа. "Все светлое - в прошлом. Безработица не дает подняться с колен. Остается одно существование. Даже сторожем не устроишься" (м., 63 г., обр. высшее). "Думала отработаю, пойду на пенсию. Хватит денег на книжке поехать к внукам. Все рухнуло. Никуда не поедешь с такими ценами. Сижу на лавочке, жду пенсию. Потом пойду в магазин. Посмотрю телевизор. И вся жизнь" (ж., 63 г., обр. ср.). "Развалили страну. Куда идем? Что с нами будет? Не знаю, как жить. Торговать, спекулировать - не для меня. А честно - жить в достатке нельзя" (ж., 68 лет, обр. ср.). «Кто-то богатеет, а мы нищаем. В нищете какой смысл жить? Раньше ходила в театры, консерваторию. Если бы мне тогда сказали, что буду остаток жизни проводить дома, смотреть "мыльные оперы" - вот посмеялась бы» (ж., 68 лет, обр. высшее). "Уволили с работы. Никому мы теперь не нужны" (м., 61 г., обр. 5 кл.).
В беседах проявилась боль за поколение сверстников, которые превратились в отработанный, никому не нужный материал, боль за неоправданные ожидания достойной честной жизни, которая могла бы быть заполнена посильным трудом, поездкой к родственникам, обогащением души достижениями культуры, а сводится к нищенскому существованию.
Вторая подгруппа. "Я бы спокойно растил внучек, отдыхал на даче, в библиотеке моей много книг, которые хотелось прочитать или перечитать. Мои ожидания спокойной старости не оправдались. Боль за Родину не дает покоя. Несколько раз уже был на предприятии, где раньше работал. Убеждаю, поднимаю дух у рабочих, они как-то растерялись" (м., 75 лет, обр. высшее). "Думала, пойду на пенсию, поезжу по стране, попутешествую, а приходится ходить по митингам, пикетам" (ж., 59 лет, обр. высшее). "Человек проверяется в экстремальных условиях. Сейчас жаль армию. Стараюсь быть там, где нужна моя помощь. Четырем музеям помог своими экспонатами о войне. Помогаю ветеранам. Лучшая награда для меня слово "спасибо". Пишу о своих боевых друзьях. Постоянно связан с А. Маресьевым. Работаю в окружной печати, встречаюсь с детьми. Сам я вырос без отца, посвятил себя авиации. Участвовал в параде Победы 9 мая 1995 года" (м., 75, высшее). "Хочу передать свои знания. Рассказываю журналистам о своей судьбе. Я в 14 лет слушала В.И. Ленина. Он меня покорил" (ж., 93, обр. высшее). Стремясь остаться в "боевом строю", помочь Родине, представители старшего поколения посылают деньги в партийную прессу, пишут письма в вышестоящие инстанции и на телевидение, сами ищут сборщиков подписей и, более того, берут подписные листы, ходят по домам (даже по пятиэтажкам без лифтов), собирают подписи, ведут агитационную работу.
Анализ показывает, что испытуемые осознают расхождение между предполагаемой динамикой смыслов жизни и их реальным состоянием. Они считают, что расширение, "возгорание" высоких жизненных смыслов помогает преодолеть старость, нездоровье, недуги, продлевает жизнь. "Хочется жить и действовать" - типичные высказывания испытуемых. Таким образом, есть основания констатировать действенность высоких жизненных смыслов у испытуемых этой подгруппы: главные смыслы не только сохраняются, но и воплощаются в жизни и деятельности человека.
Наши данные получены на основе экспериментов с небольшим количеством испытуемых (57 чел.). Однако нам важно констатировать не количественное соотношение между подгруппами, а их качественные различия. Примечательно, что наличие качественных различий проявилось у испытуемых независимо от места проведения исследования. Для нивелирования этого фактора мы выбирали самые разные места: беседовали с людьми, пришедшими в поликлинику, совет ветеранов, отдел соцобеспечения, на массовые мероприятия, в том числе - общественно-политические (например, на митинге в периферийной его части, где могли оказаться как случайные слушатели, так и активные участники), кроме того - с людьми, просто прогуливающимися вдоль дома, в скверах и других зеленых массивах. Поляризация испытуемых по смыслу жизни подтверждается и дополнительными данными, полученными в результате анализа отказов 32 человек от участия в эксперименте.
Характерные причины отказа 19 человек: "лекарства не на что купить, какой тут может быть смысл жизни", "о чем говорить, никакого смысла жить уже не осталось: какой смысл может быть у обобранных", "нас выталкивают из жизни, жизнь такая тяжелая, что нет смысла жить", "зачем об этом говорить, смысл весь иссяк", "не знаем, как выжить, живем от пенсии до пенсии, вот и весь смысл". Отметим, что в ответе, как правило, проявлялось доверительное, даже сочувственное отношение к исследователю, который, по их мнению, исследует то, чего уже не стало (смысла жизни) в современных условиях, поскольку жизнь превратилась лишь в существование.
Резко отличаются причины отказа 13 человек: "Родину надо защищать, а не исследования проводить", "о чем говорить, вы все равно исказите и представите нас тупоголовыми", "бороться надо, вот и весь смысл, не о чем говорить". В самом эмоциональном настрое этих людей проявилась некоторая агрессивность, неприятие исследователя, который, по их мнению, занимается не тем, что нужно для Отечества. Не зная ничего об исследователе, они воспринимали его человеком, находящимся "по другую сторону баррикад", идентифицировали его с представителем "желтой прессы", цель которой - исказить высокие жизненные смыслы, патриотические мотивы поведения, унизить человека труда, превратить его в "быдло". Причины отказа и эмоциональный настрой в какой-то мере проявляют стремление испытуемых оградить высокие смыслы своей жизни от посторонних и дают основания рассматривать эту их часть как потенциальных представителей второй подгруппы.
Выше мы попытались столь детально проанализировать содержание смысла жизни у представителей старшего поколения, поскольку именно в их опыте ярко высвечиваются последствия социальных потрясении в нашей стране. В сложившихся условиях у одних происходит ломка смысла жизни, его сужение до элементарного желания выжить. Выход из кризиса они видят в отказе от решения широких социальных проблем, в сосредоточении на себе, на заботах о том, как жить экономно, сохранить здоровье и т.д. Осознание в качестве основной проблемы "Я - для себя" вызывает уход от широких социальных смыслов, порождение в качестве главных - смыслов индивидуальных. Другие в период двойного кризиса (возрастного и социального) вопреки попыткам извне навязать новые ценности, унизить многократно повторяющимися в средствах массовой информации суждениями "не туда шли", "не так жили" остаются верными себе, главному смыслу своей жизни, ищут пути его реализации в сложившихся условиях. Выход из кризиса они видят в решении широких социальных проблем, "судьбоносных" для своего Отечества, своего народа. Возрастные ограничения уходят на второй план, осознается в качестве основной проблема "Я и общество", поднимающая на новую высоту широкие социальные смыслы в противовес индивидуальным. Повышается уровень действенности и личностной значимости социального смысла, происходит его "возгорание" с новой силой, превращение в подлинно высокий смысл жизни, возвышающий человека над условиями бытия.