Методы формирования сознания личности
Рассказ – последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в повествовательной или описательной форме. Широко применяется в преподавании гуманитарных предметов.
Имеется ряд требований к рассказу: логичность, последовательность и доказательность требований; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, продолжительность (10 минут в начальных классах, 30 минут – в старших).
Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-то положений, применяется метод объяснения.
Признаки: доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения.
Беседа – вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся. Индуктивная беседа обычно перерастает в эвристическую, поскольку учащиеся от частных наблюдений приходят под руководством учителя к общим выводам. При дедуктивном построении беседы дается сначала правило, общий вывод, а затем организуется его аргументирование, подкрепление.
Основное назначение – привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям.
Начало беседы – обоснование темы; основной этап – материал для обсуждения. Высказывание суждений, самостоятельные выводы учащихся; заключительное слово учителя – итог, формулирование наиболее рациональной точки зрения.
Особую трудность для молодого учителя представляют индивидуальные беседы, т.к. в ходе них приходится решать, в основном, локальные конфликты.
Более сложный метод – лекция, в школе она приближается к рассказу, но отличается большей информативностью, сложностью образов, доказательств и обобщений, продолжительностью. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией, отправным моментом.
Ситуации познавательного спора, дискуссии, при их умелой организации, привлекают внимание школьников к разным научным точкам зрения по проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации. Обязательное условие – наличие минимум двух противоположных точек зрения по вопросу.
В отличие от дискуссии, где д.б. принято устоявшееся и принимаемое научными авторитетами решение, диспут как метод, не требует определенных окончательных решений. Дает возможность анализировать понятия и выводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.
Диспут учит мужеству отказаться от ложной точки зрения вот имя истины. Требует тщательной подготовки как учителя, так и учащихся: подбор вопросов, создание тренировочной основы для творческих исканий и самост.решений.
Метод примера – на основе реально действующих, живых конкретных образцов. Явление подражательности, но не слепое копирование, а формирование у детей действий нового типа, как совпадающих в общих чертах с идеалом, так и оригинальных, сходных по ведущей идее примера.
Младший школьник выбирает для подражания готовые образцы, воздействующие на него готовым примером; у подростков сопровождается более или менее самостоятельными суждениями; в юности становится сознательным и критичным, опирается на активную внутреннюю переработку воспринимаемых образцов. Можно выделить 3 этапа:
1) в результате восприятия конкретного действия другого лица у школьника появляется субъективный образ этого действия, желание поступать также.
2) Возникает связь между примером для подражания и последующими действиями
3) Синтез подражательных и самостоятельных действий, на который активно влияют жизненные и специально созданные воспитывающие ситуации.
13.Методы орг-ции деят-ти и фор-ия опыта поведения.
Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия – это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят.
Воспитательный процесс: управление операциями→управление действиями→управление деятельностью учащихся.
Упражнение, зачастую через специально созданную внешнюю обстановку, которая вызывает у учащихся необходимое психическое состояние, представления, мотивы, поступки – воспитывающие ситуации. По существу это упражнения в условиях ситуации свободного выбора. Ученик ставится перед необходимостью выбрать определенное решение из нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому, уступить место другому, промолчать, сказать правду, сказать «не знаю».Бывают прямые и косвенные упражнения (настоящее воспитание то, когда дети не чувствуют, что их воспитывают).
Вклассической педагогике этот метод назывался Приучение - обнаруживает наибольшую эффективность на ранних этапах воспитания и развития детей. Условия: ясное представление о том, что д.б. усвоено; образ действия д.б. выражен в ясном коротком правиле; на каждый данный отрезок времени д.б. выделен минимум отдельных действий. Для выработки привычки требуется время, торопливость здесь не приводит к поставленной цели. Вначале следует добиться точности производимого действия, затем – быстроты. Важен контроль и самоконтроль.
Поручение – один из самых эффективных способов организации любой деятельности детей. Выделяют индивидуальные, групповые, коллективные; постоянные и временные поручения. Правильно организованное поручение обязательно несет в себе ролевую функцию. Кроме того, ребенку д.б. понятны границы поручения. Главное – оно должно предполагать активное действие ребенка.
Пример призван организовать образец деятельности. Пример великого человека действует как очень высокая форма идеала, здесь главное уяснить: «не сотвори себе кумира».
Ситуации свободного выбора– важно для того, чтобы ребенок умел действовать не только по образцу, но и самостоятельно.
Педагогическое требование – внешнее (педагога) и внутреннее (к самому себе).
Организуя воспитательный процесс, учитель должен стремиться к тому, чтобы его требование стало требованием самого коллектива (например, Устав школы, клятва скаутов, заповеди дежурного). Отражением коллективного требования является общественное мнение. Индивидуальное общественное требование широко используется в воспитательном процессе: краткие команды, указания, запрещения