Основные публикации и исследования по народным играм
Передовые русские педагоги и общественные деятели во все времена вели борьбу за признание важной роли народной игры в воспитании. Такое отношение видно уже в «Поучении» Владимира Мономаха детям (XII в.) и отчетливо выражено в трудах известных педагогов Епифания Славинецкого (XVII в.), И. И. Бецкого (XVIII в.). За народную игру ратовали А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, А. И. Герцен и другие прогрессивные деятели России.
Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах революционных демократов: В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский, высоко оценивая значение игр в деле воспитания - в то же время критиковал распространенную в то время систему Фребеля за искусственность его игр: «Фребель поступил бы, может быть, лучше, если бы разработал те детские игры, которые уже придуманы веками... Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их... - задача будущей педагогики».
Уже в первых трудах отечественных фольклористов и этнографов было отведено широкое место народным играм.
Наиболее значительные публикации русских игр принадлежат И. Снегиреву (1836, 1838 гг.), И. Сахарову (1837 г.), A. Терещенко (1848 г.), В. Всеславину (1863 г.), П. Бессонову (1868 г.), B. Ф. Кудрявцеву (1871 г.), В. И. Далю (1871, 1879 гг.), Е. А. Покровскому (1871, 1886, 1887, 1892, 1895 гг.), В. П. Шейну (1898-1900 гг.) и др. Большое количество авторов (часто безызвестных) осуществляло публикации записанных ими в народе игр через журналы «Живая старина», «Этнографическое обозрение», «Сын отечества», «Учитель», «Звездочка», «Знание» и др., через «Записки Русского географического общества», через газеты многих губерний России («Московские губернские ведомости» и т. д.).
Наряду с интенсивным собиранием народных игр проводились их педагогическая обработка, отбор и пропаганда игровых форм, наиболее пригодных для воспитания. Этим успешно занимались В. И. Даль, Е. А. Покровский, П. Ф. Лесгафт, а также П. Н. Бокин, В. Висковатов, Й. Я. Герд, Е. М. Дементьев, Я. И. Душечкин, А. Скотак, Н. Филитис и др. В начале XX в. имелось не менее 100 сборников игр на русском языке. Записи и обработку русских игр продолжили П. Н. Тиханов, В. К. Добровольский, А. Е. Бурцев, Д. К. Зеленин, В. Харузинщ, А. А. Мелков, Б. М. и Ю. М. Соколовы и др.
Особо следует выделить известного врача-гигиениста, педагога и этнографа Е. А. Покровского, который провел большую исследовательскую работу по национальным играм народов, населяющих Россию, особенно по русским играм. С помощью земских деятелей, врачей, учителей он составил сборник «Детские игры, преимущественно русские» (1887 г.), представляющий большую ценность и сегодня.
Выдающуюся роль в обосновании педагогического значения игры и методики ее применения сыграл известный русский ученый и общественный деятель П. Ф. Лесгафт. Подготовленные им ученики (М. В. Лейкина, М. М. Конторович и др.) вместе с другими прогрессивными педагогами и общественными деятелями (И. Я. Герд, С. Т. Шацкий, А. У. Зеленко, Н. О. Массалитинова, Н. С. Филитис, В. Г. Марц и др.) широко использовали подвижные игры, включая и народные, в физическом воспитании детей и молодежи. Большинство из этих специалистов и общественных деятелей вели практическую работу по организации игр с детьми, открывали детские игровые площадки, клубы (преимущественно на рабочих окраинах города). Такая работа способствовала внедрению игр в среду детей рабочих, что благотворно влияло на здоровье и развитие детей. Эти же энтузиасты готовили руководителей-общественников для широкого распространения игр среди детей и молодежи.
Однако такая подвижническая деятельность не встречала поддержки со стороны господствующих классов царской России. Буржуазные деятели в области воспитания поддержали создание в России по примеру Запада детской и юношеской организации бойскаутов, игры которых противопоставлялись играм простого народа. Начавший распространяться в России спорт был недоступен широким массам трудящихся.
Октябрьская революция открыла простор для расцвета всех сторон культуры народа, в том числе физической культуры в целом и народных игр в частности. Забота о физическом развитии подрастающего поколения стала всенародным делом. Этим непосредственно занимались народные комиссариаты просвещения (А. В. Луначарский и Н. К. Крупская), здравоохранения (Н. А. Семашко), Всевобуч (Н. И. Подвойский). Подвижные игры были включены как важное средство физического воспитания в программы по физической культуре для всех общеобразовательных школ (особенно большое место они занимали в младших классах), в учебные планы институтов физической культуры, открывшихся в Москве и Ленинграде, а затем и в других городах РСФСР. К данной работе были привлечены лучшие специалисты в этой области. Одним из них являлся В. Г. Марц. Им были организованы при Всевобуче годичные курсы по подготовке руководителей игр и детских праздников. Окончившие эти курсы специалисты широко развернули работу по игре с детьми и молодежью, ими был создан в Москве кружок игр и праздников (КИП), который в течение 10 лет возглавлял методическую работу по игре и детским праздникам. Членами кружка был написан ряд методических пособий и сборников игр.
Большое внимание уделял вопросам игры комсомол. На II Всероссийской конференции РКСМ, принявшей решение о создании пионерской организации, не только был заслушан специальный доклад В. Г. Марца о роли игры в физическом воспитании, но и были непосредственно проведены подвижные игры с делегатами конференции.
В 1921 г. был открыт под руководством В. Г. Марца научно-исследовательский институт по изучению игры. В нем работали: профессор В. В. Гориневский, Н. П. Булатов, М. С. Козлов, К. И. Львов, С. В. Сысоев, А. Ф. Родин и другие виднейшие работники в области теории и методики игры. Здесь было начато широкое изучение игр, включая стихийно бытующие в народе. На I опытной станции Наркомпроса РСФСР, созданной С. Т. Шацким, была организована работа под руководством Н. О. Массалитиновой по широкому изучению игр, систематизации и педагогической обработке народных игр. Руководимая Н. К. Крупской научно-методическая секция Государственного ученого совета (ГУС) поддержала это начинание. Поддержку получила работа по собиранию народных игр, проводимая этнографами и фольклористами, причем не только в центре (О. И. Капица и др.), но и на местах (например, в Сибири, где большую работу вели Г. С. Виноградов, А. М. Попова и др.).
В связи с изменившимися социальными условиями в Советской стране и развитием новой культуры на пути изучения и широкого применения народных игр появились новые проблемы.
Необходимо было сочетать развитие современных форм игры с отбором и обработкой лучших традиционных игр. Однако некоторые специалисты при этом допускали вульгаризацию (вносили механистически новое придуманное содержание в старую форму игр) и другие ошибки. Направить работу специалистов был призван созданный при НКП РСФСР Центральный Совет игры.
По его инициативе было принято специальное постановление ЦК ВЛКСМ (1936 г.), в котором были осуждены вульгаризированные игры, а также игры, отражающие старый быт и нравы, связанные с религиозными предрассудками, игры, унижающие достоинство человека, игры с физически опасными и унижающими человека наказаниями, антисанитарные игры и т. п. НКП РСФСР распространил соответствующую инструкцию среди педагогов. Все это сыграло большую роль в борьбе за воспитательную направленность игр.
Многие передовые деятели просвещения Советской России проявляли и проявляют заботу о правильном использовании народных игр в учебно-воспитательной работе.
Педагогически обработанные народные игры стали основой игровой части программ для детских садов, школ (1-8-е классы), внешкольных учреждений не только РСФСР, но и других республик.
Разработаны методические пособия по подвижным играм для учителей, родителей, вожатых, для подготовки преподавателей физкультуры. В России впервые было создано учебное пособие по вопросам теории и методики проведения игр в различных условиях работы с детьми и молодежью (Л. Былеева и В. Яковлев. Подвижные игры. Учебное пособие для институтов физкультуры), по которому учатся десятки тысяч студентов. Последнее, 5-е, издание было выпущено в 1982 г. (авторы - Л. Былеева и И. Короткое). Проводятся конкурсы на лучшие методические разработки игр, семинары и курсы по повышению квалификации руководителей игр. Игры периодически печатаются в ряде газет и журналов, демонстрируются в кино и по телевидению. Используются они в работе спортивных секций, лагерей, клубов по месту жительства, стадионов, парков культуры и других многочисленных внешкольных учреждений Советской России.
Педагогически направляемая централизованная организация игр стала ведущим фактором в развитии всей игровой деятельности в республике, существенно влияющим и на стихийно бытующие народные игры: полученные в педагогически руководимых играх знания, технические навыки, организационный опыт используются их участниками при проведении народных игр.
Заметное влияние на характер большинства бытующих сейчас подвижных игр оказывает спорт, что приводит к так называемой спортизации детских игр.
Некоторые народные игры, как, например, «Лапта», «Городки», были переработаны в спортивные. С этой целью были разработаны строго регламентированные правила. Согласно спортивным правилам проводились соревнования на первенство района, города, а по «Городкам» - и на первенство Союза. Эти игры сохранились и в своей народной форме, имеющей много разновидностей.
Развитие игр в современных условиях во многом определяется промышленным выпуском игрового инвентаря, строительством спортивных сооружений. Теперь доступными для всего населения стали игры и упражнения с гимнастическим, хоккейным, баскетбольным, волейбольным инвентарем. Используются спортивные площадки для легкой атлетики, гимнастические городки, залы. В результате заметно изменились и усовершенствовались за годы Советской власти организационные формы многих распространенных в народе игр (стало больше командных игр с элементами различных видов спорта).
Одним из ведущих факторов развития игр стал выпуск литературы по игре. Многочисленные сборники и пособия по игре (часть их представлена в списке литературы в конце этой книги) пропагандируют и способствуют распространению лучших русских игр не только в РСФСР, но и во всей стране.
Наиболее авторитетными, популярными стали сборники, авторы которых взяли за основу педагогически обработанные народные игры (В. Г. Марц, Л. В. Былеева, Е. М. Минский, Н. В. Студенецкий, С. М. Шитик, В. Г. Яковлев и др.). Однако большая часть сборников содержит еще сравнительно ограниченный круг игр, записанных в основном в начале века. Сказывается недостаточное изучение современного состояния русских народных игр.
Крупнейший этнографический сборник игр, выпущенный в 1933 г. В. Н. Всеволодским-Гернгроссом и другими составителями, построен почти исключительно на материалах дореволюционных публикаций. Немногочисленные записи игр в 1930-1950 гг. (см. обзор М. Н. Мельникова) не вошли в литературу для массового читателя.
В значительной мере может быть отнесено к РСФСР то, что отмечено в специальном постановлении об усилении внимания к использованию игры в коммунистическом воспитании детей и подростков (Бюро ЦК ВЛКСМ совместно с коллегией Министерства просвещения СССР и Президиумом Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций СССР - см. список литературы в конце данной книги): недостаточное изучение народных игр, в силу чего набор игр, которыми пользуются в работе с детьми, чрезвычайно беден и неоправданно забыты многие народные игры.
С 1960 г. несколько усилилось внимание специалистов к собиранию и изучению современных русских народных игр (М. Н. Мельников, Г. М. Науменко, Н. И. Савушкина, В. И. Селиванов, В. Б. Сорокин и др.). Больше стало записей игр во время научных экспедиций, организуемых фольклорными, этнографическими и искусствоведческими учреждениями, но задачу массового собирания, изучения и распространения лучших народных игр невозможно решить силами лишь профессиональных этнографов, фольклористов, педагогов и т. д. Некоторые газеты, журналы, радио и телевидение неоднократно предпринимали попытки сбора игр силами пионеров, школьников, общественности. Однако мешало отсутствие научно разработанной методики массового собирания игр.
По инициативе Минпроса РСФСР была разработана и опубликована методика коллективного изучения народных игр юными этнографами-школьниками (на основе которой ведутся сбор и изучение современных игр не только Российской Федерации, но и других республик).
Родилась новая форма игровых коллективов - клубы друзей игры (КДИ), которые занимаются и распространением игр, и их собиранием, и изучением в разных областях России (Московской, Ростовской, Горьковской, Рязанской, Новосибирской, Архангельской и др.).
Возрождение традиционных народных праздников с применением игр стало характерным явлением в РСФСР в последние десятилетия. Наряду с почти повсеместными праздниками Русской березки, Первой борозды, Урожая, Проводами русской зимы и другими проводится все больше праздников, связанных с памятными местами. Например, в подмосковном селе Захарове где когда-то юный Пушкин впервые познакомился с русской деревней, русскими играми и хороводами, уже традиционным стал Пушкинский праздник в день рождения йоэта. Инициатор праздника Клуб друзей игры устраивает здесь массовые русские хороводы, любимые игры пушкинских времен («Горелки», «Бабки», «Лапта», «Свайка», «Кубарь» и др.). Эти игры неизменно привлекают много участников. Они демонстрировались Центральным телевидением, использовались при съемках ряда фильмов.
Подобные примеры множатся, что говорит о больших, еще не до конца использованных возможностях распространения русских народных игр.
Ярко и многообразно отражены русские народные игры в художественной литературе, в самых различных видах искусства. Это и рисунки в древних летописях, и стихи А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, скульптуры Н. С. Пименова и А. В. Логановского, картины A. Г. Венецианова, В. Е. Маковского,
B. И. Сурикова и т. д. - вплоть до новейших телепрограмм и кинофильмов, десятков страниц с описаниями игр в произведениях М.Н. Алексеева, В.П. Астафьева, В. И. Белова, В. Г. Распутина и других советских писателей.
Это - одно из убедительных свидетельств ценности русских народных игр.