Игра с деревянными винтами и отвертками
Нужно раздать детям дощечки и винты, предложив им завинтить винты в отверстия. При завинчивании вручную шляпки винтов будут выступать над поверхностью дощечек. Воспитательница может сказать: «Нужно так завинчивать, чтобы винтики не выступали и дощечка была бы гладкой! Пальчиками трудно — нужно отверткой!» Воспитательница показывает детям отвертку и завинчивает ею винты на одной из дощечек. «Теперь дощечка гладкая и красивая!» Затем воспитательница дает детям по отвертке и предлагает им самим плотно привинтить винты.
Игра «Я сам!»
(проводится с детьми старше 2 лет 6 месяцев)
Эту игру, состоящую в сборке (с помощью деревянных винтов и отвертки) коляски, очень простой по конструкции (рис. 6), следует провести в два приема. Вначале воспитательница на глазах у детей собирает коляску, т.е. прикрепляет с помощью крупных деревянных винтов колеса к основанию. Затем предлагает детям самим надеть колеса на оси основания и привинтить их винтами вручную. Когда все дети научатся привинчивать винты, можно на следующих занятиях перейти к более сложному варианту игры.
После того как дети по очереди закрепят колеса с помощью винтов вручную, нужно, покатав собранную ими коляску по полу или по столу, обратить внимание детей на то, что колеса плохо привинчены: «Трудно ручкой хорошо привинтить колеса!» Затем воспитательница показывает детям деревянную отвертку и говорит: «Сейчас мы привинтим отверткой колеса прочно-прочно!» Нужно показать детям, как можно прочно отверткой привинтить винты и укрепить колеса. Затем каждый ребенок сам закрепляет колеса.
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ НА
САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ИГРУ ДЕТЕЙ
(М.И. Попова)
Самостоятельная игра наряду с проведением различных занятий является одним из важнейших путей воспитания ребенка раннего возраста. В самостоятельной игре он совершенствует то, чему научил его взрослый на занятиях. Вместе с тем под руководством взрослого у ребенка происходит дальнейшее расширение и углубление знаний об окружающем мире.
Во время игры у детей вырабатывается самостоятельность в выборе игрушек, в применении различных способов действий с предметами. Самостоятельная игра способствует формированию интересов и активному проявлению индивидуальных особенностей. В процессе ее ребенок приобретает умение занять самого себя.
Овладевая различными способами действий с предметами, ребенок начинает отображать в своей игре то, что видит. После полутора лет он способен воспроизводить не одно, а несколько взаимосвязанных действий. Зарождается сюжетно-отобразительная игра, которая получает свое развитие на третьем году жизни. К трем годам появляется ролевая игра.
Дети сами часто не могут научиться правильно использовать предмет, организовать игру с игрушками. Взрослые, обучая их разнообразным и целесообразным способам действия с доступными им предметами, упорядочивают и направляют игру.
Обучение в условиях детского сада проводится в основном на занятиях, которые являются одной из эффективных форм обучения детей. В ходе занятии детям дают образцы выполнения действий, произнесения слов, сообщают элементарные сведения о предметах. Ребенок постепенно начинает подражать тому, что показывает воспитатель. Для того чтобы развить у детей способность подражания, необходимо повторять с ними те или иные слова, действия на занятиях, упражнять.
Занятия требуют от детей значительного умственного напряжения, поэтому в режиме дня для них отводится небольшой отрезок времени. Все необходимые упражнения провести на занятиях невозможно. Активное использование знаний и умений, полученных на занятиях, происходит в быту, где дети получают возможность выполнять разнообразные действия в естественных условиях.
Большое значение для развития умений детей имеет также и самостоятельная игра, во время которой инициатива в выборе игрушек, содержания игры зависит от самого ребенка, хотя взрослый следит за игрой и по мере необходимости руководит ею. В ходе самостоятельной игры ребенок не ограничен внешними условиями в такой степени, как на занятиях. Игра дает ребенку больше возможностей для повторения действий с предметами, т.е. для усвоения знаний и умений, полученных на занятиях. Таким образом, самостоятельная деятельность ребенка и дидактические игры и занятия тесно связаны между собой.
Практика показывает, что если занятия и дидактические игры с детьми второго года жизни проводятся не от случая к случаю, а систематически, то они оказывают большое влияние на самостоятельную игру детей.
Воспитатели отмечали, что после проведения ряда занятий многие дети в самостоятельной игре воспроизводили показанные им действия с куклой (заворачивали в одеяло, укладывали спать в кроватку, кормили), с другими игрушками (строили домик для петушка и собачки, приводили их в домик, катали в коляске), строили из кубиков и кирпичиков различные постройки (дорожку, машину и др.).
Таким образом, по собственной инициативе дети отражали в процессе самостоятельной игры с игрушками, дидактическим и строительным материалом то, чему их учили на занятиях. Большей частью они использовали отдельные элементы занятия, а некоторые повторяли все его содержание.
Вместе с тем выяснилось, что не все дети и не всегда отражают свои знания и умения, полученные на занятиях, в самостоятельной игре. Это объясняется тем, что на занятии они либо не усвоили ее содержание, либо не умеют еще воспроизводить это содержание в процессе самостоятельной игры. Безусловно, от ребенка этого возраста не следует добиваться точного копирования того или иного занятия. Не столь важно, для кого он будет строить в игре домик, и большой или маленький домик получится, кто пойдет или поедет по дорожке, — важно то, каков будет порядок процессов во время игры с сюжетными игрушками. В ней должна найти отражение жизненная последовательность действий — куклу сажают за стол, а затем уже кормят. Важно, чтобы постройки ребенка изображали реальные предметы: стол, стул, домик.
Для правильной организации и руководства самостоятельной игрой детей в детском учреждении следует прежде всего создать соответствующие условия. Необходимо в режиме дня отвести специальное время для самостоятельных игр, которое было бы свободным от режимных процессов и занятий. Самостоятельные игры можно проводить как утром, так и днем и вечером в часы, указанные в «Программе воспитания в детском саду». Кроме того, следует обеспечить детей игрушками. Материал для игр необходимо подобрать так, чтобы он содействовал повторению и закреплению того, что давалось на занятиях.
Наблюдения показали, что для лучшего отображения в играх содержания занятий соответствующий игровой материал детям 1 года — 1 года 6 месяцев необходимо давать на следующий день или через день после их проведения. Более старшим материал можно давать через 2 — 3 дня после занятия. Например, спустя 2 — 3 дня после специально организованного наблюдения за тем, как воспитательница стирала кукольное белье, детям можно дать для самостоятельной игры соответствующие игрушки (кукольные платья, ванночки, повесить веревочку и др.) и побудить их к игре с этими предметами. В игре они могут не только отражать то, что получили на занятиях, но и использовать элементы нового, увиденного ранее в каких-нибудь других условиях (дома, на улице и т.д.).
Важно также привлечь внимание ребенка к тем игрушкам, с которыми проводились занятия. Для этого следует расставить их на видных местах, а затем заинтересовать ими детей. Важно, чтобы ребенок по собственной инициативе обращался к воспитателю по поводу той или иной игрушки. Это имеет большое значение как для закрепления усваиваемых способов действий с нею, так и для развития его активной речи.
Наблюдая за игрой, воспитатель стремится выяснить не только то, с какими игрушками играют дети, но и главным образом то, какие действия с ними они производят и какие при этом произносят слова. В результате он делает вывод, на что в первую очередь следует обратить внимание детей при организации последующих занятий. Наблюдая игру, воспитатель может проверить и действенность занятий.
Необходимо иметь в виду, что для получения достоверных данных о том, что ребенок смог усвоить на занятии, одних наблюдений бывает недостаточно. Выяснилось, что некоторые дети в игровой деятельности не всегда отражают то, что они усвоили на предшествующих занятиях, а также не всегда переносят усвоенное на занятиях в самостоятельную игру. Поэтому иногда следует обратиться к ребенку с вопросами, но сделать это надо в такие моменты, когда он либо ничем не занят, либо по собственной инициативе просит взрослого что-либо сделать, дать, показать. Индивидуальное общение педагога с детьми в условиях коллективного воспитания необходимо осуществлять часто и не от случая к случаю, а систематически.
Вопросы, которые воспитатель задает тому или иному ребенку, должны вытекать из содержания проведенных ранее занятий. Например, после проведения нескольких занятий с сюжетными игрушками он может задать примерно такие вопросы: «Саша, скажи, как собачка лает, как петушок поет? Лена, скажи: Катя, Андрюша, принеси куклу. Покажи, где у нее нос, глаза, руки, ноги». После проведения многих занятий со строительным материалом можно предложить ребенку построить машину, дорожку, дом или что-нибудь другое.
Подобные вопросы и предложения помогают выяснить, кто из детей самостоятельно правильно делает ту или иную постройку, понимает речь воспитателя, произносит звукосочетания или слова; кто делает это лишь с помощью воспитателя, а кто вообще даже в ответ на его неоднократные побуждения ничего не может выполнить (показать, построить, произнести). Полученные данные воспитатель сопоставляет с теми, которые давались детям на занятиях, и делает заключение о том, в какой степени они усвоили содержание того или иного занятия и что из этих занятий смогли перенести в свою игру.
Все это поможет воспитателю определить, в каком направлении необходимо далее организовать общение с детьми в процессе их самостоятельной игры: на что обратить внимание каждого ребенка? О чем с ним говорить? Чему учить? Детей в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев надо побуждать к конкретным действиям, например: «Лена, покачай куклу, она хочет спать. Сережа, вот кубик и кирпичик, построй машину». Иногда следует привлечь внимание малыша к какой-нибудь игрушке без указания выполнить конкретное действие с ней: «Оля, поиграй с куклой, с машиной» и т.п. Если ребенок не знает, что нужно делать, как играть, необходимо подсказать ему и проследить за тем, какие он будет выполнять действия с игрушками.
Детей в возрасте 1 года 6 месяцев воспитатель все чаще начинает побуждать выполнять одно и то же действие с разными игрушками: «Саша, покорми собачку, а теперь покорми птичку и зайчика тоже покорми, он очень хочет есть. Кроме того, учит играть одновременно с двумя игрушками. Сначала дает ребенку или просит самого ребенка взять для игры два каких-нибудь предмета: «Сережа, возьми куклу (мальчика Вову) и чашку. Дай пить Вове из чашки», — а затем при выборе второго предмета для игры побуждает ребенка проявить самостоятельность: «Наташа, построй из кубика и кирпичика стул. Кого ты посадишь на стул? Кукла уже сидела на стуле. Может быть, ты посадишь на стул зайчика или мишку?» И т.п.
В процессе организации самостоятельной игры детей старше полутора лет воспитатель помогает закрепить ранее усвоенные ими способы действий и упражняет детей в произнесении различных слов: «Оля, я сейчас принесу кирпичик, и мы построим дом. Сначала ты будешь строить дом, а потом я буду строить дом. Построй дом сама». Если ребенок в процессе постройки делает что-либо неправильно, воспитатель помогает ему исправить ошибку., Потом строит дом сам и побуждает ребенка сделать так же. Затем уже без показа просит построить еще один дом. После неоднократного правильного выполнения задания необходимо побуждать ребенка произносить слова «дом», «окно», «дверь»: «Оля, что ты построила? Дом? Скажи: дом. А это что? Это окно, а это дверь. Скажи: окно, дверь».
Если же ребенок овладел определенными способами действий с предметами, следует всячески способствовать усложнению и совершенствованию его игры. Большое внимание необходимо уделять тому, чтобы ребенок научился как можно полнее отображать в своей игре то, что он получил на различных занятиях и в процессе наблюдения за окружающим. Ребенка следует учить отображать главное, а также интересное и необычное из того, что он получил на занятии и что увидел в жизни (например, во время игры с куклой проявил свое отношение к ней, успокоил, когда она упала, уложил куклу спать, спел ей песенку, а после этого старался не шуметь и т.п.).
Наблюдая за игрой детей, воспитатель находит удобный момент, когда можно подключиться к ней, с тем чтобы помочь ребенку либо усложнить игру с этим же предметом, не изменяя ее основного хода. В процессе усложнения игры необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только могли выполнять действия с теми или иными предметами, но и произносили бы отдельные слова и простые предложения (двух- и трехсловные).
В одном случае следует побуждать ребенка воспроизводить с одним и тем же предметом в определенной последовательности два или три действия, каждое из которых в отдельности в предыдущие дни он выполнял правильно: «Наташа, как хорошо твоя кукла Катя поет и пляшет. А теперь ты заверни Катю в одеяло, покачай ее и уложи спать в кроватку. Скажи: спи, Катя, спи».
В другом случае следует попросить ребенка выполнить то же самое действие, но с другой игрушкой: «Сережа, кто это по дорожке идет? Куколка? А ты возьми собачку и покажи, как собачка пойдет по дорожке. Сережа, скажи собачке: иди, иди собачка. Иди, иди по дорожке».
В третьем случае воспитатель может попросить ребенка выполнить с разными предметами разные действия: «Лена, что кошечка делает? Молоко из тарелки пьет? Да? А где домик у. кошечки? Нет домика? Построй, пожалуйста, из кубиков домик для кошечки. Приведи в домик еще и петушка. Лена, скажи, кто еще в домик пришел?»
В четвертом случае воспитатель меняет назначение постройки, которую ребенок сделал. В связи с этим ребенок либо продолжает строительство той же самой постройки, либо из других материалов строит новую: «Андрюша, ты построил хороший дом. А кто в домике живет? Петушок и козлик? Катя тоже хочет в домике жить. Но этот домик маленький для Кати, она в него даже войти не может. Где же Катя будет жить? Для Кати надо построить большой дом». Воспитательница просит ребенка либо увеличить размеры домика, где живут петушок и козлик, и при этом сама помогает ему, либо из больших кирпичей просит рядом построить другой дом.
Кроме того, воспитательница может изменить и условия, в которых ребенок действовал сам или производил действия с тем или иным предметом. Например, воспитательница сначала учила детей строить из маленьких кубиков дорожку на столе. Построив дорожку, дети с удовольствием водили по ней маленькую куколку. Спустя некоторое время воспитательница принесла в группу большие кубики и предложила построить дорожку на полу. После того как дорожка была построена, детям дали машины, чтобы они могли возить их по дорожке (можно и лошадку на колесах, тележку).
С целью развития речи детей в процессе их самостоятельной игры иногда очень важно затеять разговор с ребенком о том, что он делает, вспомнить содержание того или иного занятия, прочесть стихотворение, потешку, с тем чтобы вызвать у него определенные чувства, произнесение отдельных слов. Необходимо чаще побуждать детей повторять слова и отвечать на разные вопросы.
В период самостоятельной игры необходимо следить за тем, чтобы дети не переключались то и дело с одной игрушки на другую, а могли бы с одной и той же играть некоторое время. Безусловно важно, чтобы ребенок научилсяприменять примерно те же способы действий и произносить те же слова, которым его обучали на занятиях. Но вместе с тем плохо, если ребенок действует только по трафарету. Необходимо всячески поощрять его самостоятельные действия.
Для правильного руководства игрой детей воспитателю нужно знать их индивидуальные особенности. В ходе самостоятельной игры эти особенности проявляются наиболее ярко.
Некоторые дети предпочитают играть с какой-либо одной игрушкой (например, с куклой или машиной) и совсем не играют со строительным материалом. Может быть и наоборот: ребенок долгое время играет, например, с кубиками, но совсем не играет с сюжетными игрушками. Учитывая эти особенности и опираясь на то, к чему ребенок имеет больше всего склонность, необходимо постепенно переключать его внимание на другие игрушки. Если ребенок играет с куклой, то надо предложить ему совместно с воспитателем построить для куклы стул, стол, посадить куклу на стул, на стол поставить посуду и покормить куклу или помочь построить для куклы дом. Если ребенок увлекается строительством, то, используя его постройки, нужно побудить организовать игру с привлечением сюжетных игрушек. Например, помочь построить дом, поместить в дом кошку, собаку, мишку, зайчика, попросить ребенка покормить их и уложить спать и т.д.
Необходимо учитывать и характерологические особенности отдельных детей. Некоторые дети инертно относятся к окружающему, большую часть времени играют с одной и той же игрушкой, по многу раз выполняют одно и то же действие (бросают, поднимают, возят машину или носят в руке куклу), трудно переключаются на что-нибудь новое. Встречаются дети слишком возбудимые: они не усидчивы на занятиях, часто отвлекаются, не могут спокойно досидеть до конца, не играют долго одной игрушкой, быстро теряют к ней интерес, способы действий, полученные на занятиях, в самостоятельной игре не воспроизводят. Такие дети очень подвижны, впечатлительны, часто плачут.
В первом случае ребенка необходимо как можно чаше переключать с одной игрушки на другую, чтобы он играл с разными игрушками, побуждать его выполнять различные действия с одной и той же игрушкой. Для этого необходимо использовать материал занятий, заинтересовать ребенка теми игрушками, с которыми проводились занятия. Например, побуждать ребенка выполнять несколько последовательных действий с куклой (укладывать спать, после сна одевать и кормить) или можно дать ребенку игрушечную кошку, попросить показать, как она бегает, сказать, как мяукает. Затем побудить ребенка найти собачку, попросить сказать, как она лает, показать, как бегает. После этого дать коляску, предложить ребенку посадить в коляску кошку и собачку и покатать их.
Во втором случае необходимо ограничивать двигательную активность ребенка и стараться сосредоточить его внимание на чем-либо определенном. Например, привлечь к совместному наблюдению за детьми, которые гуляют на участке. Можно предложить ребенку поиграть с какой-нибудь игрушкой, дающей возможность длительно выполнять одно и то же действие (например, «медведь-силомер», «клюющие курочки» и др.). Вместе с тем такого ребенка надо вовремя переключить на другой вид игры, например на игру с мячом. После этого следует обратить внимание ребенка на игрушки, с которыми проводились занятия, например дать ему строительный материал и совместно с ребенком построить что-нибудь из кубиков и кирпичиков.
Некоторые дети с большим трудом привыкают к совместным играм. Их надо постепенно приучать к этому, объединяя с детьми более спокойными. Такое объединение может быть осуществлено сначала на занятиях с использованием вспомогательных предметов-орудий. Характер деятельности на этих занятиях вызывает сильные чувства у детей, выражаемые в радостных возгласах, что привлекает внимание других детей и побуждает их к подражанию удачным действиям сверстников.
Очень важно в ходе самостоятельной игры следить за тем, чтобы дети вовремя переключались на другой вид деятельности. Надо предоставить ребенку возможность двигаться (входить на горку, сходить с нее, возить игрушки в машине, переносить с одного места на другое кирпичики, играть мячом и т.д.), рассматривать картинки, наблюдать за окружающим (смотреть из окна на улицу, где ездят машины, ходят люди, на деревья, на птиц, которые садятся на них и поют или прыгают с ветки на ветку и т.д.). Это предохраняет ребенка от утомления однообразной деятельностью и позволяет до конца периода бодрствования сохранять у него положительное эмоциональное состояние.
Требование систематического руководства самостоятельной игрой детей отнюдь не означает, что воспитатель все время должен разговаривать с детьми или учить их чему-либо. В определенные моменты, когда почти все дети в одинаковой степени увлечены чем-либо, надо предоставить им возможность действовать самостоятельно; при этом необходимо всячески охранять игру детей от каких-либо внешних помех.
В «Программе воспитания в детском саду» указывается, что необходимо приучать детей во время игры не мешать друг другу и соблюдать элементарные правила поведения в коллективе (делиться игрушками, приносить предметы, нужные другому для игры; играть в общую игру с распределением действий). Развитие совместных игр и воспитание соответствующего поведения целесообразно начинать уже на самих занятиях. Этому особенно способствуют занятия с предметами, в ходе которых дети учатся строить различные постройки (дорожку, забор, стол, стул, ворота, машину), а потом получают сюжетные игрушки (куклу, собачку, кошку и др.) и организуют игру с использованием этих построек. Например, дети строят дорожки, по которым сначала просто водят своих кукол; затем куклы начинают ходить друг к другу в гости, встречаясь, они здороваются. Потом дети начинают водить кукол каждый по «чужой» дорожке. Или же кто-нибудь из детей строит стол, другой ребенок строит стул. Первый сажает на стул куклу, второй ребенок ставит на стол чашку, а потом по очереди они поят куклу чаем. Третий ребенок строит ворота, четвертый осторожно прокатывает через эти ворота свой автомобиль и т.д.
На занятиях с цветными шариками, цветными втулочками воспитатель приучает детей обмениваться игрушками (например, красные втулочки сначала дает Сереже и Наташе, а синие — Андрюше и Оле; спустя некоторое время красные получают Андрюша и Оля, а синие — Сережа и Наташа). В результате этого у детей вырабатывается спокойное отношение к тому, что им приходится отдавать те или иные игрушки. Таким образом, перечисленные занятия, а также и многие другие построены так, что уже в ходе самого занятия дети приучаются общаться между собой.
Благоприятные условия для воспитания поведения детей создаются также и тогда, когда сразу же после занятия детям раздаются соответствующие игрушки и они получают возможность отразить в своих действиях и словах то, что получили на занятиях. В это время воспитатель побуждает детей обмениваться игрушками и приучает выполнять как одинаковые, так и разные действия с предметами, следит, чтобы дети не мешали друг другу. Предварительная работа воспитателя подготавливает и облегчает установление правильных взаимоотношений между детьми в ходе их самостоятельной игры и способствует развитию совместных игр.
Именно в процессе самостоятельной игры воспитатель должен всячески развивать у детей зачатки коллективизма. То, что в конце занятий детям даются игрушки для самостоятельной игры, способствует овладению содержанием занятия. Это также позволяет учить детей играть с предметами, непосредственно применяемыми на занятии, связать их игру с содержанием занятия. Тем самым уже на занятии дети подготавливаются к самостоятельным играм.
Регулярное проведение занятий развивает у детей сосредоточенность и способствует более внимательному наблюдению за происходящим. На занятиях воспитатель направляет внимание ребенка на что-либо существенное, учит выделять его. В результате целенаправленных воздействий в процессе многих занятий у ребенка формируются способности, дающие ему возможность в дальнейшем овладевать различными знаниями в ходе его самостоятельной деятельности.
По мере того как ребенок усваивает различные знания, умения и навыки, у него складываются определенные представления об окружающем, он начинает постепенно отражать в своих действиях не только то, что получает на занятиях, но и то, что наблюдает в жизни (например, если ребенок много раз видел едущие трамваи, машины, слышал, как они гудели, а потом останавливались, то и в ходе самостоятельной игры у него машина так же едет, гудит, останавливается). Следовательно, наблюдения за окружающим, как и занятия, обогащают самостоятельную игру детей.
Воспитателю необходимо, наблюдая за игрой детей, подмечать, что из жизненных впечатлений дети сами, по собственной инициативе, стремятся отобразить в ходе своей игры. Например, обратить внимание, какие постройки делают дети из кирпичиков и кубиков, с какими сюжетными игрушками преимущественно играют: только ли. с теми, которые изображают домашних животных, или и с другими — со слоном, обезьяной и т.п. В результате наблюдений у воспитателя может возникнуть необходимость в проведении какого-нибудь занятия: организовать наблюдение за птичкой в клетке, за скворцами, живущими в скворечнике, за строительством ближайшего дома; провести занятие с игрушками — слоном, обезьяной, а потом с картинками, на которых изображены слон, играющие обезьянки и т.д. Следовательно, самостоятельная игра детей может дать материал для проведения специальных занятий, которые не были предусмотрены в плане работы воспитателя.
Итак, занятия и самостоятельные игры детей между собой тесно связаны. Занятия оказывают определенное влияние на самостоятельную игру детей. Поэтому чем разнообразнее содержание занятий и чем эффективнее воспитатель их проводит, тем богаче самостоятельная игра детей. Наблюдение за игрой и анализ ее содержания позволяет воспитателю наметить направления, по которым ему необходимо совершенствовать свою воспитательную работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА[9]