Способы проверки знаний, умений и навыков.

Номер раздела Название раздела Методика проведения Уровни освоения
  Геометрические фигуры Задание 1. Цель: Умение выделять свойства предметов путем обследования различными способами Инструкция. Предложить ребенку несколько фигур (треугольник, квадрат, круг). – Возьми треугольник (круг, квадрат). Почему ты думаешь, что это треугольник (круг, квадрат)? Чем он отличается от круга? Если колесо будет треугольной формы, оно покатится? Почему? Уровни освоения программы: Высокий уровень: Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки, сравнения, сериации; сосчитывает предметы до 5. Устанавливает закономерность уменьшения (увеличения) количества, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т.д. Отвечает на вопрос: « А что будет, если… уберем, добавим?..» Самостоятельно экспериментирует с целью определения неизменности количества и размера, объясняет, почему стало больше или меньше. Средний уровень: Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру, устанавливает неравенство. Считает до 3-5. Низкий уровень: Ребенок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности. Пользуется числами от 1-3, допускает ошибки при сосчитывании. Выполняет игровые и практические действия в определенной последовательности; ошибается в установлении связей между действиями (что сначала, что потом)   Критерии: 0 – знания не сформированы 1- низкий уровень (постоянно требует помощи взрослого) 2 – достаточные знания, но не полные 3 - высокий уровень (ребенок действует самостоятельно и правильно решает задания)   От 0 до 1.6 балла – низкий уровень От 1.7 до 2.5 – средний уровень От 2.6 до 3 – высокий уровень
  Геометрические фигуры Задание 2. Цель:Умение группировать предметы по заданным признакам; выделять предметы, обладающие общими для двух групп свойствами Инструкция. На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие, маленькие). Ребенку предлагается разложить предметы на группы, чтобы в группе были одинаковые предметы. - Чем похожи фигуры в этой группе? (Цветом) - Как еще можно разделить фигуры? (По форме и величине) *Возможна стимулирующая помощь воспитателя -Чем похожи фигуры в этой группе? (Формой, величиной)
  Геометрические фигуры Задание 3. Цель:Умение различать и называть фигуры, обладающие только заданным признаком; умение объяснять свои действия. Инструкция. Предложить ребенку выбрать фигуру, у которой три стороны и три угла, назвать ее. Выбрать фигуру, у которой четыре стороны, четыре угла, назвать ее Выбери круглую фигуру, назови ее. - Чем круг отличается от квадрата? ( У квадрата есть углы, а у круга нет углов. Круг катится, а квадрат нет) Провести игру «Найди предмет» Ребенку надо выбрать предметы, которые по форме похожи на круг (квадрат, треугольник)». Например: солнце, будильник и др. - солнце какой формы? - Будильник какой формы?
  Количество и счет Задание 4. Цель: Представление детей о понятии «количество предметов»; умение отвечать на вопрос: «Сколько всего?» Представление об отношении предметов по количеству (равно-неравно, больше-меньше) Инструкция. - Посмотри внимательно вокруг и найди в комнате предметы, которых много. (стульев, столов, кубиков)   При сравнении групп предметов по количеству используется «счетные ступеньки». На верхней выставляются однородные предметы (елочки в количестве 5), на нижней ступеньке – 5 грибочков. - сколько елочек? - сколько грибочков ? - как можно это проверить (сосчитать) - один грибок сорвали, чего стало больше или меньше -что нужно сделать, чтобы елочек и грибов стало поровну?
  Количество и счет Задание 5. Цель:Умение считать независимо от расположения предметов в пространстве и направления сосчитывания; способности обобщать группы предметов по количеству и качеству (виноградин и абрикосов поровну, по 5, бананов тоже по5) Инструкция. Ребенку на столе выкладывают 5 предметных картинок виноградин ( или предметов) на расстоянии друг от друга, - назови, что это за предметы? под ними выкладывают другие 5 других картинок абрикосов (или предметов), располагая их, близко друг к другу, назови эти предметы. - Виноградин и абрикосов поровну? - Каких предметов больше-меньше? Почему? - Как можно проверить? (Можно сосчитать, а еще как – приложить) - сколько виноградин? - сколько абрикосов?  
  Ориентировка во времени Задание 6. Цель:Умение определять части суток Инструкция.На столе разложены картинки с изображением разных частей суток. Ребенку задаются вопросы: - Покажи картинку, где утро (день, вечер, ночь) - Как ты это определил?  
  Ориентировка в пространстве Задание 7. Цель:Умение определять направление от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз) и от объектов. Инструкция. На столе стоят игрушки. Ребенку предложить посадить куклу на середину стола. - Поставь зайца впереди куклы - поставь белку позади куклы - Покажи кукле левую руку - Покажи кукле правую руку - Топни правой ногой Аналогично задаются вопросы по ориентировке от себя (что над тобой и т.д.)
  Величина Задание 8. Цель: Выяснить умения сравнивать предметы по величине, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначая результат словами Инструкция. Ребенку предлагается взять две полоски (красную- короткую и синюю длинную) и сравнить их по длине. Как узнать, какая полоска длиннее? (Синяя, потому что конец ее выступает). Ребенку предложить к красной полоске подобрать одинаковой длины) такую же. По аналогии провести сравнение широкой полоски и узкой. Далее предложить сравнить предметы по высоте – домики или елочки или др. - как узнать какая елка ниже (выше)? - посади зайчика под низкую елочку, а белочку под высокую

Диагностическая таблица математического развития детей от 4 до 5 лет (образовательная область «Познание»)

Дата_____________ Группа_______________________ Воспитатели ______________________________

  Знания, умения, навыки   Ф.И. ребенка Умение выделять свойства предметов путем обследования различными способами Умение группировать предметы по заданным признакам; выделять предметы, обладающие общими для двух групп свойствами. Умение различать и называть фигуры, обладающие только заданным признаком; умение объяснять свои действия.   Представление детей о понятии «количество предметов», умение отвечать на вопрос: «Сколько всего?» Представление об отношении предметов по количеству (равно-неравно, больше-меньше) Умение считать независимо от расположения предметов в пространстве и направления сосчитывания; способности обобщать группы предметов по количеству и качеству Умение определять части суток   Умение определять направление от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз) и от объектов Выяснить умения сравнивать предметы по величине, пользуясь приемами наложения и приложения. Обозначать результат словами Итог
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

0 – знания и умения не сформированы

1- низкий уровень (постоянно требует помощи взрослого)

2 – достаточные знания и умения, но не полные

3 - высокий уровень (ребенок действует самостоятельно и правильно решает задания)

Раздел «Конструирование»

Пояснительная записка

Для успешного овладения детьми конструктивной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить о важных условиях:

  • Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах, которые им предстоит изображать;
  • Учет индивидуальных особенностей детей;
  • Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий;
  • Создание творческой и доброжелательной обстановки в группе, на занятиях и в свободной деятельности;

Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка, развивается фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать, развивается пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе. Предлагаемая система занятий рассчитана на один учебный год. Занятия разбиты по темам. Каждая тема может быть реализована на специально организованных занятиях и в свободное от занятий время. Занятия построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами, поэтому исключают переутомление детей. Игровые занятия ориентированы на подгрупповую форму организации. В течение года проводится 1 занятие в 2 недели (чередуется с занятиями по аппликации). В раздел «Конструирование» также входят занятия по ручному труду (конструирование из бумаги и природного материала). Всего 18 занятий, из них по конструированию из строительного материала – 12. Длительность занятия – 20 минут.

Задачи:

  • Продолжать развивать у детей способность различать и называть строи­тельные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
  • Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать про­странственное расположение этих частей относительно друг друга
  • Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и шири­не), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий».);
  • Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.
  • Учить изготавливать плоские игрушки из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами
  • Учить изготавливать элементарные игрушки оригами

Примерное содержание раздела «Конструирование»

№ блока Название блока Содержание блока
Конструирование из строительного материала Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, назвать их форму и расположение по отношению к самой большой части. Продолжать развивать у детей способность различать и называть строи­тельные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Разви­вать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, ка­кие похожие сооружения дети видели. Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать про­странственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, вверху - перекрытие, крыша; в автомобиле - кабина, ку­зов и т. д.) Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и шири­не), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий».). Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного мате' риала, использовать детали разного цвета.  
Конструирование из бумаги Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшению участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме дета ли (к дому - окна, двери, трубу; к автобусу - колеса; к стулу - спинку).

Примерный тематический план по развитию конструктивных навыков детей от 4 до 5 лет

Наши рекомендации