Способы проверки знаний, умений и навыков.

№ раздела Название раздела Методика диагностики Уровни освоения
Формирование словаря Цель:определить умение подбирать слова противоположные и близкие по значению. Методика: спросить у ребенка: у кролика хвост короткий, а у собаки …; корова спит ночью, а гуляет …; собака большая, а щенок …; и т. д. Кошка добрая… А как еще можно по другому сказать о ней? Задание 2. Цель:определить умение понимать и употреблять обобщающие слова( «одежда», «мебель», «овощи», «посуда»). Методика: предложить ребенку картинки с изображением овощей, фруктов, а затем посуды. - Выбери, что тебе нужно для приготовления компота. - Назови, что это? - Как можно назвать это одним словом? - Выбери, что тебе нужно для приготовления супа. - Назови, что это? - Как можно назвать это одним словом? Показывать ребенку картинки с изображением посуды (или кухонной, или столовой, или чайной). - Назови, что это? - Как можно назвать все эти предметы одним словом? Задание 3. Цель:умение подбирать признаки, качества и действия к назначению предмета. Методика: предложить картинку с любым животным (корова, коза). - Кто это? ( корова, коза) - Какая корова (или коза, или др.)? - Что может делать корова (или коза, или др.)? - На что похожи глаза у коровы? ( они темные, блестящие, как угольки, бусинки…). - Для чего люди держат корову? Задание 4. Цель:определить умение понимать разные значения многозначных слов. Методика: иголки бывают у ежика. А еще какие бывают иголки? ( швейные- которыми шьют; медицинские- которыми ставят уколы; у елки). Высокий уровень - ребенок имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями, определяет свойства и качества предмета, доступные к восприятию и обследованию. Средний уровень. Ребенок имеет достаточный словарь, пользуется обобщающими словами и понятиями, допускает ошибки, но сам исправляется с небольшой помощью взрослого Низкий уровень - Ребенок имеет бедный словарный запас  
Звуковая культура речи Задание 1. Цель: определить умение правильно произносить звуки родного языка. Методика: предложить различные картинки из лото. Назови, что это? Задание 2. Цель: определить умение находить слова, сходные и различные по звучанию. Методика: предложить ребенку поиграть в игру. Послушай слово мишка. К нему можно подобрать слова, которые звучат похоже: мишка- шишка. А теперь попробуй подобрать еще слова( малышка, пышка, мышка, глупышка, зайчишка), и к слову лягушка( квакушка, пушка, мушка, хлопушка, подушка, ватрушка). Показать сюжетную картинку с животными. - Кто это? - Какой…? - Как еще можно сказать? (Дети подбирают разные определения). Задание 3. Цель: определить умение правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности. Методика: Послушайте маленький стишок про лягушку: не найдуя ушки у нашей лягушки. Скажите это стихотворение тихо-тихо. Теперь погромче. Скажите медленно… Быстро Высокий уровень - Ребенок определяет самостоятельно место звука в начале слова. Придумывает слова на заданный звук. Осмысленно относится к собственному произношению и старается работать над этим. Средний уровень -испытывает затруднения в произношении отдельных звуков. Не всегда верно определяет звук, с помощью взрослого придумывает слова на заданный звук. Низкий уровень -Допускает ошибки в звукопроизношении, самостоятельно не может выделить звук.
Грамматический строй речи Задание 1. Цель: определить умение образовывать существительные родительного падежа, мн. числа. Методика: провести игру «Кого не стало» (картинки с изображением животных или их детенышей во мн. числе, или игрушки).   Задание 2. Цель: определить умение употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши…). Методика: воспитатель предлагает ребенку попросить Петрушку выполнить какие-то команды, но при этом нельзя забывать волшебное слово «пожалуйста».   Задание 3. Цель: определить умение правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик). Методика: предложить детям картинки с изображением животных. - Кошка какая? А кот? - Петух какой? А курица? Задание 4. Цель: определить умение употреблять предлоги с пространственным значением (в, под, между, около). Методика: провести дидактическую игру «Куда спрятался щенок». Высокий уровень -речь достаточно чистая, грамматически правильная, выразительная; самостоятельно справляется и правильно образует уменьшительно- ласкательную форму существительного. Средний уровень -грамматические ошибки редкие, речь чистая, правильная, допускает ошибки при словообразовании Низкий уровень -Допускает отдельные грамматические ошибки и речь недостаточно выразительная. Самостоятельно не умеет образовывать слова
Связная речь Для определения умения составлять монологи, детям предлагаются задания в соответствии с критериями таблицы Высокий уровень -Владеет умением отвечать на вопросы, используя все части речи, самостоятельно составляет описательный рассказ по картинке и игрушке, способен составить повествовательный рассказ из нескольких предложений (5-6) Средний уровень -Владеет умением отвечать на вопросы, но предложения простые или односложные, преобладают существительные и глаголы. С помощью взрослого составляет описательные и повествовательные рассказы из нескольких предложений. Низкий уровень – На вопросы отвечает не четко, ответы односложны. Без наводящих вопросов не может составить рассказы.

Диагностическая таблица речевого развития детей от 4 до 5 лет в рамках образовательной области «Коммуникация»

Дата__________ Группа_________________ Воспитатели ______________________________

Фамилия, имя ребенка Употребляет слова противоположные и близкие по значению Употребляет слова, обозначающие эмоциональное состояние Понимает и употребляет слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами Выделяет первый звук в слове. Употребляет сложносочиненные и сложноподчиненные предложения Рассказывает о содержании сюжетной картинки С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки Драматизирует отрывки из знакомых произведений Рассказывать невероятные истории Активно сопровождать речью свою деятельность Итого
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

0 – знания и умения не сформированы 1- низкий уровень (постоянно требует помощи взрослого) 2 – достаточные знания и умения, но не полные

3 - высокий уровень (ребенок действует самостоятельно и правильно решает задания)

Список литературы:

1. Воспитание и обучение в средней группе детского сада (программа и методические рекомендации) /составитель Зацепина М.Б./ М., Мозаика- Синтез.2008

2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе. М. Мозаика – Синтез. 2009

3. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Воронеж.2008

4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 3-4 лет. М. «Вентана-Граф». 2007

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Пояснительная записка

В программе художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусства. Литературный материал напрямую связан с лексическими темами, рассматриваемыми в других разделах программы. Программные задачи необходимо решать на занятиях и вне их. Детям, по возможности, следует читать каждый день (и новые, и уже им знакомые произведения).

У детей 5-го года жизни продолжают развивать интерес к художественной литературе. Учат внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогиче­ских ситуаций способствуют формированию эмоционального отношениях литературным произведениям. Побуждают рассказывать о своем отноше­нии к конкретному поступку литературного персонажа. Помогают детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжают объ­яснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые осо­бенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжают воспитывать чут­кость к художественному слову; зачитывают отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учат вслуши­ваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогают выразительно, естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжают знакомить с книгами. Обращают вни­мание детей на оформление книги, на иллюстрации. Рассказывают детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпо­чтения.

Общее количество занятий в год – 18 занятий, 1 раз в две недели (чередуется с занятием по развитию речи), продолжительностью до 20 минут.

Задачи:

· Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы стихотворения.

· Помогать детям, используя разные приемы и педaгогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.

· Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

· Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюст­рации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Раче­вым, Е. Чарушиным.

Перспективно-тематический план по разделу «Художественная литература»

Дата (месяц) Недели Лексичес кая тема Тема занятия Программное содержание    
Совместная деятельность Примечание  
Сентябрь   Лето Диагностика Диагностика проводится по решаемым задачам. Методика прилагается      
   
Детский сад. Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»   Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев; подвести к пониманию жанровых особенностей сказки.   О.С. Ушакова, Н.В.Гавриш Знакомим дошкольников с литературой с. 55  
Хлеб. Чтение стихотворнеий об осени Г.Новицкая «Летний сад» Учить эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений; развивать творческое воображение, выразительность речи детей.   О.С. Ушакова, Н.В.Гавриш Знакомим дошкольников с литературой с. 56  
Октябрь              
             
Сад -огород Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди» Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение.   Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой с. 58  
Животные Севера, тундры Заучивание стихотворений Г.Новицкой «Тишина» Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание стихотворений; развивать образность речи.   О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.59  
Ноябрь              
             
Поздняя осень. Одежда, ее классификация С.Маршак «Вот какой рассеянный» Развивать наблюдательность, слуховое восприятие поэтического слова, понимать осмысленно сюжет и содержание стихотворений. Формировать слуховое внимание, чувство юмора и побуждать детей понимать смысл веселых стихов. Воспринимать эмоционально жизненные противоречия, несоответствие норме, привычке, ожиданию, отраженные в художественной форме. Воспитывать любовь к чтению литературы и желание ее слушать.   Н.А. Карпухина конспекты занятий в средней группе детского сада. С.371  
Мой организм Человек Чтение рассказа Е.Чарушина «Про зайчат»   Деть представление о жанре рассказа; упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст.       О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр. 62  
Декабрь              
             
Мебель В гостях у елочки. Чтение веселых стихотворений Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений, юмористический смысл и несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений; упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности.   О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.63  
Новый год. Неделя пожарной без-ти Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка»   Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формулировать тему, стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке; учить понимать значение пословицы, связывать ее с сюжетом сказки.   О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.66  
Январь 1,2 К а н и к у л ы          
Русские народные традиции Рождество Чтение сказки Б.Заходера «Хрюша на елке» Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, замечать образные слова и выражения; помочь овладеть приемом сравнения.   О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.71  
Зимующие птицы Рассказывание русской народной сказки «Зимовье» Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей; подвести к пониманию образного содержания пословиц.   О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.69  
Февраль              
             
Зимушка-зима   Чтение стихотворений о зиме Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, развивать образность речи детей.   О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.67  
Защитники Отечества Военные профессии Ознакомление с малыми фольклорными формами Учить детей понимать содержание и значение пословицы, связывать ее значение с содержанием короткого рассказа; учить произносить чистоговорки, скороговорки; повторить знакомые считалки, помочь заучить текст народной игры «Панас».   О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.70  
Март              
             
Мамы разные нужны, мамы всякие важны. Рассказывание белорусской народной сказки «Жихарка» Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в подборе синонимов; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.   О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.72  
Наша родина- Россия. Столица – Москва Профессии Чтение стихотворений о весне. Заучивание Г. Ладонщикова «Весна» Учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства; учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; развивать образность речи, творческое воображение.   О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.73  
А прель              
             
Космос. Посуда Чтение К.И. Чуковский «Федорино горе» Развивать наблюдательность, слуховое восприятие поэтического слова, понимать осмысленно сюжет и содержание стихотворений. Формировать слуховое внимание, чувство юмора и побуждать детей понимать смысл веселых стихов. Воспитывать любовь к чтению литературы и желание ее слушать   Н.А. Карпухина конспекты занятий в средней группе детского сада. С.22  
Мой дом. Город Чтение стихотворений В.Козлова, Л.Такташевой Учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства; учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; развивать образность речи, творческое воображение.      
Май              
             
Человек Чтение веселых стихотворений Продолжать учить понимать содержание стихотворений, юмористический смысл несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений в тексте; придумывать небольшие рассказы по предложенному сюжету; активизировать эмоционально-оценочную лексику.   О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.76  
Насекомые Заучивание стихотворения Е.Благининой «Черемуха»   Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности ; развивать образность речи детей.   О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.78  

Наши рекомендации