Способы проверки знаний, умений и навыков.
№ раздела | Название раздела | Методика диагностики | Уровни освоения |
Формирование словаря | Цель:определить умение подбирать слова противоположные и близкие по значению. Методика: спросить у ребенка: у кролика хвост короткий, а у собаки …; корова спит ночью, а гуляет …; собака большая, а щенок …; и т. д. Кошка добрая… А как еще можно по другому сказать о ней? Задание 2. Цель:определить умение понимать и употреблять обобщающие слова( «одежда», «мебель», «овощи», «посуда»). Методика: предложить ребенку картинки с изображением овощей, фруктов, а затем посуды. - Выбери, что тебе нужно для приготовления компота. - Назови, что это? - Как можно назвать это одним словом? - Выбери, что тебе нужно для приготовления супа. - Назови, что это? - Как можно назвать это одним словом? Показывать ребенку картинки с изображением посуды (или кухонной, или столовой, или чайной). - Назови, что это? - Как можно назвать все эти предметы одним словом? Задание 3. Цель:умение подбирать признаки, качества и действия к назначению предмета. Методика: предложить картинку с любым животным (корова, коза). - Кто это? ( корова, коза) - Какая корова (или коза, или др.)? - Что может делать корова (или коза, или др.)? - На что похожи глаза у коровы? ( они темные, блестящие, как угольки, бусинки…). - Для чего люди держат корову? Задание 4. Цель:определить умение понимать разные значения многозначных слов. Методика: иголки бывают у ежика. А еще какие бывают иголки? ( швейные- которыми шьют; медицинские- которыми ставят уколы; у елки). | Высокий уровень - ребенок имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями, определяет свойства и качества предмета, доступные к восприятию и обследованию. Средний уровень. Ребенок имеет достаточный словарь, пользуется обобщающими словами и понятиями, допускает ошибки, но сам исправляется с небольшой помощью взрослого Низкий уровень - Ребенок имеет бедный словарный запас | |
Звуковая культура речи | Задание 1. Цель: определить умение правильно произносить звуки родного языка. Методика: предложить различные картинки из лото. Назови, что это? Задание 2. Цель: определить умение находить слова, сходные и различные по звучанию. Методика: предложить ребенку поиграть в игру. Послушай слово мишка. К нему можно подобрать слова, которые звучат похоже: мишка- шишка. А теперь попробуй подобрать еще слова( малышка, пышка, мышка, глупышка, зайчишка), и к слову лягушка( квакушка, пушка, мушка, хлопушка, подушка, ватрушка). Показать сюжетную картинку с животными. - Кто это? - Какой…? - Как еще можно сказать? (Дети подбирают разные определения). Задание 3. Цель: определить умение правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности. Методика: Послушайте маленький стишок про лягушку: не найдуя ушки у нашей лягушки. Скажите это стихотворение тихо-тихо. Теперь погромче. Скажите медленно… Быстро | Высокий уровень - Ребенок определяет самостоятельно место звука в начале слова. Придумывает слова на заданный звук. Осмысленно относится к собственному произношению и старается работать над этим. Средний уровень -испытывает затруднения в произношении отдельных звуков. Не всегда верно определяет звук, с помощью взрослого придумывает слова на заданный звук. Низкий уровень -Допускает ошибки в звукопроизношении, самостоятельно не может выделить звук. | |
Грамматический строй речи | Задание 1. Цель: определить умение образовывать существительные родительного падежа, мн. числа. Методика: провести игру «Кого не стало» (картинки с изображением животных или их детенышей во мн. числе, или игрушки). Задание 2. Цель: определить умение употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши…). Методика: воспитатель предлагает ребенку попросить Петрушку выполнить какие-то команды, но при этом нельзя забывать волшебное слово «пожалуйста». Задание 3. Цель: определить умение правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик). Методика: предложить детям картинки с изображением животных. - Кошка какая? А кот? - Петух какой? А курица? Задание 4. Цель: определить умение употреблять предлоги с пространственным значением (в, под, между, около). Методика: провести дидактическую игру «Куда спрятался щенок». | Высокий уровень -речь достаточно чистая, грамматически правильная, выразительная; самостоятельно справляется и правильно образует уменьшительно- ласкательную форму существительного. Средний уровень -грамматические ошибки редкие, речь чистая, правильная, допускает ошибки при словообразовании Низкий уровень -Допускает отдельные грамматические ошибки и речь недостаточно выразительная. Самостоятельно не умеет образовывать слова | |
Связная речь | Для определения умения составлять монологи, детям предлагаются задания в соответствии с критериями таблицы | Высокий уровень -Владеет умением отвечать на вопросы, используя все части речи, самостоятельно составляет описательный рассказ по картинке и игрушке, способен составить повествовательный рассказ из нескольких предложений (5-6) Средний уровень -Владеет умением отвечать на вопросы, но предложения простые или односложные, преобладают существительные и глаголы. С помощью взрослого составляет описательные и повествовательные рассказы из нескольких предложений. Низкий уровень – На вопросы отвечает не четко, ответы односложны. Без наводящих вопросов не может составить рассказы. |
Диагностическая таблица речевого развития детей от 4 до 5 лет в рамках образовательной области «Коммуникация»
Дата__________ Группа_________________ Воспитатели ______________________________
№ | Фамилия, имя ребенка | Употребляет слова противоположные и близкие по значению | Употребляет слова, обозначающие эмоциональное состояние | Понимает и употребляет слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами | Выделяет первый звук в слове. | Употребляет сложносочиненные и сложноподчиненные предложения | Рассказывает о содержании сюжетной картинки | С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки | Драматизирует отрывки из знакомых произведений | Рассказывать невероятные истории | Активно сопровождать речью свою деятельность | Итого |
0 – знания и умения не сформированы 1- низкий уровень (постоянно требует помощи взрослого) 2 – достаточные знания и умения, но не полные
3 - высокий уровень (ребенок действует самостоятельно и правильно решает задания)
Список литературы:
1. Воспитание и обучение в средней группе детского сада (программа и методические рекомендации) /составитель Зацепина М.Б./ М., Мозаика- Синтез.2008
2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе. М. Мозаика – Синтез. 2009
3. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Воронеж.2008
4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 3-4 лет. М. «Вентана-Граф». 2007
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Пояснительная записка
В программе художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусства. Литературный материал напрямую связан с лексическими темами, рассматриваемыми в других разделах программы. Программные задачи необходимо решать на занятиях и вне их. Детям, по возможности, следует читать каждый день (и новые, и уже им знакомые произведения).
У детей 5-го года жизни продолжают развивать интерес к художественной литературе. Учат внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствуют формированию эмоционального отношениях литературным произведениям. Побуждают рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогают детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжают объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжают воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывают отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учат вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогают выразительно, естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжают знакомить с книгами. Обращают внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Рассказывают детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.
Общее количество занятий в год – 18 занятий, 1 раз в две недели (чередуется с занятием по развитию речи), продолжительностью до 20 минут.
Задачи:
· Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы стихотворения.
· Помогать детям, используя разные приемы и педaгогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.
· Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
· Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
Перспективно-тематический план по разделу «Художественная литература»
Дата (месяц) | Недели | Лексичес кая тема | Тема занятия | Программное содержание | |||
Совместная деятельность | Примечание | ||||||
Сентябрь | Лето Диагностика | Диагностика проводится по решаемым задачам. Методика прилагается | |||||
Детский сад. | Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» | Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев; подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. | О.С. Ушакова, Н.В.Гавриш Знакомим дошкольников с литературой с. 55 | ||||
Хлеб. | Чтение стихотворнеий об осени Г.Новицкая «Летний сад» | Учить эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений; развивать творческое воображение, выразительность речи детей. | О.С. Ушакова, Н.В.Гавриш Знакомим дошкольников с литературой с. 56 | ||||
Октябрь | |||||||
Сад -огород | Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди» | Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение. | Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой с. 58 | ||||
Животные Севера, тундры | Заучивание стихотворений Г.Новицкой «Тишина» | Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание стихотворений; развивать образность речи. | О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.59 | ||||
Ноябрь | |||||||
Поздняя осень. Одежда, ее классификация | С.Маршак «Вот какой рассеянный» | Развивать наблюдательность, слуховое восприятие поэтического слова, понимать осмысленно сюжет и содержание стихотворений. Формировать слуховое внимание, чувство юмора и побуждать детей понимать смысл веселых стихов. Воспринимать эмоционально жизненные противоречия, несоответствие норме, привычке, ожиданию, отраженные в художественной форме. Воспитывать любовь к чтению литературы и желание ее слушать. | Н.А. Карпухина конспекты занятий в средней группе детского сада. С.371 | ||||
Мой организм Человек | Чтение рассказа Е.Чарушина «Про зайчат» | Деть представление о жанре рассказа; упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст. | О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр. 62 | ||||
Декабрь | |||||||
Мебель В гостях у елочки. | Чтение веселых стихотворений | Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений, юмористический смысл и несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений; упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности. | О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.63 | ||||
Новый год. Неделя пожарной без-ти | Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка» | Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формулировать тему, стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке; учить понимать значение пословицы, связывать ее с сюжетом сказки. | О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.66 | ||||
Январь | 1,2 | К а н и к у л ы | |||||
Русские народные традиции Рождество | Чтение сказки Б.Заходера «Хрюша на елке» | Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, замечать образные слова и выражения; помочь овладеть приемом сравнения. | О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.71 | ||||
Зимующие птицы | Рассказывание русской народной сказки «Зимовье» | Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей; подвести к пониманию образного содержания пословиц. | О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.69 | ||||
Февраль | |||||||
Зимушка-зима | Чтение стихотворений о зиме | Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, развивать образность речи детей. | О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.67 | ||||
Защитники Отечества Военные профессии | Ознакомление с малыми фольклорными формами | Учить детей понимать содержание и значение пословицы, связывать ее значение с содержанием короткого рассказа; учить произносить чистоговорки, скороговорки; повторить знакомые считалки, помочь заучить текст народной игры «Панас». | О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.70 | ||||
Март | |||||||
Мамы разные нужны, мамы всякие важны. | Рассказывание белорусской народной сказки «Жихарка» | Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в подборе синонимов; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды. | О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.72 | ||||
Наша родина- Россия. Столица – Москва Профессии | Чтение стихотворений о весне. Заучивание Г. Ладонщикова «Весна» | Учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства; учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; развивать образность речи, творческое воображение. | О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.73 | ||||
А прель | |||||||
Космос. Посуда | Чтение К.И. Чуковский «Федорино горе» | Развивать наблюдательность, слуховое восприятие поэтического слова, понимать осмысленно сюжет и содержание стихотворений. Формировать слуховое внимание, чувство юмора и побуждать детей понимать смысл веселых стихов. Воспитывать любовь к чтению литературы и желание ее слушать | Н.А. Карпухина конспекты занятий в средней группе детского сада. С.22 | ||||
Мой дом. Город | Чтение стихотворений В.Козлова, Л.Такташевой | Учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства; учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; развивать образность речи, творческое воображение. | |||||
Май | |||||||
Человек | Чтение веселых стихотворений | Продолжать учить понимать содержание стихотворений, юмористический смысл несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений в тексте; придумывать небольшие рассказы по предложенному сюжету; активизировать эмоционально-оценочную лексику. | О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.76 | ||||
Насекомые | Заучивание стихотворения Е.Благининой «Черемуха» | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности ; развивать образность речи детей. | О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой стр.78 |