Результаты психолого-педагогического изучения Эльдара X., 3 года 8 мес
Выписка из истории развития
Возраст матери во время беременности 23 года. Беременность первая с угрозой выкидыша. Роды в срок со стимуляцией.
Вес при рождении - 4 кг, рост - 55 см. По шкале Апгар - 8,8 балла. Из роддома привезен в неврологическое отделение в тяжелом состоянии с диагнозом: тяжелая перинатальная энцефалопатия.
Раннее развитие с задержкой: голову держит с 2 мес, сидеть начал в 9 мес, первые шаги - в 1,5 года, речевое развитие с задержкой. На первом году жизни неоднократно лечился с диагнозом ПЭП. В 10 мес - судорожный синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром. В настоящее время состоит на учете у невропатолога с диагнозом ММД.
Психолого-педагогическая характеристика
Поступил в детский сад по направлению ПМПК с диагнозом: органическая задержка психического развития. Посещает дошкольную группу для детей с ЗПР с сентября 2001 г. Жалобы при поступлении: низкий уровень речевого развития, двигательная неловкость, нарушение координации, не играет с игрушками. К условиям детского сада адаптировался быстро. Требует к себе повышенного внимания со стороны взрослых. Со сверстниками играть не любит, но агрессии не проявляет. Наблюдается склонность к уединению. На занятиях быстро устает, отвлекается. Заинтересованности не проявляет, не подчиняется требованиям взрослого на занятиях.
Запас знаний и умений снижен. Навыки самообслуживания развиты недостаточно - затрудняется при одевании и раздевании, неправильно держит ложку, не всегда опрятен.
Условия семейного воспитания удовлетворительные. Родители осознают необходимость коррекционно-развивающей работы с ребенком, проявляют заинтересованность в работе с учреждением.
Протокол обследования
Дата обследования 04.03.2002 - 06.03.20021
Название методики | Выполнение |
1. Исследование мышления; | |
а) собери гербарий | Выполняет самостоятельно |
б) доски Сегена (из 6 элементов) | Выполняет самостоятельно |
в) складывание разрезных картинок: | |
2 части | Выполняет самостоятельно |
3 части | Выполняет с помощью взрослого |
Окончание протокола
Название методики | Выполнение |
2. Исследование конструктивного праксиса: | |
а) конструирование по подражанию (строительный конструктор) | Простые постройки: башня из 5 - 6 кубиков, поезд - выполняет самостоятельно |
б) конструирование по реальному зрительному образцу (строительный конструктор) | Дорожка, стол - выполняет самостоятельно. Более сложные (дом с дорожкой, дом с забором) - не выполняет |
в) конструирование по подражанию (из палочек) | Дорожка, заборчик - выполняет самостоятельно |
г) конструирование по образцу (из палочек) | Треугольник, квадрат - не выполняет |
3. Исследование восприятия (3-й уровень): | |
а) соотнесение по форме ("подбери ключик к замку") | Выполняет самостоятельно |
б) выполнение инструкции "Дай красный" (основные цвета) | Выполняет самостоятельно, но иногда путает цвета |
в) сравнение и дифференциация по величине (трехсоставная матрешка) | Самостоятельно выполнить не может |
4. Исследование памяти (вербальный уровень): | |
а) игра в прятки | С заданием справляется |
б) попросить ребенка сказать, с кем он живет, во что он любит играть, а также назвать свое имя и фамилию; повторить вопрос "Сегодня на улице много грязи и луж?" | Задание выполняет частично (называет фамилию, имя, но в вопросе повторяет только 2 - 3 слова) |
в) выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, подойти к столу, открыть коробку, взять карандаш | Выполняет только 3 - 4 действия (норма: 2 года - 3 - 4 действия, 3 года - 5 действий) |
5. Исследование речи: | |
а) установить, названия каких действий знакомы ребенку | Ребенку знакомы названия бытовых действий (сидеть, читать, спать, кушать и т.д.) |
б) установить, может ли ребенок узнавать знакомые предметы, изображенные на картинках | Да, может |
в) установить, сложилось ли у ребенка понимание направленности действия, места действия или для кого это действие совершается | Нет |
Заключение по результатам обследования
В начале исследования контакт затруднен, ребенок несколько скован и насторожен. Но контакт быстро установился, ребенок эмоционально воспринимал задания, но быстро уставал, отвлекался. Ориентирован на похвалу. Продуктивно выполнять задания мог только с помощью взрослого. Наиболее эффективной оказалась обучающая помощь, задания по аналогии выполнял после 1 - 2 показов. Трудности при выполнении заданий во многом были связаны с низкой умственной работоспособностью, истощаемостью ребенка. Постоянно нуждался в дозировании нагрузок и смене видов деятельности.
При исследовании были получены следующие результаты: запас знаний и представлений существенно ниже возрастной нормы, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление развито недостаточно. Память снижена. Речевое развитие не соответствует возрасту ребенка: при построении речевого высказывания отмечается аграмматизм, не понимает косвенных падежей. Активный и пассивный словарь недостаточны. Имеют место нарушения моторного развития. Мелкая моторика развита недостаточно. Согласованные действия рук не сформированы. При выполнении заданий фактически игнорирует левую руку.
Итак, в структуре нарушения психического развития отмечаются недостатки моторики, низкий уровень развития мышления, недостатки речевого развития, нарушения памяти, несформированность сенсорных процессов.
Ребенок нуждается в коррекционно-развивающей работе, направленной на формирование высших психических функций, преодоление недостатков речевого и моторного развития.