Основные задачи и принципы образовательной деятельности Русской Православной Церкви в современных условиях

Основными задачами образовательной деятельности Русской Православной Церкви являются:

· в отношении содержания образования и подготовки кадров:

1) развитие богословского (теологического) образования и сопряженных с ним образовательных направлений;

2) подготовка священнослужителей и специалистов для основных направлений внутренней и внешней церковной деятельности;

3) развитие общего образования на мировоззренческой основе Православия;

4) сообщение знаний о Православии всем заинтересованным лицам в рамках образовательных программ всех уровней, а также вне рамок образовательных программ;

5) воспитание молодежи в духе Евангельских заповедей.

· в организационном отношении:

6) непрерывное повышение качества образования в образовательных организациях Русской Православной Церкви; совершенствование нормативного, научно- и учебно-методического, кадрового обеспечения высшего богословского и общего православного образования в образовательных организациях всех типов;

7) стимулирование научно-исследовательской деятельности образовательных и научных организаций Русской Православной Церкви; совершенствование деятельности церковных структур, отвечающих за развитие науки и образования;

8) создание и поддержка учебно-методических объединений, профессиональных и экспертных сообществ в области высшего богословского и общего православного образования;

9) создание и совершенствование системы церковной аккредитации образовательных программ, содержательно связанных с изучением Православия, во всех типах образовательных организаций;

10) информационная поддержка высшего богословского и общего православного образования, содействие реализации медийных проектов, способствующих приобретению богословских знаний и духовно-нравственному воспитанию.

· в области взаимоотношения Церкви с обществом и государством:

11) содействие полноценному обеспечению права граждан, исповедующих Православие, на приобщение их детей к православным культурно-историческим ценностям и получение образования на православной мировоззренческой основе в государственных и муниципальных образовательных организациях;

12) развитие церковно-государственного и церковно-общественного партнерства в сфере образования.

Основными принципами образовательной деятельности Русской Православной Церкви являются:

Церковность. Образовательная деятельность Церкви, к участию в которой призваны все ее члены – священноначалие, клирики, монашествующие и миряне, – основана на церковном Предании и предполагает неразрывность теоретического усвоения богатства христианского наследия и его практического воплощения в жизни каждого члена Церкви, а также сохранение и преумножение традиций христианского образования в условиях современных обществ и государств.

Открытость. В своей образовательной деятельности Церковь открыта для сотрудничества с образовательными организациями разных типов, включая государственные, муниципальные и частные, а также с сообществами и отдельными лицами, готовыми реализовывать православные воспитательные и образовательные программы.

Доступность. Православное образование имеет нормативную основу, подтвержденную международным правом и гарантирующую право православных верующих на религиозное образование (в том числе на образование своих детей).

Системность. Образовательная деятельность Церкви подразумевает взаимосвязь соответствующих учреждений различных уровней и организационно-правовых форм, в совокупности представляющих собой единое образовательное пространство.

ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ

ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Образовательная деятельность Церкви, являясь одним из способов сохранения и передачи православного учения и традиции, включает в себя:

1) преподавание основ православного вероучения;

2) духовно-нравственное воспитание;

3) профессиональную или предметную подготовку.

Эта деятельность осуществляется на уровне высшего, среднего профессионального и общего образования в форме образовательных программ, преподавания отдельных дисциплин и модулей, воспитательной активности, просветительного служения.

Для наиболее полного раскрытия возможностей человека необходимо, чтобы мировоззренческая, воспитательная и предметная составляющие образования были полноценными, взаимосвязанными и осуществлялись в согласии с семейным воспитанием.

Значительную роль в обеспечении образовательной деятельности Церкви играют научные исследования, прежде всего в области богословия и православной педагогики. Уровень научно-педагогического сообщества, специализирующегося в богословии и православной педагогике, а также развитие богословия как науки определяют качество научно-методического и кадрового обеспечения церковной активности в сфере образования.

В каждой из стран канонического присутствия Русской Православной Церкви ее образовательная деятельность призвана стать органичным элементом национальной системы образования, если последняя не окажется агрессивно антихристианской. При выстраивании модели взаимодействия с государственной системой образования Церковь учитывает местные условия и особенности.

В странах, исторически принадлежащих христианской цивилизации, наука, образование и духовно-нравственная традиция, основанные на христианском мировоззрении, являются неотъемлемой частью всей совокупности наук, образовательных и воспитательных традиций.

Пространство образовательной деятельности Русской Православной Церкви не ограничено находящимися в церковном подчинении учреждениями.

Церковь действует в системе собственно церковных (учрежденных Церковью или при ее участии) образовательных организаций, а также в государственных и негосударственных (внецерковного подчинения) образовательных организациях всех уровней и типов, если они изъявляют такое желание.

Сотрудничество Церкви с образовательными организациями внецерковного подчинения осуществляется по разным направлениям:

– преподавание знаний о религии, культурных и исторических традициях Православия;

– содействие в развитии системы духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания от дошкольного уровня до высшей школы;

– совместные проекты по разработке учебно-методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс: программ, учебно-методических комплектов, мультимедийных материалов и др.;

– разработка научной проблематики в сфере духовно-нравственного образования (обучения и воспитания); в таких научных областях, как педагогика, психология, философия и социология образования;

– совместные сетевые проекты православного и муниципального образования: региональные школьные и студенческие научно-практические конференции, клубы, форумы, фестивали, выставки, олимпиады, конкурсы, научные и учебно-методические разработки, спортивные и гражданско-патриотические мероприятия и др.;

– поощрение углубленного, профильного изучения православной культуры в муниципальных образовательных организациях путем введения их общественной аккредитации;

– конфессиональная экспертиза примерных основных образовательных программ и учебно-методического сопровождения в части предметов, курсов, дисциплин, модулей православной культуры.

В рамках церковно-государственного и церковно-общественного партнерства Церковь выступает гарантом аутентичности связанных с Православием мировоззренческой, воспитательной и предметной (профессиональной) составляющих национальной системы образования.

Традиция церковного образования позволяет достигать результата, к которому устремлены национальные системы образования: воспитания нравственно и интеллектуально развитой личности, гражданина своего Отечества. В этом случае мировоззренческая, воспитательная и предметная составляющие образования выражены во всей полноте.

Мировоззренческая составляющая

Православное образование осуществляется на мировоззренческой базе православной веры и традиций церковной жизни и предполагает знакомство с православным вероучением, христианской нравственностью, Священным Писанием, агиографией, церковной историей, искусством и словесностью в контексте истории и культуры народа, края, страны и мира, а также приобретения навыка христианского осмысления исторических событий, произведений литературы и искусства. Это определяет содержание дисциплин вероучительного характера, а также занимает существенное место в курсах истории, литературы, мировой художественной культуры, краеведения и т.д.

Преподавание предметов, знакомящих с Православием и приобщающих учащихся к нравственным ценностям, историческим и культурным традициям православного христианства, требует и от самого педагога принадлежности к православной традиции и соответствующих компетенций.

Воспитательная составляющая

Православное воспитание состоит в усвоении христианских добродетелей, главная среди которых – любовь к Богу и ближнему. Понятие «духовно-нравственное воспитание» возникло в русле христианской традиции и имеет своим основанием заповедь Христа о любви. Оба начала – духовное, соединяющее человека с Богом, и нравственное, соединяющее с ближним, – в этом понятии неразрывно связаны и обусловлены одно другим.

Воспитание сопровождает учебный процесс, а также может осуществляться во внеурочное время в разных формах, таких, как, например, добровольческая социальная деятельность, духовное краеведение, экскурсионные программы, паломнические поездки, военно-спортивные лагеря, разнообразные патриотические проекты и прочее.

Православное воспитание противостоит острым социальным недугам – кризису семьи, демографическому кризису, распространению алкоголизма и наркозависимости.

Предметная составляющая

Церковь поддерживает стремление к повышению качества, глубины и фундаментальности образования, осуществляемого по национальным образовательным стандартам, включая православный компонент. Исходя из равенства всех людей перед Богом Церковь считает недопустимой излишнюю коммерциализацию образования как препятствующую доступности образования для всех слоев населения, включая малообеспеченные и социально незащищенные семьи.

Образование на основе православного мировоззрения осуществляется при условии сознательного выбора учащихся или их родителей (законных представителей).

Сотрудничая с государственными и общественными образовательными структурами, Церковь готова по мере сил участвовать в нормативном, научном, учебно-методическом, кадровом, организационном и информационном обеспечении образования.

***

Образовательная деятельность Русской Православной Церкви в Концепции рассматривается в отношении:

1) содержания образования по его уровням;

2) образовательных организаций различных типов, их принадлежности;

3) управления, координации и обеспечения образовательного процесса.

Просветительной деятельности Русской Православной Церкви посвящен самостоятельный раздел.

Уровни образования

Высшее образование

Высшее образование, будучи областью подготовки профессиональных кадров, является необходимой основой развития всей образовательной деятельности Церкви.

Развитие всех направлений внутренней и внешней церковной деятельности, включая просвещение, миссию, социальную и молодежную работу, требует участия лиц с высшим богословским образованием.

Деятельность Церкви на уровне высшей школы направлена прежде всего на развитие богословия и связанных с ним специализаций смежных наук.

Богословие (теология)[3] как научное и образовательное направление изучает теоретически осмысленные в лоне Церкви источники и систему православного вероучения, исторические формы и практику церковной жизни в общенаучном, культурном (цивилизационном), межрелигиозном (межконфессиональном), общественном и других контекстах.

Богословие включает в себя совокупность научных областей, с которыми связаны профили высшего богословского образования. Одни из них составляют фундаментальное ядро богословия, как например: изучение Священного Писания, догматика, церковная история, патрология, изучение богослужения и иные. Другие обусловлены конкретными историческими обстоятельствами и запросом со стороны общества, например, церковно-государственные отношения, культура Православия.

Полноценное развитие и изучение Православного богословия невозможно в отрыве от духовного опыта Церкви, от ее традиции.

Являясь органичным компонентом научной области в целом, богословие наиболее тесно связано с гуманитарной сферой – с историей, философией, филологией, искусствоведением, педагогикой.

Присутствие богословия в научном пространстве способствует осмыслению цивилизационного многообразия человечества, помогает прийти к более глубокому пониманию вызовов современного глобального мира.

Потребность современного мира в богословском осмыслении основополагающих вопросов бытия, в мировоззренческом и этическом осмыслении научных парадигм становится особенно очевидной в связи с возникновением этико-антропологических проблем при быстром развитии биологии, генной инженерии и других наук, способных коренным образом изменить жизнь человеческого общества, семьи, личности.

С другой стороны, партнерство и сотрудничество богословов со светскими учеными, ведущими исследовательскую деятельность в области смежных наук, помогает Церкви при решении историко-богословских и церковно-практических вопросов, в развитии образовательной, просветительной и воспитательной работы. В этой связи целесообразно:

1) развитие системы научно-богословской аттестации на началах церковно-государственного партнерства: создание научно-богословских центров, диссертационных советов, богословских аспирантур и докторантур;

2) развитие научной работы преподавателей и студентов-богословов, научно-издательской деятельности, проведение научных и образовательных конференций на региональном, общенациональном и международном уровнях.

Церковь открывает и развивает собственные высшие учебные заведения. Вместе с тем для нее важно поддерживать доброжелательное партнерство со всей системой высшего образования как национальной, так и международной. В первую очередь это относится к подготовке теологов на базе государственного образовательного стандарта, а также – к преподаванию специальных богословских дисциплин, углубляющих профессиональную подготовку историков, филологов, педагогов и других гуманитариев, а также преподавание основ богословия для обучающихся по любой специальности в рамках курсов по выбору студента. Именно богословие, сохраняя мировоззренческую свободу учащихся, создает возможность для информированного мировоззренческого и нравственного выбора.

С этой целью при определяющем участии Церкви разрабатываются и совершенствуются образовательные программы разных объемов и профилей:

1) программы высшего теологического образования на уровнях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры;

2) программы высшего образования по истории, философии, филологии, искусствоведению, педагогике, архитектуре, иконописи, церковной музыке и прочим направлениям для уровней специалитета, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, включающие богословский компонент;

3) отдельные богословские дисциплины в составе программ высшего образования любой специальности и любого уровня.

Гибко реагировать на образовательный запрос со стороны Церкви и общества позволяет форма дополнительного профессионального образования с программами разной длительности. В этой форме осуществляется подготовка к церковным служениям, в том числе в области катехизации, миссии, социальной и молодежной работы, повышение квалификации исследователей, преподавателей и священнослужителей, подготовка учителей к преподаванию православной культуры, чтение теологических дисциплин студентам иных специальностей, катехизация и прочее.

Перечисленные основные и дополнительные образовательные программы реализуются в образовательных организациях церковного подчинения (духовных академиях и семинариях, православных университетах и институтах, организациях дополнительного профессионального образования), в государственных и негосударственных вузах, а также образовательных организациях дополнительного и среднего профессионального образования и иных, не находящихся в церковном подчинении.

Наши рекомендации