Глава VIII. Психология воспитания. 95. Когда я присутствую на концерте, у меня возникает желание тоже стать исполнителем.
95. Когда я присутствую на концерте, у меня возникает желание тоже стать исполнителем.
96. Я делаю утреннюю зарядку.
97. Меня тяготит необходимость терять время на неинтересную, хотя и нужную черновую работу.
98. Уважаю людей, которые могут доставать фирменные вещи.
99. Я часто увлекаюсь новым делом, но вскоре остываю.
100.У меня не хватает терпения досмотреть фильм, снятый по произведению классической литературы.
101.Если я основательно готовлюсь к семинару по общественным наукам (истории, философии, политэкономии), то остальные практические занятия остаются неподготовленными.
102.Взявшись за работу, делаю ее как можно лучше.
103.Люблю подшутить над отвечающим товарищем: подсказать невпопад, состроить гримасу и пр.
104.Новую информацию предпочитаю черпать у других людей, а не из книг.
105.Иногда я щелкаю семечки, ем что-нибудь на лекции, в кино, трамвае.
106.Порой я убегаю на занятия, не успев застелить постель.
107.При выполнении хозяйственных дел, например во время похода, я чувствую себя неуверенно.
108.Если на субботнике не подготовлен фронт работ, я беру это на себя.
109.Храню вырезки и выписки из газет, журналов.
110.Читая книгу, я, как правило, пропускаю описание природы.
111.Общественные поручения выполняю без напоминания.
112.Во время сельхозработ думаю об отдыхе, стараясь побыстрее выполнить задание.
113.Если я вижу в аудитории беспорядок (грязная доска, мусор, стулья не на месте и т.п.), то тут же устраняю его.
114.Во время подготовки к занятиям товарищи обращаются ко мне с просьбой объяснить непонятное.
115.В свободное время вышиваю, занимаюсь поделками, играю на музыкальном инструменте.
План-задание для самостоятельной работы379
ОБРАБОТКА ДАННЫХ: балл за совпадение
Организованность | Трудолюбие | Коллективизм | Любознательность | Эстетическое развитие |
1 — да | 2 — » нет | 3 — нет | 4 — да | 5 — да |
6 — да (к) | 7 — да | 8 — нет | 9 — нет | 10 — д а |
11 — нет | 12 — д а (к) | 13 — д а | 14 — нет | 15—да |
16 — нет | 17—да | 1 8 — д а (к) | 19 — нет | 20 — нет |
21 — д а | 22 — нет | 23 — нет | 24 — нет (к) | 25 — д а |
26 — нет | 27 — д а | 28 — д а | 29 — д а | 30 — нет (к) |
31 — да | 32 — да | 33 — нет | 34 — д а | 35 — да |
36 — нет (к) | 37 — нет | 38 — да | 39 — нет | 40 — нет |
41 — д а | 42 — да (к) | 43 — нет | 44 — да | 45 — да |
46 — нет | 47 — да | 48 — да (к) | 49 — д а | 50 — д а |
51—да | 52—да | 53—да | 54 — да (к) | 55 — нет |
56 — нет | 57 — нет | 58 — нет | 59 — нет | 60 — д а (к) |
61 — нет | 62 — нет | 63 — нет | 64 — нет | 65 — да |
66 — нет (к) | 67 — да | 68 — нет | 69 — нет | 70 — нет |
71 — нет | 72 — да (к) | 73—да | 74 — д а | 75 — да |
76 — да | 77 — нет | 78 — да (к) | 79 — д а | 80 — д а |
81—да | 82 — д а | 83 — нет | 84 — да (к) | 85—да |
86 — нет | 87 — нет | 88 — нет | 89 — нет | 90 — нет (к) |
91—да | 92 — нет | 93 — д а | 94 — нет | 95 — д а |
96 — д а | 97 — нет | 98 — нет | 99 — нет | 100 — д а |
101 — нет | 102 — да | 103 — н е т | 104 — нет | 105 — нет |
106 — нет | 107 — нет | 108 — да | 109 — д а | 110 — нет |
111 — да | 112 — нет | 113 — д а | 114 — д а | 115 — д а |
1. Проставляются плюсы при совпадении ответов с контрольной шкалой (шкалой лжи).
2. Суммируется количество плюсов по контрольной шкале: если сумма плюсов равна 8 и более, то анкета не обрабатывается, так как ответы считаются необъективными.
3. Проставляются баллы за совпадение по шкалам свойств личности.
4. Суммируется количество баллов по каждой шкале.
5. Строится профиль по пяти личностным свойствам.
Глава VIII. Психология воспитания
Баллы | ||||||
20 - | ||||||
15 " | ||||||
10 - | О | т | к | л | э | |
5 ~ |
Свойства
ЛИСТ ОПРОСА К МЕТОДИКЕ «ОТКЛЭ»
№ | Да, нет, не знаю | № | Да, нет, не знаю | № | Да, нет, | № | Да, нет, | № |
п/п | п/п | п/п | знаю | п/п | знаю | п/п | ||
Да, нет, не знаю
План-задание для самостоятельной работы 381
Сумма плюсов (совпадений)
по контрольной шкале
Сумма баллов по каждой шкале
3.Ознакомьтесь с материалом по психолого-педагогическим основам прогнозирования и управления развитием личности и в письменном виде изложите наиболее адекватные пути взаимодействия со школьниками-подростками, старшеклассниками, имеющими акцентированные характеры. Если есть возможность, включите примеры из реальной окружающей вас жизни. Понаблюдайте, насколько успешно работает этот материал.
Психолого-педагогические основы прогнозирования и управления развитием личности1
Существуют два способа воздействия на человека — прямой, т.е. «в лоб», и косвенный, опосредованный.
Первый — традиционный, игнорирующий особенности личности, — основан на волевом давлении на психику ученика и поэтому наименее эффективен. Внешне прямой способ кажется единственно правильным и даже естественным, так как является прямым ответом на ситуацию и предполагает логически обоснованное требование для решения вопроса: надо прямо потребовать, что нужно сделать, приказать, наказать и т.д. Однако для ученика такое прямое воздействие (даже очевидно правильное!), вдобавок с угрожающими оттенками голоса, раздражения и т.д. со стороны учителя является психологически трудным и вызывает ответное противодействие негативного характера. В итоге возникают напряженные отношения не только между ним и учителем, но и между учителем и классным коллективом, а также между учениками. Складывается явно не рабочая, напряженная обстановка.
Более эффективным способом является второй — косвенное, опосредованное воздействие. Оказалось, что не прямо, а через формирование интересов, потребностей, мотивов от ученика можно добиться большего. Именно через побуждение, через стимулы можно поставить его в такие условия, когда он будет действовать в интересах коллектива и общего дела, а одновременно и в интересах собственного самоутверждения как личности. В умении при-
' См. в кн.: Организация психологической службы в школе: Метод, рек. / Сост. А.С. Чернышев и др. Курск, 1989. С. 58-61.