Лексико-грамматические игры и упражнения.
• «Где это бывает ?» Усвоение категории предложного падежа с предлогом на.
Где лежит снежинка?
Где висит сосулька?
Где замерз лед?
Где катаются дети?
Где висит игрушка?
Где слепили снеговика?
Где стоят санки?
•«Хлопни в ладоши». Логопед произносит предложение. Дети находят подходящие по смыслу слова и повторяют их, хлопая в ладоши.
Снежинка тает, горит, падает, идет, кружится, ложится, ежится, вьется, воет, стучится.
Лед трещит, тает, гудит, ломается, горит, бежит, плывет, говорит, тонет.
Развитие связной речи
• Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик»:
«Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом — средний, а затем—маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа — морковку, вместо рта —веточку. Снеговик получился красивый».
Психоречевая гимнастика
•«Отшагай скороговорку»:
Такой мороз, такой мороз.
Берет за нос, дерет до слез.
•Считалка под мяч «Снегопад»:
Снего-снего-снегопад,
Каждый очень, очень рад,
Будут лыжи и коньки,
Будут санки и снежки.
•Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений:
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки,
Ножками потопаем
И себя похлопаем.
Уточнение артикуляции и произношения звука [и]
• Характеристика звука (гласный, значит поется, губы растянуты в улыбке, видны зубы).
• Повторение слоговых цепочек:
и-и-им; и-и-миии; им-ив;
и-и-их; и-и-хиии; ик-ип;
и-и-ив; и-и-виии; и-им-ив;
и-и-ип; и-и-пиии; и-ип-их.
• Выделение начального ударного гласного в словах: Ира, Игорь, имя, ива, иглы, искры.
• Повторение и анализ звукокомплексов.
Как кричат в лесу? (Ау!)
Как кричит ребенок? (Уа!)
Как кричит ослик? (И-а!)
Какой первый звук (второй, последний, сколько всего звуков) (А-у-и)?
• «Какое слово получилось ?»
Дети произносят звук [и], а логопед договаривает слово. И-зюм, и-голка, и-грушка, и-кра, и-риска, и-ндюк, и-ва.
• Выделение слов, начинающихся со звука [и]: иголка, елка, игра, нора, ишак, кушак, Ира, Шура, Игорь, угорь.
Тематический цикл «Новогодний праздник»
(четырнадцатая неделя)
Дети должныусвоить: особенности праздника (бывает зимой, наряжают елку, приходят Дед Мороз со Снегурочкой, приносят подарки, дети надевают маски и костюмы и т.д.).
Лексический материал:Новый год, новогодний праздник, маскарад, нарядная елка, маски, костюмы, хоровод, пляски и т.д.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• Составление предложений по двум опорным словам.
Маша — маска, Снегурочка — гости, дети —маскарад, елка—лампочки, Дед Мороз —мешок, елка —хоровод и т.д.
• «Исправь ошибку». Работа с деформированными предложениями.
Маска любит надевать Машу.
Елка пляшет возле Снегурочки.
Дети нарядили игрушки елками.
Елка зажглась на лампочках.
Дед Мороз принес мешок в подарках и т.д.
Развитие связной речи
• Составление рассказа по опорным предметным картинкам:
«Наступила зима. Выпал снег. Из леса привезли елку. Дети нарядили елку. На праздник пришел Дед Мороз со Снегурочкой. Дед Мороз принес в мешке подарки. Детям было весело».
Психоречевая гимнастика
• «Какое слово короче?»
Снег — снежок, снежок — снежинка, маска — маскарад, елка — хоровод, Снегурочка — снежинка, хоровод — маскарад.
•Отстучать карандашом ритмический рисунок четверостишия (каждый слог):
К нам на елку, ой-ё-ёй,
Дед Мороз пришел большой,
Дед Мороз. Дед Мороз,
Он подарки нам принес.
Уточнение артикуляция и произношения звука [о]
• Характеристика звука (гласный, значит поется, губы овалом).
• Повторение слоговых цепочек:
ом-ом-от; оп-оп-оф;
оу-оу-оп; оу-оу-оф;
оу-оу-ох; оу-оу-ок;
ома-ома-оха; опа-опа-офа.
• Выделение начального ударного гласного в словах: Оля, отдых, осы, обувь, отпуск, орден.
• Выделение ударного гласного в конце слова: окно, седло, стекло, крыло, ведро, колесо
Логопед. Какой звук слышится в конце слова?
• Повторение и анализ звукокомплексов: аоу; уио.
Логопед. Произнесите, загибая каждый пальчик, звук [о] столько раз, сколько пальчиков на руке.
Тематический цикл «Зимующие птицы»
(пятнадцатая неделя)
Дети должны усвоить:основные названия птиц; почему они не улетают на юг; где живут и чем питаются; из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто.
Лексический материал:воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока; кормушка, скворечник, корм; зимующая, клевать, каркать и т.д.