Лексико-грамматические игры и упражнения.
•«Соберем гербарий». Образование относительных прилагательных.
Сорву с дуба дубовый лист.
Сорву с клена кленовый лист.
Сорву с березы березовый лист и т.д.
•«Что около?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом около.
Дуб около елки.
Липа около березы и т.д.
• «Угадай слово». Образование антонимов. Логопед просит детей закончить предложение, а затем повторить его полностью.
Дуб большой, а рябина...
Сосна высокая, а куст...
Пчела летает, а гусеница...
Дорога широкая, а тропинка...
Волк злой, а зайчик...
Опенок съедобный, а мухомор...
•«Что это?» Дети должны закончить предложение, а потом вслед за логопедом повторить его полностью.
Береза, осина, дуб —это... (деревья).
Сирень, орешник, шиповник —это... (кусты).
Ромашка, василек, незабудка — это... (цветы).
Опенок, сыроежка, мухомор — это... (грибы).
Комар, кузнечик, жук — это... (насекомые).
Кукушка, сова, орел — это... (птицы).
Заяц, лиса, волк —это... (дикие животные).
• «Кого можно увидеть в лесу?» Работа по картинкам. (Жука, кукушку, белку и т.д.).
•«Что можно увидеть в лесу?» Работа по картинкам. (Деревья, кусты, травы, цветы, грибы, ягоды, орехи и т.д.) Психоречевая гимнастика
• Поочередно каждым пальцем «отстрелять» по картинкам слова: береза, рябина, дуб, клен; сыроежка, опенок, мухомор, груздь и т.д.
Затем упражнение выполняется без картинок.
•Пальчиковая гимнастика «За грибами»:
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Потому и потолстел.
• Речевая подвижная игра «Листики». Импровизация движений:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
Ветер дунул — полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Тематический цикл «Игрушки»
(девятая неделя)
Дети должны усвоить:названия игрушек, из чего они сделаны, как с ними обращаться.
Лексический материал:машина, пирамида, матрешка, кукла, кубики, конструктор, мозаика, барабан; строить, складывать, наряжать и т.д.
Лексико-грамматические игры и упражнения
•«Из чего сделана игрушка?» Образование относительных прилагательных:
машина сделана из железа, она —железная;
самолет сделан из пластмассы, он...;
матрешка сделана из дерева, она...;
мишка сделан из плюша, он...;
кукла сделана из резины, она... и т.д.
• «С какой игрушкой ты играл?» Усвоение глаголов 3 лица единственного числа прошедшего времени.
Развитие связной речи
• Рассказ-описание «Кукла»:
«Это — кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины. У куклы есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша — игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно».
Психоречевая гимнастика
•Слоговой анализ слов: пирамида, мозаика, неваляшка, Чебурашка. Отстукать количество слогов подбородком по тыльной стороне ладони.
• Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:
—Покажи куклу карандашом, обведи карандашом матрешку и постучи карандашом по барабану.
—Расскажи, что ты делал и т.д.
• Считалка «Мяч». На каждую строчку —четыре удара мяча об пол.
Чуть ударишь этот мячик —
Начинает он скакать.
Скачет, скачет, скачет, скачет
И не хочет перестать.
•Речевая подвижная игра «Маша и куклы». Ритмично подняться на носочки и опуститься на пятки.
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две матрешки — на окошке,
Две Танюшки — на подушке,
Две Иринки —на перинке,
А Петрушка в колпаке —
На дубовом сундуке.
Тематический цикл «Одежда и обувь»
(десятая неделя)
Дети должны усвоить:назначение и основные виды одежды, ее части, кто ее шьет и из чего; обувь и ее виды.
Лексический материал:виды одежды, ее части (рукав, воротник, петелька, застежка и др.); надевать, завязывать, расстегивать, вешать; взрослый, детский; осенний; короткий, меховой и т.д.
Лексико-грамматические игры и упражнения•«Какая?» Подбор прилагательных к существительным:
кофта — вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная;
сапоги — резиновые, новые, синие, красивые;
шапка — меховая, вязаная, зимняя и т.д.
•«Что у кого?» Составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам:
У мальчика рубашка, а у девочки платье.
У мальчика ботинки, а у девочки туфли и т. д.
• « Один—много»:
рубашка — рубашки и т.д.
•«Скажи наоборот». Усвоение антонимов: большой —маленький, детский — взрослый, короткий — длинный, чистый — грязный, сухой —мокрый и т.д.
Психоречевая гимнастика
• «Исправь ошибку». Логопед произносит слова со смещенным ударением. Дети должны исправить ошибку: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук.
• «Повтори цепочку слов, пропустив лишнее»:
платье, кукла, шарф, шапка; шуба, пальто, санки, штаны.
•Речевая подвижная игра «Сапожки». Импровизация движений:
Нарядили ножки в новые сапожки,
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,
В грязь не заходите, сапожки не рвите.
Второй—третий периоды
Декабрь-февраль, март-май
Тематический цикл «Посуда»
(одиннадцатая неделя)
Дети должны усвоить:основные названия предметов посуды, из чего она сделана, где хранится.
Лексический материал:посуда, ее виды, столовая, чайная; накрывать, убирать, ставить, разбивать; стеклянный, железный, прозрачный и т.д.