По специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
План педагогической практики
(2 полугодие 2016-2017 уч. г.)
«Введение в специальность» ПМ 01, ПМ 02, ПМ 04
(УП 01.02, УП 02.01, УП 04.01)
для 1 курса, группа 8-но-16
Количество учебных недель: 2
Часов практики в день: 6
Руководители практики: Краева Г.С., Тальникова Н.И., Сабурова К.А., Федорова М.А.
Задачи практики:
1. ускорить процесс профессиональной адаптации обучающихся;
2. закрепить и расширить знания обучающихся о работе учителя по организации внеучебной воспитательной деятельности;
3. познакомить обучающихся с основными направлениями работы учителя;
4. формировать у практикантов первоначальные педагогические умения и навыки успешной организации воспитательного процесса.
Даты | Содержание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 выход 2.03.17 г. четверг | Начало в 14-30, актовый зал (МБ ОУ «Гимназия № 62») Беседа с Мартыновой Татьяной Дмитриевной, зам.директора по УВР. Ознакомление с целью, задачами, принципами организации воспитательно-образовательного процесса. Знакомство с образовательными услугами, предоставляемыми учреждением, требованиями к оснащению групповых ячеек, залов, других помещений учреждения. Ознакомление с целью, задачами, принципами организации воспитательно-образовательного процесса в школе; виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению. Изучение требований к составу документов, регулирующих работу учреждения образования: типового Положения об учреждении, Устава, Должностных инструкций, Правил внутреннего трудового распорядка и др. Виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению. Формы планирования работы учителя начальных классов. Перспективное и календарное планирование. Организация учебно-пространственной среды: дизайн помещения, оснащение, ТСО, охрана здоровья, соблюдение ТБ; педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках. Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете. Знакомство с планом воспитательной работы учителя, документацией, оформлением кабинетов. Ответьте на вопросы · Сколько учителей начальных классов работает в школе? · Каково образование, стаж педагогической деятельности учителей? · По какой программе работают учителя в школе? · Как оценивается состояние материально-технической базы школы? · Каковы будущие направления развития материально-технической базы? · По каким направлениям строится воспитательная работа в школе? · Из каких основных разделов состоит план воспитательной работы · Какие воспитательные дела являются традиционными в школе? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 выход 3.03.17 г. пятница | Начало в 9.00 (педколледж), каб 8, 12, 23. 1. Работа с руководителями практики: Задачи практики, сроки проведения, содержание работы, документация и требования к ее ведению, организационные вопросы по режиму работы. Работа по оформлению дневника педагогической практики. 2. Составление индивидуального календарного плана прохождения педагогической практики, его утверждение групповыми руководителями. 3. Психологическая диагностика профессионально-личностных качеств студентов (Приложение 1). Определение задач профессионально–личностного саморазвития. 4. Продолжение знакомства с психолого-педагогической и методической литературой: · с образовательным стандартом начального общего образования и примерными программами начального общего образования; · с методикой планирования в начальном образовании, требованиями к оформлению соответствующей документации; · с особенностями современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования; · с концептуальными основами и содержанием вариативных программ начального общего образования. Обзор и составление индивидуальной картотеки. Составление «Диагностических карт» для проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся. Составление общей схемы для педагогической характеристики младших школьников, особенностей психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников. Выявление сущности, цели, задач, функций, содержания, методических основ организации, форм и методов внеурочной работы в области научно-познавательной, физкультурно-оздоровительной, культурно-досуговой деятельности; определение педагогических и гигиенических требований к организации внеурочной работы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 выход 4.03.17 г. суббота | Начало в 10.00 (педколледж), каб 26, 26, 26 Составление индивидуальной «Информационной копилки студента» по вопросам: - планирование ситуаций, стимулирующих общение младших школьников в процессе учебной деятельности, использование вербальных и невербальных средств педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении; - перечень документации, обеспечивающей организацию учебной работы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 выход 6.03.17 г. понед | Начало в 8-30 до 12-10(МБ ОУ «Гимназия № 62»).
Наблюдение и анализ уроков, работают 4 подгруппы (по 1 уроку на подгруппу). Анализ уроков для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам. Выявление воспитательных возможностей урока в начальной школе, методов и приемов развития мотивации учебно-познавательной деятельности в наблюдаемых уроках, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции; наблюдение за детьми; педагогическая диагностика познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся. Проведение диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся (по 2 обучающихся на 1 студента), составление педагогической характеристики обучающихся. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 выход 7.03.17 г. вторник | Начало в 9.00 (педколледж), каб 22, 23, 20. Анализ просмотренных уроков с руководителями практики, работают 4 подгруппы. Составьте примерный список мероприятий, направленных на развитие мотивации обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 выход 8.03.17 г. среда | Праздничный день | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 выход 9.03.17 г. четверг | Начало в 13-25-14-10(МБ ОУ «Гимназия № 62»).
Наблюдение и анализ внеурочной деятельности по предметам, работают 4 подгруппы (по 1 занятию на подгруппу). Ответьте на вопросы: - Какие внеурочные занятия проводятся на классе? - Какую документацию ведет педагог? - Есть ли специальное помещение, кабинет для проведения внеурочной деятельности? Продолжение проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся (по 2 обучающихся на 1 студента), составление педагогической характеристики обучающихся. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 выход 10.03.17 г. пятница | Начало в 12-30-13-15(МБ ОУ «Гимназия № 62»)
Наблюдение и анализ 1 классного часа (четыре подгруппы, по 1 на подгруппу). Запротоколировать и проанализировать: Дата ____________Школа__________________ Класс_______________________ Тема ___________________________________________ Цель и задачи _______________________________________
Ответьте на вопросы: 1. Почему данное мероприятие включено в план внеклассной работы? 2. Соответствует ли содержание занятия поставленной цели? 3. Какова познавательная и воспитательная ценность подобранного материала? 4. Проявляют ли учащиеся интерес к занятию, активность? 5. Какие приемы и методы использовал учитель на занятии? 6. Соответствуют ли они возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей? 7. Какие знания, умения и навыки закрепили и приобрели? 8. Какое наглядное оформление занятия? 9. Отметьте особенности личности учителя, проводящего занятие: убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися и т.д. 10. Какова педагогическая ценность проводимого занятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных воспитанников, для совершенствования отношений в коллективе (замечания, предложения). 11. Какие ошибки были замечены и должны быть учтены в дальнейшем. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 выход 11.03.17 г. суббота | Начало в 10.00 (педколледж), каб 26, 26, 26 Работа по оформлению дневников педагогической практики; предоставление отчетной документации студентов групповому руководителю педпрактики. Оформление творческих презентаций. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 выход 13.03.17 г. понед | Начало в ________________ (МБ ОУ «Гимназия № 62») четыре подгруппы
Участие студентов в создании предметно-развивающей среды в кабинете (помощь учителю в оснащении, оформлении, систематизации материала), изготовление с детьми поделок из различных материалов (приготовленных заранее). Изготовление дидактического материала по просьбе учителя. Дарение поделок школе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 выход 14.03.17 г. вторник | Начало в 9.00 (педколледж), каб 22, 23, 20 Продолжение составления, заполнения «Диагностических карт» для проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся. Составление общей схемы для педагогической характеристики младших школьников, особенностей психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников. Продолжение составления индивидуальной «Информационной копилки студента» (продолжение работы выхода № 3). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 выход 15.03.17 г. среда | Начало в 9.00 (педколледж), каб 14, 8, 16. Подведение итогов практики; отчет студентов по ведению дневников практики групповым руководителям. Составление творческих презентаций. |
Отчетная документация по педагогической практике, представляемая групповому руководителю:
- дневник педагогической практики;
- презентация.
Примечание: в ходе практики преподаватели-руководители практики имеют возможность менять порядок организации основных видов деятельности на выходах. Содержание самостоятельной работы студентов может варьироваться в зависимости от субъективных и объективных факторов.
Заместитель директора по УПР __________ Ворожищева Е.В.
Приложение 1.
Психологическая диагностика профессионально- личностныхкачеств студента. Определение задач профессионально-личностного саморазвития
1.Продиагностируйте актуальный уровень развития собственных профессионально-личностных качеств.
Необходимо ответить на все вопросы знаками «+» (если ответ утвердителен) или
«-» (если ответ отрицателен):
1. Читаете ли Вы литературу о школе, учителе, педагогике? +
2. Приходилось ли Вам работать вожатым? +
3. Удается ли Вам зажечь, организовать товарищей на выполнение различных дел? +
4. Были ли у Вас намерения овладеть технической специальностью? +
5. Приходилось ли Вам организовывать игры или другие мероприятия со школьниками или сверстниками? +
6. Предпочитаете ли Вы работать (отдыхать) в одиночку? -
7. Планировали ли Вы (поступали ли) ранее учебу в других не педагогических учебных заведениях? -
8. Часто ли Вы рассказываете различные истории малышам или своим товарищам? +
9. Трудно ли Вам принимать участие в беседе с несколькими людьми? -
10. Считаете ли Вы, что за время обучения можете обнаружить, что работа учителем может Вас разочаровать?
11. Приходилось ли Вам шефствовать над учащимися младших классов?
12. Стараетесь ли Вы планировать свою деятельность, общение с людьми заранее?
13. Правда ли, что Вы давно избрали профессию учителя?
14. Проверяли ли Вы советы учителей, родителей стать учителем в практической деятельности?
15. Удается ли Вам развивать активность у младших членов своей семьи, младших школьников, сверстников?
16. Мечтаете ли Вы достичь вершины мастерства, работая учителем?
17. Участвовали ли Вы в работе кружков, факультативов, олимпиад по интересующей Вас специальности?
18. Много ли у Вас друзей, товарищей?
19. Какой из перечисленных ниже терминов имеет отношение к педагогике (отметьте буквой): а) эклектика; б) нумизматика; в) профориентация; г) педиатрия?
20. Приходилось лм Вам работать на выборных должностях?
21. Обращаются ли Ваши друзья, знакомые к Вам за советом?
22. Известно ли Вам отношение ваших товарищей, младших ребят к вашим поступкам?
23. Считаете ли Вы, что знаний, полученных в педагогическом училище, будет не достаточно, чтобы работать учителем?
24. Предпочитаете ли Вы брать на себя ответственность за действия коллектива?
25. Захотели бы Вы перевестись на подобный же факультет ВУЗа, если бы Baм представилась такая возможность?
26. Часто ли Вам приходилось организовывать деятельность своих товарищей по классу, школе, месту жительства?
27. Легко ли Вы входите в контакт с другими людьми?
28. Имеются ли у Л.Н.Толстого труды по педагогике?
29. Делали ли Вы первый шаг к сближению, когда происходили ссоры с товарищами?
30. Удается ли Вам убедить большинство членов коллектива класса, товарищей
принять Ваше мнение?
31. Советуете ли Вы своим друзьям выбрать профессию учителя?
32. Учились ли Вы в педагогическом классе, школе будущего учителя?
33. Часто ли Вам удается переубедить заблуждающихся в суждениях товарищей?
34. Приходилось ли Вам смотреть телепередачи, кинофильмы по вопросам обучения и воспитания?
35. Часто ли Вы играете в различные игры с младшими ребятами, сверстниками?
36. Можете ли Вы следить одновременно за действием нескольких ребят?
37. Бывают ли у Вас сомнения относительно правильности выбора профессии учителя?
38. Двое Ваших товарищей беседуют о вещах, в которых Вы не разбираетесь. Обратились к Вам. Примите ли Вы участие в беседе?
39. Любите ли Вы рассказывать что-либо большому числу слушателей?
40. Что такое дидактика: а) учение о законах развития; б) наука о воспитании; в) теоретическая основа образования и обучения; г) психологический термин, характеризующий объем памяти?
41. Проводили ли Вы какие-либо мероприятия (беседы, экскурсии, игры и др.) в школе?
42. Принимаете ли Вы инициативу на себя в решении важных дел?
43. Кто из перечисленных ученых больше других занимался проблемами воспитания? а) И.П.Павлов; б) В.И.Вернадский; в) К.Д.Ушинский?
44. Часто ли Вы разрабатывали сценарии вечеров отдыха, организовывали туристические походы, игры, развлечения?
45. Случаются ли с Вами неприятности из-за того, что Вы поступаете, не подумав?
46. Часто ли Вам бывает скучно слушать рассказы младших ребят?
47. Приходилось ли Вам проводить уроки в младших классах вместо учителя?
48. Отвечаете ли Вы тем же, когда на Вас кричат?
49. Пытались ли Вы когда-нибудь анализировать деятельность своих учителей, подражать им?
50. Приходилось ли Вам объяснять, пересказывать трудный текст, задачу, запутанную мысль младшим ребятам, сверстникам?
51. Удается ли Вам настоять на своем мнении в беседе с другими людьми?
52. Имеются ли труды по вопросам воспитания у С. Т. Шацкого?
53. Поддерживаете ли Вы отношения с ребятами, у которых Вы были вожатым?
54. Многие ли Вас называют своим другом?
55. Повлияли ли статьи в педагогических газетах, журналах на выбор Вами профессии учителя?
56. Часто ли Вам удается изменить направление беседы с товарищами, чтобы уйти от неприятных для Вас тем?
57. Всегда ли Вы выполняете свое обещание?
58. Измените ли Вы отношение к педагогической деятельности, если обнаружите, что она требует гораздо больше времени, чем Вы предполагали?
59. Часто ли Вы даете советы, опекаете, помогаете другим?
60. Стараетесь ли Вы делать так, чтобы Ваши просьбы выполнялись охотно?
2. Проверьте совпадение своих ответов с Бланком ответов:
Педагогический интерес | ||||||||||||||||||||
+ | - | - | - | + | + | в | + | + | + | + | + | - | в | в | - | + | + | + | + | |
Опыт педагогич. деятельности | ||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Педагогические способности | ||||||||||||||||||||
+ | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + |
3. Подсчитайте количество совпадений и несовпадений ответов по каждому из трех параметров:
параметр | Количество совпадений ответов | Количество несовпадений ответов |
Педагогический интерес | ||
Опыт педагогической деятельности | ||
Педагогические способности |
4. Вычислите коэффициент уровня развития каждого параметра по формуле:
К параметра = | кол-во совпадений -количество несовпадений |
20 (количество ответов по параметру) |
К1 = -----------= К2= --------------= К3= ---------------=
5. Сделайте вывод об уровне развитии педагогических способностей:
Уровень развития педагогических способностей | |||
низкий | средний | высокий | |
0 - 0,33 | 0,34 - 0,66 | 0,67 - 1,00 | |
Педагогический интерес | |||
Опыт педагогической деятельности | |||
Педагогические способности | |||
Общие способности к педагогической деятельности |
6. Коэффициент общих способностей к педагогической деятельности определите по формуле:
К общ = | кол-во совпадений -количество несовпадений |
60 (количество ответов по вопроснику) |
К = --------------------=
7. Сформулируйте задачи профессионально-личностного саморазвития.
_______________________________