Пример урока усвоения новых знаний 5 страница
Выполняя поставленные перед школой задачи в области идеологической работы, каждый учитель на уроках в соответствии с содержанием учебного материала должен вооружать учащихся глубокими и осознанными знаниями основных положений марксистско-ленинской теории и добиваться, чтобы идеи коммунизма вошли в плоть и кровь, стали руководством к действию, основой всей жизни; прививая иммунитет против чуждых взглядов, воспитывать активных борцов против буржуазной идеологии, против негативных явлений, встречающихся еще в среде молодежи.
Коммунистическая идейность, партийность уроков требует воспитывать детей в духе научного коммунизма, разъяснять внутреннюю и внешнюю политику партии, пропагандировать идеи советского патриотизма, интернационализма, морального кодекса строителей коммунизма, воспитывать школьников на славных боевых и
трудовых традициях партии, героических подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Требование высокой коммунистической идейности относится не только к содержанию уроков, но и к формам организации учебно-воспитательной работы и методам обучения, применения диалектического метода при анализе явлений природы и общества. При изучении явлений природы и общества следует обращать внимание учащихся на законы диалектики — единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные, категории понятий движения и развития явлений, причины и следствия, необходимости и случайности, явления и сущности.
На основе осуществления принципа неразрывного единства обучения и воспитания нужно использовать любую возможность формирования у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения. Основной путь к этой цели — правильная организация учебного процесса, направленная прежде всего на глубокое и сознательное усвоение знаний на основе раскрытия учащимися объективных связей и отношений между предметами и явлениями реального мира и проникновения в сущность изучаемых процессов.
Основными задачами в выполнении воспитательных требований являются следующие: воспитывать у учащихся высокие моральные качества строителя коммунизма, формировать эстетические вкусы, постоянно соизмерять содержание, цели, методы и средства урока с партийной позицией нашего общества, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней, стремление к активной деятельности на благо коммунистического общества, беззаветную преданность идеалам коммунизма и высокую гражданственность.
Дидактические требования к уроку. Организационная четкость проведения урока обеспечивается рациональным использованием каждой минуты, правильной постановкой перед учащимися темы, образовательной и воспитательной целей и конкретных задач урока. Последнее требование выполняется прежде всего на основе хорошо продуманного тематического и поурочного планирования. В поурочном плане предусматривается тема и краткий план содержания, образовательная и воспитательная цели и задачи, оборудование, структурные элементы (этапы) урока, содержание я последовательность различных дидактических методов, и приемов учебной деятельности школьников и педагогического руководства ею со стороны учителя, средства обучения и способа их применения.
В поурочном плане предусматривается,- как усваиваются фактические знания, раскрываются причинно-следственные и другие связи и отношения, определяются существенные признаки изучаемых явлений, формулируются понятия, законы, закономерности, как излагаются знания в системе, различаются основные элементы системы и связи между ними. Если планируется усвоение учащимися навыков и умений, то предусматриваются способы их при-
менения, пробное применение знаний в сочетании с объяснением правил, самостоятельное их применение в искусственно созданных ситуациях (стандартных условиях) — по образцу, инструкции, заданию, по алгоритму или алгоритмическим предписаниям — и, наконец, умение творчески применять усвоенные знания, навыки и умения в измененных ситуациях.
В поурочном плане четко определяется структура урока, которая должна согласовываться с логикой учебного процесса и соответствовать его закономерностям. Каждый элемент структуры урока представляет собой определенный шаг на пути к достижению общей дидактической цели занятия. Со структурой урока согласовывается методика, которая определяется для каждого этапа. Методика эта должна быть гибкой и учитывать главнейшие факторы и условия, оказывающие заметное влияние на результаты урока.
Мастерство учителя на уроке и заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогической науки и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их коммунистическим воспитанием и интеллектуальным развитием.
Основные требования к педагогическому руководству учебно-воспитательной деятельностью школьников заключается в следующем: обеспечивать познавательную активность детей на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные, практические методы с проблемными, рассказ — с проблемным изложением или эвристической беседой (где это возможно и целесообразно), работу с учебником — с анализом учебных моделей, решением познавательных задач и проблемных заданий и т. п.
Постоянно осуществлять связь данного урока с предыдущими на основе воспроизведения учащимися и коррекции учителем опорных знаний и практического опыта, обобщения и систематизации знаний— понятий, усвоенных на данном уроке, с изученными прежде. Вооружать учащихся новыми способами выполнения действий и формировать на их основе навыки и умения применять знания на практике, самостоятельно добывать, пополнять и расширять свои знания.
Постоянно соблюдать и творчески реализовывать на уроке все дидактические принципы в их единстве и взаимосвязях. Особого внимания требует принцип воспитывающего обучения, заключающийся не только в соблюдении коммунистической идейности, партийности и научности преподавания, но и в четкой организации сознательного поведения и активной деятельности учащихся на уроке. Высокие нравственные качества личности учащихся воспитываются главным образом в процессе деятельности, где вырабатывается коммунистическое отношение к учебному и физическому труду, чувство долга, ответственности, аккуратность в выполнении порученного задания, сознательная дисциплина и т. п. Важную роль в воспитании школьников играет личность учителя и наставника. В связи с этим требования к личности учителя, непрерывно
повышаются — и не только к его знаниям, педагогическому мастерству, но в еще большей степени к моральному облику, идейно-политическим качествам. Здесь все важно — и его отношение к своим служебным и общественным обязанностям, к товарищам по работе, к детям, к общественно полезной деятельности, характер, воля, гуманность, патриотические чувства и т. п.
Необходимость соблюдения принципов научности изложения и связи теории с практикой требует от учителя постоянной работы над повышением своего профессионального уровня, расширения и углубления знаний по специальности. Успешная реализация принципов наглядности, сознательности, активности, систематичности, прочности, доступности обучения и индивидуального подхода к учащимся в процессе коллективного учебного труда с ними предполагает постоянное педагогическое мастерство, изучение индивидуальных особенностей учащихся, знание педагогических и психологических закономерностей и принципов процесса обучения и умелого осуществления их на уроке.
Эффективность урока во многом зависит от умелого выбора методов обучения и их структуры и сочетания их с аудиовизуальными средствами. Современные технические средства обучения при умелом использовании способствуют совершенствованию процесса обучения, повышению интенсивности учебного труда, внедрению в школу современной технической культуры. Но успешное применение этих средств требует дальнейшего повышения методических и технических знаний, навыков и умений учителей. Известно, что не всегда применение технических средств эффективно и целесообразно.
В арсенале учителя имеется много методов, приемов и средств для успешного решения на уроке различных дидактических задач. Кабинетная система позволяет применять наиболее рациональные варианты сочетания устного изложения с работой по учебнику и справочной литературой, наглядностью, таблицами, схемами, техническими средствами обучения, лабораторными и практическими работами. Особенно благоприятны условия для сочетания устного изложения — информационного, проблемного — с самостоятельной "работой учащихся. В последнее время стал распространяться опыт изложения материала крупными дозами: на одном уроке излагается материал 3—4 часов. Таким способом изложения пользуются кировоградские учителя, учитель химии Ананьевской средней школы № 2 Одесской области Н.П. Гузик. При этом излагается наиболее существенное, главное, которое подлежит глубокому и сознательному усвоению.
Устное изложение крупными дозами является как бы введением к самостоятельной работе по учебнику и со вспомогательной литературой, направленной на глубокое осмысление знаний. При таком предварительном восприятии устного изложения учащиеся осознают и запоминают основное содержание нового материала, прежде всего факты, события, признаки, свойства предметов, явлений, процессов, внешние связи между ними — когда, где, что и как проис-
ходило, к каким последствиям это привело. Думается, для первичного изложения целесообразно подбирать такое содержание материала, которое бы отражало целостную систему знаний. Если, например, учащиеся приступают к изучению клетки (общая биология), то можно ознакомить их сначала с клеткой как целостной органической системой, имеющей сложную структуру, показать, как эта система функционирует и какую роль при этом имеют связи между отдельными элементами клетки. В последующем — на уроках и практических занятиях — учащиеся изучают более подробно элементы клетки и взаимосвязи между ними.
Как добиться усиления познавательной активности учащихся во время первичного восприятия ими нового материала? Как обеспечить повышение интереса учащихся к новому материалу, лучшее запоминание основного, главного и последующее его воспроизведение?
Познавательный интерес можно вызвать или усилить включением всех учащихся в активную учебную деятельность, доступную им, приносящую радость познания, чувство удовлетворения успехом. Для этого иногда целесообразно поставить перед классом проблему или проблемный вопрос, эвристическое или познавательное задание. Например: «Можно ли вскипятить воду, подогревая ее паром при температуре 100 градусов Цельсия? Аргументируйте ваш ответ»,— обращается учитель к классу перед изложением темы «Кипение воды».
Иногда широкую по объему тему можно разделить на завершенные в логическом плане части, к каждой из которых формулируется проблемное задание или познавательный вопрос. Познавательная активность учащихся повышается, если во время объяснения учитель периодически обращается к ним с познавательными или проблемными вопросами. На некоторые из этих вопросов отвечают учащиеся, более сложные раскрывает учитель.
Для улучшения запоминания наиболее важного материала применяются различные приемы, в частности, фиксация на доске, специальном плакате или проекция на экран с помощью кодоскопа или эпидиаскопа опорных смысловых пунктов — понятий, терминов, основных дат, названий, схем и т. п.— того главного, запоминание которого способствует воспроизведению всего материала. Во время самостоятельной работы с учебником учащиеся дополняют эти смысловые опорные пункты или развертывают их более подробно и фиксируют в виде плана. Например: «Тема: Упрочение государственной власти при Иване IV. Бояре-княжата. Помещики-дворяне. Иван Грозный (1533—1584). Поместья. Барщина. Оброк. Восстание посадских в Москве (1574). Реформы. Приказы. Земский собор. Судебник. Губные старосты. Стрельцы. Опричнина (1565). Юрьев день. Крепостничество».
Постепенно учащиеся при помощи учителя приучаются уже во время объяснения учителя самостоятельно фиксировать опорные смысловые пункты, а затем составлять сжатый, потом более расширенный план, тезисы, а в старших классах — конспект.
Реализация требований единства обучения, воспитания и развития детей на уроке предполагает осуществление тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях для решения производственных задач и проблем. Особое внимание следует уделить тем учащимся, которые имеют пробелы в знаниях в связи с пропусками уроков, физическими недостатками, особенностями умственного развития, темпами учебной работы, психологическими особенностями (робость, раздражительность, чрезмерная возбудимость или, наоборот, медлительность в рассуждениях, в решениях задач, выполнениях различных письменных и практических заданий и т. п.). Следует индивидуализировать задания для отдельных учащихся или групп в соответствии с их способностями, наклонностями, интересами, темпами учебной деятельности.
Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволит учителю влиять на ход учебного процесса, корригировать его. Если обнаружатся пробелы в подготовке отдельных учащихся, нужно анализировать их причины и находить пути для устранения. С контролем и коррекцией тесно связано требование приучения школьников к самоконтролю и к саморегуляции в процессе самостоятельной познавательной деятельности.
Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений. В случае если учащиеся мало привлекаются к самостоятельному приобретению знаний, необходимо организовать закрепление знаний не только посредством их воспроизведения, но и на основе выполнения различных познавательных заданий. Повторение в современных условиях не потеряло своего значения, оно должно главным образом направляться на обобщение и систематизацию основных понятий, усвоение системы знаний и их структур (важнейших теорий и ведущих идей науки).
Психологические требования к уроку. Учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психологические особенности каждого учащегося: его мышления (репродуктивного, творческого), памяти (произвольной, непроизвольной), в частности узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения; внимания (способности сосредоточиваться на предмете изучения), воображения (особенно творческого), воли (способности ставить перед собой далекие и близкие цели и достигать их, преодолевая препятствия), эмоций и т. п.
Психическое состояние учителя и учащихся достаточно ощутимо влияет на результаты урока. Настроение учителя, его собранность, внимательность или раздражительность непосредственно передаются учащимся и в определенной мере влияют на результативность их учебного труда. Поэтому учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы
преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке — неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.
На результаты урока оказывает значительное влияние отношение учащихся к знаниям, учению, которое зависит от мотивов учения, потребности в расширении знаний и других факторов. Поэтому воздействие на мотивационную сферу личности учащихся, умелое руководство мотивами учения школьников, возбуждение и поддержка положительных мотивов на основе формирования интереса к знаниям и процессу учения, потребности в знаниях, привлечение учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, создающей у них чувство радости познания, удовлетворения успехами в работе, являются необходимой стороной деятельности учителя на уроке.
Все эти требования должны быть разумными, проверенными, доступными для школьников. Каждый учащийся должен быть уверен, что такая требовательность диктуется необходимостью и согласуется с Уставом общеобразовательной школы, правилами поведения для учащихся и моральным кодексом строителя коммунизма.
Учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учащимися требовательность педагога, если она сочетается с доброжелательностью и справедливостью, уважением к детям и педагогическим тактом. Соблюдение педагогического такта, создание атмосферы доброжелательности у опытных учителей сочетается с серьезным отношением к обязанностям, а напряженный труд—с шуткой, остроумным словом.
Гигиенические требования к уроку. Соблюдение в классе гигиенических требований — соответствующего температурного режима, надлежащих норм освещения и т. п. — залог здоровья детей. Учитель должен постоянно следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно. Для предупреждения умственного переутомления следует избегать однообразия в учебной работе, монотонного изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических, графических, вычислительных и других видов заданий, создающих условия для включения в действие различных органов чувств.
Виды занятий, требующие напряженной мыслительной деятельности, должны сменяться практическими заданиями, работой с наглядным раздаточным материалом, таблицами, учебником, выполнением несложных заданий и упражнений. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.
Таковы общие требования к современному уроку, направления поисков путей совершенствования типов, структуры и методики уроков.
2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Советская школа с первых лет своего существования начала развиваться по ленинским принципам строительства народного образования. В. И. Ленин подчеркивал, что все дело воспитания, образования и обучения современной молодежи должно быть воспитанием у нее коммунистической морали. Обучение должно основываться на принципах связи с политикой Коммунистической партии и Советского государства, на единстве обучения с нравственным воспитанием.
Ломка старых традиций в обучении и воспитании подрастающего поколения вызвала среди передовых учителей творческий подъем. Начались поиски новых, наиболее соответствующих советской школе форм и методов обучения. Исходными в этих поисках были положения о необходимости формирования у учащихся активности, самодеятельности и творчества, об усилении связи школы с жизнью, учете интересов детей. Эти задачи решались главным образом на уроке, структура и методика которого изменялась в соответствии с развитием производительных сил и социального прогресса в нашей стране. По мере развития страны общество ставит перед школой все новые задачи, выполнение которых требует совершенствования урока.
Методика урока, применяемая в прежние годы в школе, в литературе получила название объяснительно-иллюстративной. Она характеризуется тем, что учитель подробно разъяснял сущность явлений и подтверждал выводы жизненными фактами, конкретными примерами, применением различных видов наглядного материала, выполнением практических заданий и лабораторных работ.
Применяя объяснительно-иллюстративную методику урока, учителя добивались прочного усвоения знаний, навыков и умений. Однако эта методика не лишена недостатков. Основным из них является доминирование словесного обучения, при котором главная роль в усвоении отводилась памяти — запоминанию, заучиванию, воспроизведению и закреплению знаний. Эти недостатки стали сказываться особенно остро в условиях современной школы, призванной решать новые сложные и многогранные задачи. В связи с этим педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия па поиски путей дальнейшего совершенствования урока. Основные направления этих поисков следующие:
1. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе. Она затрагивает все основные разделы современной дидактики, порой переходит ее границы (содержание образования, дидактические принципы, методы и организационные формы обучения, сочетание коллективных, групповых и индивидуальных способов организации учебной работы, межпредметные связи и др.). Эту проблему успешно решает академик АПН СССР Ю. К. Бабанский со своими сотрудниками. Он доказал, что оптимизация учебно-воспитательного процесса выявляет значительные резервы для повышения эффективности
обучения, воспитания и развития учащихся, и сформировал рекомендации для учителей, как этого можно добиться.
Результаты этих исследований и практические рекомендации для учителей опубликованы в ряде книг и статей.
2. Научное обоснование содержания общего среднего образования. Удачной, по нашему мнению, попыткой такого исследования является работа московских ученых-дидактов «Теоретические основы содержания общего среднего образования» (под ред.В. В. Краевского и И. Я. Лернера).
3. Повышение интенсивности учебно-воспитательного процесса. Применительно к учебно-воспитательному процессу можно говорить об интенсивности как о количестве труда, затраченного за единицу времени (урока и других форм организации обучения). Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок и чем более они рациональны и целесообразны, тем больше интенсивность учебного труда.
Степень интенсивности учебного труда зависит от полезного использования каждой минуты урока и других форм занятий, мастерства учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, чередования различных приемов обучения, труда и отдыха. Кабинетная система наиболее способствует повышению интенсивности учебного процесса на уроке. А это, в свою очередь, позволяет преодолеть или резко снизить перегрузку учащихся домашними заданиями. В этих условиях обучения учащиеся усваивают знания в основном на уроке. И тогда отпадает необходимость дома заучивать весь материал. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его осмыслить, применить на практике и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы.
Повышению интенсивности обучения на уроке способствует применение технических средств, наглядности и необходимых дидактических материалов для самостоятельной работы. Их удобное размещение в учебных кабинетах и рациональное применение сокращают время для вспомогательных операций. Сэкономленное время является важным резервом для глубокого усвоения знаний. Так, вместо записей на доске текстов упражнений, задач, заданий, инструкций их можно проектировать на экране с помощью кодоскопа или эпидиаскопа. Автоматическое включение и выключение проекционной аппаратуры, помощь учащихся-ассистентов в подготовке наглядности, дидактических материалов и литературы для самостоятельной работы также освобождают немало времени, которое можно эффективно использовать для успешного достижения целей урока.
4. Повышение познавательной самостоятельности, творческой активности и инициативы учащихся. Этому вопросу в последние годы посвящены многие исследования советских дидактов и психологов. Наиболее интересные идеи связаны с вопросами создания
проблемных ситуаций и применения на уроках методов и приемов проблемного обучения.
Повышение самостоятельности учащихся происходит прежде всего на уроке в процессе самостоятельного выполнения заданий по учебнику, работы с научной литературой, словарями, справочниками, энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, чертежами, схемами, картами, а также при лабораторных опытах, наблюдениях, трудовых операциях и т. д. Эта работа способствует повышению качества знаний, формированию трудолюбия и выработке необходимых в жизни навыков и умений.
5. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей позволяет актуализировать опорные знания, учебные и практические навыки и умения (слияние чужого опыта со своим собственным, по выражению И. М. Сеченова) и процесс их систематизации.
6. Совершенствование методов обучения.
3. ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. В педагогической литературе наблюдаются различные подходы к делению уроков.
Так, С. В. Иванов, автор книги «Типы и структура уроков в школе» (М., 1952) за основу классификации уроков берет основные типы учебного процесса (стадии, или моменты хода обучения), которые, по его мнению, имеют следующую последовательность: а) подготовка или введение в изучение темы; б) первичное восприятие учебного материала; в) осмысление его путем логической переработки; г) закрепление усвоенного путем повторения и разного рода самостоятельных работ; д) овладение материалом посредством применения приобретенных знаний на практике; е) приобретение навыка путем упражнений и тренировки; ж) контроль, проверка и учет; з) подведение итогов, обобщение и приведение всего пройденного в систему.
В соответствии с этими основными моментами обучения С. В. Иванов выделил следующие типы уроков: 1) вводные уроки; 2) уроки первичного ознакомления с материалом; 3) уроки образования понятий, установления законов и правил; 4) уроки применения полученных знаний на практике; 5) уроки навыков (тренировочные уроки); 6) уроки повторения и обобщения; 7) контрольные уроки; 8) смешанные, или комбинированные, уроки. Классификацию уроков по данному признаку поддерживают многие дидакты и методисты, предлагающие свои, несколько измененные варианты данной типологии.
Одной из наиболее распространенных в педагогической теории и практике является классификация уроков по основной образовательной цели занятий. Выдвигается много вариантов классификации по этому признаку, отличающихся формулировками отдельных типов уроков. Мы предлагаем следующий вариант данной
типологии: 1) урок усвоения новых знаний; 2) урок усвоения навыков и умений; 3) урок комплексного применения знаний, навыков и умений; 4) урок обобщения и систематизации знаний;
5) урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений;
6) комбинированный урок.
Классификация уроков по основной образовательной цели наиболее удобна для их анализа и планирования. Составляя календарный или тематический план, учитель распределяет уроки по отдельным разделам и темам в соответствии с образовательными целями: если изучаются понятия, законы, теории и ставится задача (цель) сознательного и прочного усвоения их учащимися, то такие занятия относятся к урокам усвоения новых знаний. Если предусматривается выработка у учащихся навыка (по математике, русскому или иностранному языку, физике, химии и т. п.), то такие занятия следует отнести к урокам усвоения навыков и умений. Примерами таких уроков могут быть уроки усвоения навыков вычитания с переходом через десяток, правописания предлогов, выполнения измерительных операций и т. п.
Для формирования умений творческого применения знаний, навыков и умений в комплексе в ситуациях, приближающихся к жизненным,- что очень важно для подготовки учащихся к участию в производительном труде, выделяются уроки применения знаний, навыков и умений. Количество их зависит от характера учебного предмета, специфики знаний, навыков и умений. После изучения крупных разделов и важных для формирования у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения тем вводятся уроки обобщения и систематизации знаний. Иногда уроки данного типа называют уроками обобщающего повторения. Однако этот термин неполно отражает их внутреннюю сущность: уроки обобщения и систематизации предполагают не только обобщающее повторение. Основная их дидактическая цель заключается в систематизации знаний, т. е. в приведении разрозненных понятий, закономерностей, законов в стройную целостную систему, в которой все компоненты тесно между собой взаимосвязаны.
Классификация уроков по основной дидактической цели рациональна и тем, что она позволяет более четко определить цели, задачи и структуру каждого урока и мобилизовать школьников на успешное их решение. Так, если планируется урок усвоения новых знаний, то перед учащимися ставятся соответствующие задачи по восприятию, осмыслению определенных понятий, законов, теорий; если предполагается урок применения знаний, навыков и умений, учащиеся настраиваются на творческое решение ряда практических задач на основе усвоенных на прежних уроках знаний. Процесс овладения навыками и умениями отличается от процесса усвоения понятий. Это специфический учебный процесс. Его нельзя втиснуть в рамки объяснения и закрепления. Здесь необходимо учитывать структуру упражнений и заданий, специфику учебной деятельности школьников и способы руководства ею со стороны учителя. Определяя тип урока — усвоение навыков и умений - и
соответствующую ему образовательную цель, учитель настраивает учащихся на овладение определенным теоретическим материалом, правилом или алгоритмом и выполнение серии пробных и тренировочных упражнений и творческих заданий, в результате чего и может быть достигнута поставленная цель.
Особого внимания требует урок применения знаний, навыков и умений. Некоторые дидакты и методисты не выделяют этого типа урока, а задачи, решаемые им, возлагают на урок закрепления знаний или урок навыков. Следует думать, что такой подход недостаточно обоснован. Так, учащиеся во время занятий в мастерской овладели навыками пиления, строгания, сверления. Необходимо научить их применять эти навыки в комплексе. Это возможно только на специальном уроке применения знаний, имеющем свои конкретные задачи и специфическую структуру. Или, например, па уроках математики учащиеся овладели навыками вычисления площадей плоских фигур. Необходимо научить их самостоятельно и творчески применять эти знания, навыки и умения в жизненных условиях, на школьных опытных участках или в поле. Для этого следует выделить уроки применения знаний, навыков и умений.