Дифференциация и индивидуализация в обучении воспитании
Дифференциация – различение детей для формирования групп
· По способностям (неспособностям)
· По интересам
· По уровню начальных умений и навыков
По способностям:
1) Внутренняя – условное деление внутри одного коллектива/класса на группы. Группы могут быть постоянные и временные. Для разных групп –разные задания, групповые проекты. Могут быть разные домашние задания.
2) Внешняя – разделение по классам. Группы постоянные. Например – профильные классы. Могут быть 1 программа и разные задания или ввообще разные программы. Профильные школы: специальные или профильные (суворовское, хореографические, спортивные)
По неспособностям: школы коррекции, школы здоровья, школы для детей с отклонениями в развитии – спец. школы (умственно отсталые, с нарушениями опорно-двигательного аппарата), школы коррекции для детей и девиантным поведением.
Индивидуализация- системы работы с индивидуальным подходом к разным детям.
1. Внутренняя –индивидуальные задания для одного ребенка с параллельной работой со всем классном ( один у доски, другие работают в тетрадях, д/з : доклады, презентации, наблюдения, к/р сочинения, диктанты)
2. Внешняя- работа по индивидуальному плану.
· Домашнее обучение: для больных детей, посещение детей на дому или обучение родителями с отчетностью в школе
· Очно-заочная форма (экстернат): ребенок числится за школой, по договоренности с учителем отчитывается, может сопровождаться дистанционным обучением
Может быть:
· Перспективно- опережающим –опережающий уровень, для одаренные детей
· Репродуктивный – нагоняющий восполняющий знания, для тех, кто пропустил, болел, для спортсменов после соревнований
· Сопровождающий – вровень со школой
Индивидуализация для 2х типов детей:
1) Одаренные (IQ больше 137)
a. Общеодаренные - высокий уровень IQ, память, внимание, высокая обучаемость, навыки анализа
b. Предметноодаренные –хорошо даются определенные группы предметов (профильные классы)
c. Одаренные аутисты – тяжело заметить , такие дети частично реагируют на внешние проявления, необходимо социализировать.
d. Инвалиды –саванты
e. Дети индиго-дети с высоким уровнем IQболее 160Ю легко обучаемы в любой области, склонны к сочинительство, изобретательности, эмоционально-творческие, легко-ранимы. Под себя строят окружающих, сами не социализируются, не умеют идти на компромисс. В неблагоприятных условиях могут стать разрушительны и агрессивны.
2) Дети с задержками в развитии - можно исправить путем увеличения внимания, психика в норме
a. Физиологические нарушения
b. Психические нарушения:
i. Небольшие (опорно-двиг. Аппарат, диабет, пороки сердца, легкие степени инвалидности, аутентичное поведение) – обычная школа с пандусами, ЛФК и т.д. или домашнее обучения_дистанционное
ii. Дети с глубокими умственными патологиями – спец. Школы: бывают для детей с умственными отклонениями или для детей с физическими отклонениями
3) Дети с отклонениями в развитии – от рождения или с эффектом после болезни - не могут быть вылечены работой и увеличением внимания Не учатся в общеобразовательных школах.
Педагогические технологии
-образование
-воспитание
-мониторинг (изучение качества работы школы, учителя)
Педагогическая технология – раздел педагогической науки, разрабатывающая метод, цели, подходы. (методика+учитель)
Технология – системная совокупность и порядок функционирования личностных, инструментальных и методологических средств используемых для достижения педагогических целей.
· Традиционная – от простого к сложному
· Бейл-ланкастерская – взаимо-обучение
· Развивающая технология (Эконин-Давыдов, Монтессори, Замков, зайцев, Петерсон, школа Наследие, школа 21 века)
Зона ближайшего развития – предположение будущего уровня знаний в ребенка
· Личносто-орентированная технология – индивидуальное построение образовательного маршрута исходя из бедующей профессии
· Практико-ориентированная – преподавание того, что будет использоваться – много бытовой лексики, опытов (Каитайгородская)