Дифференциация и индивидуализация в обучении воспитании

Дифференциация – различение детей для формирования групп

· По способностям (неспособностям)

· По интересам

· По уровню начальных умений и навыков

По способностям:

1) Внутренняя – условное деление внутри одного коллектива/класса на группы. Группы могут быть постоянные и временные. Для разных групп –разные задания, групповые проекты. Могут быть разные домашние задания.

2) Внешняя – разделение по классам. Группы постоянные. Например – профильные классы. Могут быть 1 программа и разные задания или ввообще разные программы. Профильные школы: специальные или профильные (суворовское, хореографические, спортивные)

По неспособностям: школы коррекции, школы здоровья, школы для детей с отклонениями в развитии – спец. школы (умственно отсталые, с нарушениями опорно-двигательного аппарата), школы коррекции для детей и девиантным поведением.

Индивидуализация- системы работы с индивидуальным подходом к разным детям.

1. Внутренняя –индивидуальные задания для одного ребенка с параллельной работой со всем классном ( один у доски, другие работают в тетрадях, д/з : доклады, презентации, наблюдения, к/р сочинения, диктанты)

2. Внешняя- работа по индивидуальному плану.

· Домашнее обучение: для больных детей, посещение детей на дому или обучение родителями с отчетностью в школе

· Очно-заочная форма (экстернат): ребенок числится за школой, по договоренности с учителем отчитывается, может сопровождаться дистанционным обучением

Может быть:

· Перспективно- опережающим –опережающий уровень, для одаренные детей

· Репродуктивный – нагоняющий восполняющий знания, для тех, кто пропустил, болел, для спортсменов после соревнований

· Сопровождающий – вровень со школой

Индивидуализация для 2х типов детей:

1) Одаренные (IQ больше 137)

a. Общеодаренные - высокий уровень IQ, память, внимание, высокая обучаемость, навыки анализа

b. Предметноодаренные –хорошо даются определенные группы предметов (профильные классы)

c. Одаренные аутисты – тяжело заметить , такие дети частично реагируют на внешние проявления, необходимо социализировать.

d. Инвалиды –саванты

e. Дети индиго-дети с высоким уровнем IQболее 160Ю легко обучаемы в любой области, склонны к сочинительство, изобретательности, эмоционально-творческие, легко-ранимы. Под себя строят окружающих, сами не социализируются, не умеют идти на компромисс. В неблагоприятных условиях могут стать разрушительны и агрессивны.

2) Дети с задержками в развитии - можно исправить путем увеличения внимания, психика в норме

a. Физиологические нарушения

b. Психические нарушения:

i. Небольшие (опорно-двиг. Аппарат, диабет, пороки сердца, легкие степени инвалидности, аутентичное поведение) – обычная школа с пандусами, ЛФК и т.д. или домашнее обучения_дистанционное

ii. Дети с глубокими умственными патологиями – спец. Школы: бывают для детей с умственными отклонениями или для детей с физическими отклонениями

3) Дети с отклонениями в развитии – от рождения или с эффектом после болезни - не могут быть вылечены работой и увеличением внимания Не учатся в общеобразовательных школах.

Педагогические технологии

-образование

-воспитание

-мониторинг (изучение качества работы школы, учителя)

Педагогическая технология – раздел педагогической науки, разрабатывающая метод, цели, подходы. (методика+учитель)

Технология – системная совокупность и порядок функционирования личностных, инструментальных и методологических средств используемых для достижения педагогических целей.

· Традиционная – от простого к сложному

· Бейл-ланкастерская – взаимо-обучение

· Развивающая технология (Эконин-Давыдов, Монтессори, Замков, зайцев, Петерсон, школа Наследие, школа 21 века)

Зона ближайшего развития – предположение будущего уровня знаний в ребенка

· Личносто-орентированная технология – индивидуальное построение образовательного маршрута исходя из бедующей профессии

· Практико-ориентированная – преподавание того, что будет использоваться – много бытовой лексики, опытов (Каитайгородская)

Наши рекомендации