Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
1. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Методы исторического анализа педагогических событий и явлений.
2. Происхождение воспитание, его характер и развитие в условиях первобытного общества. Источники изучения. Зарождение организованных форм обучения и воспитания. Обряды инициаций.
3. Особенности развития школы, воспитания и педагогических представлений в Древнем Междуречье и Египте.
4. Особенности развития школы, воспитания и педагогических представлений в Индии и Китае.
5. Воспитание и школа в античном мире. Образовательная система Спарты. Афинская образовательная система.
6. Философы Древней Греции о воспитании.
7. Система образования Древнего Рима.
8. Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Историко-педагогическая характеристика эпохи раннего Средневековья.
9. Религиозно-педагогическая мысль и практика образования в средневековой Западной Европе.
10. Зарождение и развитие университетского образования в Западной Европе. Характерные особенности педагогического процесса в университетах Средневековья.
11. Воспитание средневековых рыцарей.
12. Воспитание и школа в Византии: система воспитания и образования. Место Византии в истории мировой педагогики.
13. Типы учебных заведений раннего Средневековья в Западной Европе. Содержание образования.
14. Педагогическая мысль в эпоху позднего Средневековья.
15. Величайшие гуманисты: Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Мишель Монтень - и их педагогические идеи. Педагогическое движение гуманистов в других странах мира.
16. Педагогические идеи Возрождения во Франции. Педагогическое движение Возрождения в других странах Европы.
17. Выдвижение Реформацией своего понимания природы и воспитания человека. Развитие Западно-европейской школы в ХV — ХVII в. Основные типы учебных заведений этого времени /элементарного образования, повышенного общего и высшего образования/.
18. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до ХVIII в.
19. Школа и педагогика в России в конце XIX в. и в начале XX в. (до 1917 г.
20. Просветительская политика Петра I, Елизаветы Петровны и Екатерины П.
21. «Золотой век» русской педагогики. Развитие образования в первой и второй четверти XIX века.
22. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н.Толстого, яснополянская школа и теория свободного воспитания. Соотношение воспитания и образования в педагогике Л.Толстого.
23. Классно-урочная система в учениях Я.А.Коменского и Й.Гербарта.
24. Идеи воспитывающего и развивающего обучения в истории педагогики (на примере нескольких педагогов).
25. Теория воспитания джентльмена Дж. Локка.
26. Теория «естественного воспитания» Ж.-Ж.Руссо.
27. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в ХIХ в. (до 80-х годов). Основные авторские педагогические системы прошлого.
28. Школа и педагогика в России до 90-х гг. Х1Х века. Развитие школьного дела в первой четверти XIX в.
29. Школьные реформы 1860 г. Период реакции школьной политики.
30. Развитие идеи свободного воспитания в отечественной педагогике.
31. Основные течения в реформаторской педагогике Западной Европы конца XIX- нач. XX вв.
32. Педагогические взгляды и деятельность одного из зарубежных педагогов-реформаторов (по выбору студента).
33. Педагогические взгляды и деятельность одного из русских педагогов конца XIX - нач. XX вв. (по выбору студента).
34. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX вв. (до 1917 г.) Школьные реформы. Основные педагогические направления и идеи. В.П.Вахтеров, Н.А.Бердяев, В.В.Розанов, П.Ф. Каптерев.
35. Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми воинами.
36. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.) Школа и школьная политика в этот период.
37. Отечественная школа и педагогика советского периода: принципы школьной политики, развитие педагогической науки. Педология в истории образования.
38. Разработка теории коллективного воспитания (А.С.Макаренко). Принципы построения и функционирования коллектива. Коллектив и личности в педагогике А.С.Макаренко.
39. Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны. Педагогическая наука в этот период.
40. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Содержание семинарских занятий
Семинарское занятие 1
«Школьное дело и зарождение педагогической мысли
на ранних этапах развития человечества»
План
1. Воспитание как особая форма общественной деятельности.
2. Культурно-исторический характер воспитания.
3. Подходы к исследованию воспитания в первобытном обществе.
4. Особенности воспитания в первобытном обществе и его эволюция.
5. Особенности развития школы, воспитания и педагогических представлений в Древнем Междуречье.
6. Особенности развития школы, воспитания и педагогических представлений в Египте.
7. Особенности развития школы, воспитания и педагогических представлений в Израильско-Иудейском царстве.
8. Особенности развития школы, воспитания и педагогических представлений в Индии.
9. Особенности развития школы, воспитания и педагогических представлений в Китае.
Рекомендуемая литература:
А) обязательная
1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов /Александр Наумович Джуринский – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002.
2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Александр Наумович Джуринский – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
3. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб заведений / Вардан Григорьевич Торосян – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Б) дополнительная
1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия,2002.
2. Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И.Пискунов – М.: Просвещение, 1971
Семинарское занятие 2
«Воспитание и школа в античном мире»
План
1. Общие тенденции педагогической мысли в эпоху Античности.
2. Образовательная система Спарты.
3. Афинская образовательная система.
4. Дидактические теории эпохи Античности. «Пифагорейский союз» и его педагогические функции. Философы Древней Греции о воспитании: Пифагор, Гераклит и Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.
5. Система образования Древнего Рима. Философско-педагогические идеи Цицерона, Сенеки, Марка Фабия Квинтилиана, Плутарха.
6. Программа семи свободных искусств. Тривиальные школы. Грамматические школы. Риторические школы.
Задания для самостоятельной работы:
1. На основе изучения и анализа учебных материалов составить сравнительную таблицу спартанской и афинской систем воспитания:
Основные положения \ Государство | Спарта | Афины |
Географическое положение | ||
Экономика | ||
Политический строй | ||
Цель воспитания | ||
Типы школ | ||
Содержание воспитания и образования |
- Подготовить карточки-опоры, отражающие творческие биографии философов Древней Греции и Древнего Рима. Выбрать из работы любого философа высказывание, которое, на Ваш взгляд, ярко характеризует данную эпоху.
- Составить тезаурус категорий «процесс», «общественный институт», «цель», «результат», «ценность», «миссия», используя материалы философских, психологических, педагогических словарей.
Дополнительные задания для студентов:
1. Осуществить поиск и описать следующие типы гимнасий Древней Греции: Сад, Портик, Академия, Ликей., Киносарг, указав, кто из ученых их основал.
Рекомендуемая литература:
А) обязательная
1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов /Александр Наумович Джуринский – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002.
2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Александр Наумович Джуринский – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
3. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб заведений / Вардан Григорьевич Торосян – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Б) дополнительная
1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия,2002.
2. Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И.Пискунов – М.: Просвещение, 1971
Семинарское занятие 3
«Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения»
План
1. Педагогическая культура в эпоху позднего Средневековья. Основная тенденция времени переосмысление места человека на Земле.
2. Итальянские и французские гуманисты эпохи Возрождения. Величайшие гуманисты: Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Мишель Монтень - и их педагогические идеи.
3. Педагогическое движение гуманистов в других странах мира.
4. Выдвижение Реформацией своего понимания природы и воспитания человека.
5. Развитие Западно-европейской школы в ХV — ХVII в. Основные типы учебных заведений этого времени /элементарного образования, повышенного общего и высшего образования/.
6. Становление высшего образования: первые университеты, их структура и особенности. Развитие школы как социального института.
7. Школы нового типа: «Дом радости» Витторино да Фельтре, французские коллежи, «паблик скулз».
Задания для самостоятельной работы:
1. Сопоставьте педагогические идеи римско-католической церкви, Возрождения и Реформации. Найдите в них общее и особенное. Подготовьте сопоставительный анализ в табличном варианте.
2. Ответьте на вопросы (письменно):
· Возрождением чего можно считать эпоху, получившую свое название?
· Почему изменилось отношение к науке и образованию?
· В чем состояли принципы гуманизма Возрождения, и как они повлияли на образование?
· Какую роль в образовании сыграла Реформация?
· Как изменилось содержание университетского образования в позднем Возрождении?
·
Дополнительные задания для студентов:
i. Проанализируйте взгляды деятелей Реформации, сыгравших особую роль в сфере образования.
Рекомендуемая литература:
А) обязательная
1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов /Александр Наумович Джуринский – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002.
2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Александр Наумович Джуринский – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
3. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб заведений / Вардан Григорьевич Торосян – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Б) дополнительная
1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия,2002.
2. Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И.Пискунов – М.: Просвещение, 1971
Семинарское занятие 4
«Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в ХIХ в.
(до 80-х годов). Основные авторские педагогические системы прошлого»
План
1. Педагогика и школа Западной Европы в эпоху Просвещения.
2. Сенсуалистическая концепция Д.Локка, идеи воспитания «истинного джентльмена». Роль опыта в теории Д.Локка. Программа физического, нравственного и умственного воспитания.
3. Теория естественного и свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо и ее социально-педагогическая значимость. Возрастная периодизация Руссо. Образование «естественного» человека посредством хорошо направленной свободы.
4. Французские просветители о проблеме места и роли воспитания и обучения в становлении человека. К.А.Гельвеций о ведущей роли воспитания в становлении личности. Д.Дидро о гармоничном соотношении природного и общественного начал в человеке.
5. Вклад в развитие педагогической мысли ученых Нового времени: Ф. Бэкона, В.Ратке, Р.Декарта.
6. Я.А. Коменский - философ-гуманист, общественный деятель, «отец современной педагогики». Жизненный путь ученого, взгляды, основные труды. Педагогическая мысль эпохи Просвещения. Педагогические идеи и школьные проекты Французской революции. Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений. Педагогические идеи в философии ХVIII - XIX в.в.
7. Классики немецкой философии и их педагогические идеи. Классики педагогики XIX в. И.Песталоцци, И.Гербарт, Ф. Фребель, Ф. Дистервег.
8. Педагогическая система швейцарского педагога И.Г. Песталоцци. Проблема факторов и целей воспитания ребенка в педагогической теории И.Г.Песталоцци. Основные положения теории элементарного развивающего обучения И.Г.Песталоцци.
9. Проект образования народных масс. Научно-психологическое направление в педагогике (И.Ф. Гербарт). Новый взгляд на природу личности и цели воспитания. Концепция воспитывающего обучения Гербарта.
10. Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды А. Дистервега. Принцип природосообразности и культуросообразности в педагогике А. Дистервега.
Задания для самостоятельной работы:
1. Разработать кроссворд по изучаемой теме;
2. Написать аннотации по первоисточникам выдающихся педагогов (исходя из плана семинара);
3. Проанализировать на основе изучения учебной литературы педагогические взгляды Я.А. Коменского и определить, в чем реформаторская направленность его взглядов и деятельности; в чем современность его идей?
4. Подготовить мини-сообщения на основе анализа работ педагога по следующим темам: «Материнская школа» Я.А. Коменского и/или «Законы хорошо организованной школы» Я.А. Коменского.
5. Предоставьте полное название труда Я.А.Коменского «Великая дидактика»: Великая дидактика, содержащая универсальную …? Прокомментируйте это название.
Дополнительные задания по выбору студента:
1. Объясните, почему одной из ведущих в эпоху Просвещения стала идея природосообразности (письменно)
2. Какие положения концепции Я.А.Коменского позволяют считать его основателем педагогики Нового времени?
3. Найдите фрагмент работы «Великой дидактики», в котором речь идет о «золотом правиле» для учащихся. Золотое правило – это метафора, используемая критиками наследия Я.А.Коменского, или авторская идея? Подготовьте комментарий о согласии либо несогласии с таким позиционированием автором своей идеи. Насколько эта идея современна с научной точки зрения /сошлитесь на современные исследования и их авторов/.
Рекомендуемая литература:
1. Коменский Я.А. Великая дидактика \\ Избр. пед. соч. в 2-х т. – М., 1982. – т. 1. – гл. 6, 7, 8, 9, 16, 20.
2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учеб. для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2010
3. Джуринский А. Н.История педагогики и образования : учеб. для бакалавров / А. Н. Джуринский. - М. : Владос, 2011.
4. История педагогики и образования : учеб. пособие для вузов / И. Н. Андреева [и др.] ; под ред. З. И. Васильевой ; Междунар. акад. наук пед. образования. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.
5. Попов В.А. История педагогики и образования: учеб.пособие для вузов. -М.: Академия, 2010.
6. Иванов Е.В. История педагогики и образования в Западной Европе : Учеб.пособие / Новгород.гос.ун-т им.Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2007.
дополнительная:
1. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. / Я.А. Коменский, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци – М.: Просвещение, 1987.
2. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия,2002.
3. Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И.Пискунов – М.: Просвещение, 1971.
4. Философский энциклопедический словарь /студент использует любое издание со ссылкой на год выпуска и авторство /
Семинарское занятие 5
«Школа и педагогика в России в конце XIX в. и в начале XX в. (до 1917 г.)»
План
1. Школа и педагогика в России до 90-х гг. Х1Х века. Развитие школьного дела в первой четверти XIX в. Предварительные правила народного просвещения /1803г./ и Устав учебных заведений, подведомственных университетам.
2. Царскосельский Лицей. Школьная политика второй четверти XIX в. Устав о начальных и средних школах /1828г./.
3. Реорганизация гимназий в 1849 - 1852 г.г. Педагогическая мысль в первой половине XIX в.
4. Педагогические взгляды А.И. Герцена, Н.П.Огарева, В.Г.Белинского. Школа и педагогика XIX в. Школьные реформы 1860 г. Период реакции школьной политики.
5. Педагогическая мысль второй половины XIX в. Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов. К.Д.Ушинский и его основополагающие идеи.
6. Разработка П.Ф.Каптеревым теории педагогического процесса. Педагогическая антропология П. Ф. Каптерева.
7. Эволюционная педагогика В.П.Вахтерова. Педагогические идеи философии В.В.Розанова. «Сумерки просвещения» В.В.Розанова.
8. Теория и практика российского образования в контексте мирового историко-педагогического процесса конца Х1Х-нач. XX в.
Задания для самостоятельной работы:
- Подготовьте доклад по любому пункту плана, самостоятельно подобрав литературные источники (не менее 5-7).
Дополнительные задания для студентов:
- Сопоставьте педагогические воззрения А.И. Герцена, Н.П.Огарева, В.Г.Белинского, Д.И.Писарева, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и К.Д.Ушинского. Оформите результаты исследования в таблицу.
Рекомендуемая литература:
А) обязательная
1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов /Александр Наумович Джуринский – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002.
2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Александр Наумович Джуринский – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
3. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров – М.: Академия,2000.
4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.Я.Васильевой. – М., 2001.
5. Латышина, Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России /Д.И.Латышина – М.: Академия, 1998.
6. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб заведений / Вардан Григорьевич Торосян – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Б) дополнительная
1. Артемов, В.М. Свобода и нравственность в педагогике Л.Н. Толстого //Социально-гуманитарные знания. – 2001. - №3
2. Белова, А.В. Домашнее воспитание дворян в первой половине 19 в. //Педагогика. – 2001. - №10.
3. Любжин, А. Московский Благородный пансион //Мир школы. – 2001. -№5.
4. Панов, М. М.В.Ломоносов // Дидакт. – 2001. - №5.
5. Пасечник, Л. Гувернерство в России //Начальная школа: Приложение к газ. «Первое сентября». – 2001.- №3.
6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия,2002.
7. Пономарева, В.В. «Золотой век» Екатерины и образование //Педагогика. – 1999. - №1.
8. Смагина, Г.И. Педагогические взгляды княгини Е.Р.Дашковой //Педагогика. – 2003. №5.
Семинарское занятие 6
«Зарубежная педагогика и школа в конце XIX в.»
План
1. Существенные сдвиги в мировой школе и педагогике в первой половине XX столетия. Рост педагогических центров. Усиление контактов педагогов в национальном и международном масштабах.
2. Учреждение международных педагогических организаций. Лига нового воспитания. Международное Бюро Просвещения. Прогрессивная ассоциация народного образования /США/. Основные педагогические течения. Парадигма педагогического традиционализма.
3. Идея нового воспитания или реформаторская педагогика. Попытки модернизации общеобразовательной школы.
4. Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами.
5. Прагматическая педагогика Д. Дьюи. Социальная педагогика Г. Кершенштейнера. Педагогика «действия» А. Лая.
6. Реформаторская педагогика. Экспериментальная педагогика. Итоги школьных реформ к середине ХХ в.
7. Зарубежная гуманистическая педагогика: основные направления. Разработка основ «гуманистической педагогики» К. Роджерсом и А.Маслоу.
Задания для самостоятельной работы:
1. Реформы образования в мире и в России: общее и особенности.
2. Охарактеризуйте причины, потребовавшие реформировать школу.
3. Сравните идеи основных научных направления реформаторской педагогики.
Дополнительные задания для студентов:
1. Разработать тестовые задания по теме семинара по типу КИМа ЕГЭ (блок А- 10 вопросов, блок В-5, блок С-1).
2. Охарактеризуйте школьную систему одной из ведущих стран мира (в письменном варианте и в форме презентации).
Рекомендуемая литература:
А) обязательная
1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. Пособие для студ. педвузов /Александр Наумович Джуринский – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,2002.
2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Александр Наумович Джуринский – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
3. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. Пособие для студ.
высш. учеб заведений / Вардан Григорьевич Торосян – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Б) дополнительная
1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия,2002.
2. Пискунов А.И, Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И.Пискунов – М.: Просвещение, 1971.
Семинарское занятие 7
«Зарубежная школа и педагогика
в период между первой и второй мировыми воинами»
План
- Основные тенденции развития образования. Роль школы в современном постиндустриальном обществе.
- Дидактические теории и концепции. Инновационные образовательные системы. Современное образовательное пространство, его полиструктурность.
- Объединение национальных образовательных систем разного типа и уровня в единое мировое образовательное пространство - факт наших дней.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить тест по теме семинара.
Рекомендуемая литература:
Обязательная
1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. Пособие для студ. педвузов /Александр Наумович Джуринский – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,2002.
2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Александр Наумович Джуринский – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
3. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. Пособие для студ.
высш. учеб заведений / Вардан Григорьевич Торосян – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Дополнительная
1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия,2002.
2. Пискунов А.И, Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И.Пискунов – М.: Просвещение, 1971.
Семинарское занятие 8
«Развитие школы и педагогики в Советский период»
План
- Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.) Школа и школьная политика в этот период. «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе».
- Основные идеи и педагогическая деятельность С.Т. Шацкого, А.С.Макаренко, Н.К.Крупской. В.В.Зеньковский, П.П. Блонский.
- Отечественная школа и педагогика советского периода: принципы школьной политики, развитие педагогической науки.
- Разработка теории коллективного воспитания (А.С.Макаренко). Принципы построения и функционирования коллектива. Коллектив и личности в педагогике А.С.Макаренко.
- Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны. Педагогическая наука в этот период.
- Отечественные ученые и разработка ими проблем методологии, содержания образования, теории обучения, политехнического образования, трудового воспитания, системно-структурного подхода к педагогическим явлениям, взаимодействия педагогики с другими науками и т.д.
Задания для самостоятельной работы:
- На основе изучения учебной литературы выявить основные педагогические течения начала 20-х годов и дать их краткую характеристику.
- Составить на основе анализа литературы сравнительную таблицу взглядов А.С. Макаренко по вопросам воспитания «трудных детей»:
Основные положения | А.С. Макаренко | С.Т. Шацкий |
Ведущий принцип воспитания | ||
Цель воспитания | ||
Тип учреждения | ||
Местонахождение ОУ | ||
Пути перевоспитания | ||
Формы и методы организации детей | ||
Организация труда | ||
Воспитательная работа | ||
Требования к педагогу |
Дополнительные задания для студентов:
1. Составьте список-перечень педагогических трудов А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.
Рекомендуемая литература:
А) обязательная
1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов /Александр Наумович Джуринский – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002.
2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Александр Наумович Джуринский – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров – М.: Академия,2000.
3. Латышина, Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России /Д.И.Латышина – М.: Академия, 1998.
4. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб заведений / Вардан Григорьевич Торосян – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Б) дополнительная
1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия,2002.
2. Стеклов, М.Е. Л.Н.Толстой и К.Н.Вентцель: два взгляда на свободное воспитание //Педагогика.- 2003. - №3.
Семинарское занятие 9
«Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса»
План
- Глобализация образования. Формы, свойства, направления развития образовательного процесса в России и других странах.
- Гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность - основные свойства современного образования.
- Современные экспериментальные и альтернативные школы.
Задания для самостоятельной работы:
- Прокомментируйте, как вы понимаете выражение «мировое образовательное пространство», дайте ему характеристику.
- Назовите наиболее известные международные образовательные проекты XX-XXI вв..
- Осуществите педагогический поиск материалов о деятельности Европейского общества по истории педагогики.
- Составьте информационный листок по найденным материалам.
- Составить обзор статей периодической печати по любому вопросу семинара / на выбор/.
Дополнительные задания для студентов:
- Осуществите педагогический поиск материалов о деятельности Европейского общества по истории педагогики.
- Составьте информационный листок по найденным материалам.
- Составить обзор статей периодической печати по любому вопросу семинара / на выбор/.
Рекомендуемая литература:
А) обязательная
1. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002
2. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. -М.,1993.
3. Добреньков, В.И., Нечаев, В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М,2003
4. Загвоздкин В. Р. Штайнер - основатель Вальдорфской педагогики.// Развитие личности. -2001. -№2.
5. Загвоздкин В. Общечеловеческое образование // Директор школы . - 2000. -№1.
6. Поташник, М. Управление качеством образования // Народное образование. - 2002. - №2.
7. Френе С. Избранные педагогические сочинения. — М.,1990.
Б) дополнительная
1. Можаева, Л.Г. Эволюция концепции образования в современном мире. //Экономика образования. - 2001. - №6.
2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999. - 544 с.