Глава первая. предмет логопедической ритмики
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебник ГА. Волковой — первая книга в нашей стране, посвященная проблемам логоритмического воздействия на лиц с речевой патологией. Автор впервые создала логопедическую ритмику как специальную науку, определив ее объект, предмет, цель, задачи, естественно-научную основу, принципы и методы и разработала содержание логопедической ритмики как одной из форм своеобразной активной терапии. В книге впервые представлены методики использования логопедической ритмики в коррекции дислалии, ринолалии, дизартрии, нарушений голоса, алалии, афазии.
Благодаря эрудиции, большому опыту научной и практической работы ГА. Волкова по-новому решила проблему преодоления заикания у детей средствами логопедической ритмики. Развивая идеи Н.А. Власовой, В.А. Гринер (30—50-е годы XX в.), автор показала необходимость поэтапного и дифференцированного использования логопедической ритмики в коррекции заикания.
В процессе всестороннего изучения детей, подростков и взрослых с расстройствами речи автор разработала методику обследования у них состояния психомоторных и сенсорных функций.
Достижением автора является создание общих и специфических принципов логоритмической работы, на основе которых ею созданы дифференцированные методики, практические рекомендации по логоритмическому воздействию на пациентов.
В книге раскрыты основные звенья логопедической ритмики, показаны особенности развития и коррекции неречевых психических функций и процессов и речевой функциональной системы у лиц с речевой патологией.
Мы считаем, что книга ГА. Волковой интересна и полезна для дефектологов, логопедов, психологов, музыкальных руководителей, педагогов дошкольных и школьных учреждений.
Ректор Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга, доктор биологических наук, профессор JJ.M. Шипицына.
ОТ АВТОРА
На факультетах коррекционной педагогики педагогических институтов осуществляется подготовка логопедов, воспитателей, дефектологов специальных учреждений. Они призваны активно участвовать в социальной реабилитации и адаптации людей с нарушениями речи и интеллекта.
Одной из основных задач комплексного психолого-логопедического, педагогического и лечебно-оздоровительного воздействия на лиц с речевыми и интеллектуальными расстройствами является формирование, развитие и коррекция их неречевых процессов и речевой функциональной системы с учетом личностных особенностей.
Цель учебного пособия — помочь студентам овладеть методикой работы пологоритмическому и музыкально-ритмическому воспитанию лиц с речевой патологией и использовать логопедическую ритмику в системе комплексных реабилитационных методик.
Овладение данными знаниями опирается на предшествующие курсы: «Анатомия, физиология и патология человека», «Невропатология», «Нейрофизиология», «Нейропсихология», «Психолингвистика», «Логопедия».
Приобретенные студентами знания по вышеуказанным курсам обусловливают понимание ими этиологии, механизмов, симптоматики речевых расстройств, возможность целенаправленного применения комплексного медико-психолого-педагогического воздействия на людей с речевой патологией. Знание различных методов и приемов коррекционной работы позволит студентам определить место логопедической ритмики в системе реабилитации методик.
Учебное пособие написано в соответствии с действующей программой. Оно состоит из 3 частей. В первой части («Общие вопросы логопедической ритмики») определены предмет, принципы, методы, естественно-научная основа логопедической ритмики; раскрыты основные понятия данной науки; освещена система логоритмического воспитания в России и за рубежом.
Во второй части («Содержание и структура логопедической ритмики») показано значение музыки в развитии личности; изложены средства логопедической ритмики.
В третьей части («Логопедическая ритмика в системе реабилитационных методик») раскрыты содержание и методы логопедической ритмики в коррекционной работе с лицами, страдающими заиканием, дислалией, ринолалией, дизартрией, нарушениями голоса, алалией, афазией, и даны организационно-методические рекомендации по логоритмическому воспитанию в речевом учреждении.
Содержание учебника ориентировано преимущественно на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обусловлено это тем, что, во-первых, подавляющее большинство речевых нарушений возникает и развивается в дошкольном возрасте; во-вторых, в стране расширяется сеть дошкольных речевых учреждений и имеется потребность в разработке системы логоритмического воспитания детей. По мере необходимости освещены особенности работы с подростками и взрослыми.
Выражаю глубокую благодарность и признательность Вере Александровне Гринер, рецензенту первого издания «Логопедической ритмики» (М., 1985).
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРЕДМЕТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной.
Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Второе понимание логопедической ритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.
Как учебная дисциплина логопедическая ритмика обогащает знания студентов методиками коррекционной работы.