Образовательные технологии. Примерная тематика курсовых работ
Примерная тематика курсовых работ
1. Методическое сопровождение педагогического поиска технологии организации образовательного процесса (в одной из возрастных групп).
2. Способы организации и содержания развивающей среды на групповых участках детского сада.
3. Условия организации самостоятельной деятельности детей в детском саду.
4. Эффективные формы образовательной работы в период адаптации детей к новым условиям жизни.
Содержание разделов дисциплины
Таблица 4
№ | Наименование раздела | Содержание раздела | Форма текущего контроля |
1. | Образовательный процесс детского сада как система организации жизни и деятельности детей в детском саду | Педагогический процесс детского сада как система, ориентированная на развитие личности ребенка, его способностей и творчества. Структура педагогического процесса. Основные компоненты педагогического процесса: целевой, содержательный, организационно-методический, аналитико-результативный. Педагогическая диагностика и прогнозирование в педагогическом процессе, их значение. Целостность педагогического процесса. Интегративность как условие целостности педагогического процесса. | Л Защита рефератов |
2. | Организация адаптации детей к детскому саду | Понятие адаптации, ее виды и степени проявления. Задачи и условия правильной адаптации детей к детскому саду. Роль старшего воспитателя детского сада в организации процесса адаптации в детском саду. Технологии организации адаптации, работа с родителями. | Семинар Решение педагогических задач |
3. | Своеобразие организации образовательного процесса в разных возрастных группах | Особенности организации и проведения режимных процессов, обучения и разных видов деятельности в группах детей раннего и дошкольного возраста. Сочетание организованных и самостоятельных форм деятельности, НОД и самостоятельной активности в педагогическом процессе как условие развития детей. | Кейс-анализ Защита эссе |
1. | Технологии организации ОП в ДО | Общая характеристика современных технологий организации образовательного процесса в детском саду Развивающее, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя и детей. Сочетание разных моделей взаимодействия воспитателя с детьми в педагогическом процессе. Индивидуальный и дифференцированный подходы. Условия развития индивидуальности ребенка. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными технологиями дошкольного образования. | Защита рефератов Творческие задания Защита моделей ОП |
2. | Развивающая среда детского сада как условие организации ОП в детском саду | Принципы и компоненты организации развивающей среды в детском саду. Зоновое структурирование предметно-игровой среды в разных возрастных группах | Дискуссия Разработка и презентация проектов развивающей среды |
3. | Управление организацией образовательного процесса в ДО | Управление ДО. Уровни и функции управления. Административная и методическая деятельность в детском саду. Профессиональный стандарт работников образования. Цели, задачи и содержание деятельности участников образовательного процесса (администрация, педагогический , медицинский и технический персонал, родители,, социум ). | Л Решение управленческих задач Работа с документами Защита эссе |
Примерное содержание самостоятельной работы студентов
Примерная тематика рефератов:
№ | № раздела | Тема |
| 1. | Основные компоненты образовательного процесса в ДО, их особенности. |
| Педагогическая диагностика и прогнозирование в педагогическом процессе, их место и значение в работе с дошкольниками. | |
| Интегративность как условие целостности образовательного процесса. | |
| Разнообразие современных типов организации образовательного процесса в детском саду. | |
| Личностно‑ориентированные модели образовательного процесса. | |
| Условия развития индивидуальности ребенка в ДО. |
Всего 2 реферата
Примерная тематика эссе:
№ | № раздела | Тема |
| Создаю условия для формирования активности и самостоятельности ребенка в образовательном процессе детского сада (группы). | |
| Какие еще условия надо создать в ДО для полноценного развития ребенка. | |
| Что зависит от меня в формировании личности ребенка | |
| Управлять – это может каждый? | |
| Главное в труде управленца? | |
| Можно ли назвать педагогическую профессию универсальной? |
Всего 2 эссе
Примерная тематика творческих заданий:
1. Подготовить к защите на семинаре‑дискуссии реферат на одну из тем 1‑го раздела ( №№ 1- 3). Принять участие в оппонировании рефератов своих коллег.
2. Изучить тему «Организация адаптации детей к детскому саду» и подготовиться к участию в семинаре‑беседе. Разработать план беседы и быть готовыми принимать участие в диалоге педагог‑студент.
3. Разработать на практическом занятии: а) по 4 модели вопросов от родителей и от педагога по проблемам адаптации детей; б) разработать проект на тему «Участие старшего педагога в решении адаптационных проблем в детском саду». Быть готовыми принять участие в дискуссии.
4. Самостоятельно составить план и изучить вопросы темы «Своеобразие организации образовательного процесса в разных возрастных группах». На практическом занятии разработать тезисы выступления старшего воспитателя на родительском собрании по вопросам особенностей организации образовательного процесса в заданной возрастной группе. Принять участие в дискуссии.
5. Между сессиями провести эксрертизу организации ОП в ДО, проанализировать его соответствие целям, задачам деятельности ДО, определить рекомендации, направленные на его усовершенствование.
6. Подготовить к защите эссе по 3‑ему разделу ( №№ 1- 3) на тему «Сочетание организованных педагогом и самостоятельных форм деятельности детей в разных возрастных группах», подготовиться к исполнению роли рецензента эссе.
7. Изучить проблему «Общая характеристика современных технологий организации образовательного процесса в детском саду», разработать реферат по 4‑му разделу (№№ 4 - 6). подготовиться к защите и оппонированию рефератов коллег.
8. Подготовить материалы для разработки авторской модели образовательного процесса в детском саду будущего. Представить модель для обсуждения.
9. Изучить тему «Развивающая среда детского сада», разработать план и тезисы выступления на «педсовете ДО», принять участие в обсуждении.
10. Подгрупповое задание на практическом занятии - разработать и спроектировать модель развивающей среды группы и 1-2-х реакриаций детского сада и представить в сопровождении мультимедийной презентации.
11. Подготовить к дискуссии на основе взаимообмена по 4 модели функциональных и содержательных задач, необходимых для решения в деятельности руководителя и старшего воспитателя детского сада.
12. К семинару на тему «Цели, задачи и содержание деятельности участников образовательного процесса» изучить тексты необходимых нормативно-правовых документов и подготовить к защите эссе на тему 6-го раздела (№№ 4 - 6), принять участие в дискуссии.
Образовательные технологии
Таблица 7 – Виды, тематика и технология проведения занятий