Изображение каких характеристик отражено?
Задание 1
Приведите пример реализации данных принципов дошкольного образования в реальной практике:
1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования
2. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Задание 2
Приведите пример реализации данных принципов дошкольного образования в реальной практике:
1. Учет этнокультурной ситуации развития детей
2. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
Задание 3
1. Отразите схемой внутреннюю структуру образовательного процесса, дайте краткую характеристику его компонентов.
2. Что в качестве результата совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых по итогам освоения образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования рассматривает ФГОС ДО?
3. Процитируйте из текста стандарта.
Задание 4
1. Отобразите модель образовательного процесса таблицей (схемой).
2. Определите перечень центров активности, которые бы обеспечивали самостоятельное освоение ребенком содержания образовательного процесса. Аргументируйте свой ответ.
Задание 5
Приведите примеры реализации принципов организации современного образовательного процесса в ДОУ
Название принципа | Примеры |
Развивающее обучение | |
Реализация деятельностного подхода | |
Системный подход в организации содержания образования | |
Принцип деятельностной организации освоения предлагаемого содержания | |
Учет специфики в развитии мальчиков и девочек | |
Личностно- ориентированное взаимодействие взрослого и детей |
Задание 6
Одной из форм организации образовательного процесса выступает совместная деятельность детей и взрослых. Познакомьтесь с вариантами ее организации:
Форма организации | Позиция взрослого | ||
Передача ребенку средств и способов деятельности | Через наблюдение за старшими (взрослыми), являющимися носителями культурных образцов | Неформальное партнерство взрослого и детей | Взрослый может ставить цель сам для себя «Я буду…» и начинать действовать, предоставляя детям возможность свободного выбора – подключиться к выполнению такой же деятельности или нет. В этом случае не получает оценки ни факт включения ребенка в процесс деятельности, ни ее результат. Такую позицию взрослого условно обозначают как «партнер - модель» |
Через непосредственное включение детей в деятельность | Взрослый осуществляет свою партнерскую позицию иначе: предлагает детям цели работы «Давайте будем…», и в ходе достижения этой цели проявляет заинтересованность в ее результатах, включает детей в обсуждение результатов деятельности, во взаимодействие с другими участниками. Это сотрудничающая позиция взрослого как партнера детей по деятельности. | ||
Через специальное обучение деятельности | Прямое обучение | Учительская позиция взрослого. |
На ваш взгляд, какая позиция педагогов более способствует развитию личности, интересов и способностей детей? Объясните свое мнение. Может ли изменяться и усложняться эта позиция с возрастом ребенка? Почему вы так думаете?
Задание 7
Как вы относитесь к тому, что занятия в детском саду, прежде выступая в качестве основной формы организации образовательного процесса, теперь рекомендуется проводить в игровой форме в любом возрасте? Согласны ли вы со следующим мнением ученого?
«Попытки привести этот подход в соответствие с психологическими концепциями развития и придать специфичность и целостность образовательному процессу в детском саду сводятся либо к исключительно декларативному принятию тезиса «развитие и обучение дошкольника через игру», либо к искусственному наложению сюжетного игрового контекста на все занятие с детьми на каждом из этапов дошкольного детства, что в корне противоречит возрастным тенденциям к дифференциации видов деятельности и даже может приводить к стагнации развития и регрессу»
Н.Л. Короткова.
Регресс (от латинского – обратное движение), тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, утрата способности к выполнению тех или иных функций; включает также элементы застоя, возврат к изжившим себя формам. Противоположен прогрессу.
Стагнация (от лат. – делаю неподвижным), застой в развитии. Синоним депрессия – сознание собственной недостаточности, однообразие представлений, снижение побуждений, заторможенность.
Задание 8
1. Какие виды ДОУ определены законодательством РФ?
2. Назовите негосударственные формы дошкольного образования, призванные реализовать на практике государственный принцип доступности дошкольного образования. Посмотрите видеозапись «Семейный детский сад», дайте характеристику данной формы дошкольного образования.
Задание 9
Заполните таблицу
«Основные понятия, связанные с организацией образовательного процесса в ДОУ»
Образовательные области | Вид детской деятельности | Формы организации детских видов деятельности |
Физическое развитие | ||
Социально- коммуникативное развитие | ||
Познавательное развитие | ||
Художественно- эстетическое развитие | ||
Речевое развитие |
Задание 10 по теме: «Средства народной педагогики»
1. Объясните смысл данных пословиц и поговорок
Указания на что?
Ребенок что воск: что хочешь то и слепишь.
Умел сына родить, умей и научить.
Оттого парень с лошади свалился, что мать криво посадила.
Учи, пока поперек лавки лежит, а когда вдоль ляжет, не научишь.
Важность чего?
Сам шатун – дети пошаточки.
О чем предостерегается?
Засиженное яйцо всегда болтун, занянченный сынок всегда шатун и маслена головка (то есть щеголь), отцу-матери не кормилец.
Изображение каких характеристик отражено?
В лаптях парится
За тину ногой не заденет
Так по плечам и ходит
У него в боку дыру вертят, а он: ха, ха!
Сам корову за рога держит, а люди молоко доят
Какие знания отражены?
Пропал как швед под Полтавой. Отогрелся в Москве, а замерз на Березине.
В каких случаях уместно использовать?:
Сила - ума могила
Делай добро и жди добра.
Ум любит простор. Ум городьбой не огородишь.
Ум хорошо, а два лучше.
Верный друг- редкая птица.
Свое дитя горбато, да мило.
Глупому сыну и родной отец ума не пришьет.
Задание 11
Тема недели «Любимые сказки»
Чтение сказки П.П. Бажов. «Серебряное копытце»
1. Определите образовательную область
2. Сформулируйте воспитательную задачу к данному виду совместной образовательной деятельности
3. Определите форму к данному виду совместной образовательной деятельности
Задание 12
Рисование по представлению «Мрачное небо»
1. Определите образовательную область
2. Сформулируйте воспитательную задачу к данному виду совместной образовательной деятельности
3. Определите организационную форму к данному виду совместной образовательной деятельности
Задание 13
Конструирование по условиям «Строим гараж для двух машин»
1. Определите образовательную область
2. Сформулируйте воспитательную задачу к данному виду совместной образовательной деятельности
3. Определите организационную форму к данному виду совместной образовательной деятельности
Задание 14
1.Посмотрите фрагмент видеосюжета.
2. Какие средства формирования любознательности у ребенка использует воспитатель?
3. Как проявляется любознательность детей в данном видеосюжете?
Задание 15
Упражнение «Слепое доверие»
Группа делится на пары, где один ребенок изображает слепого, а другой поводыря. «Слепым» завязывают глаза, а «поводыри» водят по группе, заранее предупреждая, где какое препятствие может встретиться. «Слепые ощупывают» предметы руками, пытаясь узнать их. Затем пары меняются ролями.
1. Определите образовательную область, для реализации которой уместно данное упражнение
2.Сформулируйте воспитательные задачи к данному виду совместной деятельности
Задание 16
1. Просмотрите фрагмент фильма. Какие средства формирования самостоятельности у ребенка дошкольного возраста использует воспитатель?
2. Выделите вопросы, заданные детям в ходе занятия, обеспечивающие развитие ребенка.
3. В чем проявляется самостоятельность детей?
Задание 17
1. Познакомьтесь с авторским пособием участницы Всероссийского конкурса «Хоровод дружбы».
2. Какие образовательные и воспитательные задачи решает воспитатель, используя данное пособие?
Задание 18
1. Познакомьтесь с очередным номером журнала «Дошкольное воспитание».
2. Что из предложенного авторами может пополнить вашу копилку?
3. Где и с какой целью можете использовать это содержание?