Зарождение организованных форм обучения и воспитания.

Во времена среднего палеолита, примерно за 100 тыс. лет до нашей эры, на территорию Евразии надвигался мощный ледник. Экстремальные природные условия ускорили развитие жизни древних людей: стали создаваться постоянные жилища, наши предки научились добывать и использовать огонь, усложнялись орудия труда, появлялись новые способы обработки камня.

В тот хронологический период, условно 45—35 тыс. лет тому назад, происходит становление нового человека — неоантропа — как первого этапа становления человека разумного — хомо сапиенс.

Изменения в жизни людей привели к формированию сначала общин охотников и рыболовов, а затем — земледельцев-скотоводов (8—5 тыс. лет до н.э.). Динамика развития родового общества определялась, переходом от присваивающих форм хозяйства к производящему хозяйству.

В 5-м тысячелетии до н.э., т.е. в эпоху нового каменного века, неолита сложилась материнская родовая организация — матриархат. Наряду с укреплением хозяйственных отношений постепенное осознание кровного родства по материнской линии послужило основой новых социальных связей и привело к ведущему влиянию женщин на воспитание детей.

Об общественной значимости материнства свидетельствуют обнаруженные археологами в различных регионах мира изготовленные в эпоху верхнего палеолита статуэтки беременных женщин. Их использовали для охраны рожениц и защиты детей.

Специально организованное воспитание в то время по-прежнему отсутствовало. Воспитателями молодежи, как и раньше, выступали старейшие члены родовой общины, быт общины и подготовка молодежи к будущей взрослой жизни первоначально не разделялись. Период взросления был коротким: к 10—12 годам подростки приобретали необходимые умения и знания, которые были весьма ограниченными. К 13 годам они вступали уже во взрослую жизнь.

Необходимость заботы о физическом развитии детей и передачи им опыта хозяйственной деятельности была очевидной потребностью в борьбе за существование. Именно в этом направлении наметился прежде всего педагогический «прорыв» — накопление бытовых средств - игрушек-талисманов, фигурок животных и людей, изготовленных из различных материалов, обнаруженных в захоронениях подростков эпохи верхнего палеолита в разных странах мира. Можно предположить, что с помощью таких игрушек-талисманов или «тотемов» дети знакомились с приемами совместной охоты, для того чтобы наглядно обучаться реальным охотничьим действиям. Так наряду с подготовкой к жизни в повседневной практической деятельности возникла передача опыта в ритуально-обрядовой форме. Выработанные в ней приемы легли особым пластом в становление воспитания.

В совместной деятельности со взрослыми дети и подростки наблюдали за поведением старших и, постоянно подражая им, приобретали соответствующие умения. Об этом говорят сохранившиеся изготовленные специально для детей орудия труда и предметы обихода (маленькая корзина для девочек, детский лук и стрелы, рыболовные снасти и т.д.). Предоставляемые детям в родовых общинах свобода и самостоятельность в действиях проявлялись в их играх, которые служили своеобразным средством выработки у них навыков социального поведения. Итак,

включение детей в совместный со взрослыми труд,

подражательные детские игры в группах сверстников

все это входило в естественный ритм жизни первобытной общины, создавая определенную воспитательную среду.

Выработка у подрастающего поколения необходимых для того времени норм поведения являлась предметом заботы всего сообщества. Этому способствовали различные средства, такие как участие в ритуальных церемониях и праздниках, включавших детей в эмоциональную атмосферу родовых обычаев и образа жизни, вырабатывавших у них соответствующие идеалы и ценностные ориентации. Применялись ритуальные запреты — всякого рода табу, устрашения и одобрения. В сказаниях и легендах создавался образ идеального героя, которому надо подражать. В них содержались также религиозно-мифические представления о происхождении мира и среде обитания.

Таким образом, в раннепервобытной общине воспитание еще не выделилось из производственных и бытовых отношений, естественного ритма жизни родового коллектива. Кстати, это объясняет единодушно отмечаемые этнографами факты практического отсутствия у первобытных охотников и собирателей физических наказаний детей. В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и рост социальных противоречий ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.

В позднепервобытной общине за 8—5 тыс. лет до н.э. наряду с сохранением присваивающего типа хозяйствования (собирательство, охота) начинают развиваться и производящие формы деятельности (земледелие и животноводство). С усложнением и изменением хозяйственных и социальных связей для общества возникла принципиально новая ситуация: зарождается семья. Существенную роль в этом отношении сыграл процесс упорядочения брачных отношений. Запрет браков в пределах одной родственной группы (экзогамия) привел к взаимобрачному взаимодействию двух экзогамных родов и соответственно к новой организации родового общества. Таким образом, в позднеродовой общине групповая форма брака сменилась так называемым парным браком, который изменил всю организацию родового общества, став зародышем домашне-семейной формы воспитания.

С этого времени в семье стали закладываться основы для как бы преднамеренного физического и духовного развития детей. Девочки воспитывались матерью, ее сестрами, другими женщинами рода, мальчики — преимущественно мужскими родственниками со стороны матери, что определялось господством матриархата. К 5 годам мальчики выходили из-под влияния семьи и начинали воспитываться в общине, в группах своих сверстников. Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства. Новые условия хозяйственной деятельности и социальных связей требовали общественного контроля за результатами подготовки молодого поколенияк вступлению в жизнь взрослых. Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию – процедуру посвящения во взрослые. Инициации стали исторически первым общественным институтом имевшим целью преднамеренную организацию воспитания и обучения, т. к. к ним требовалась подготовка.

Подготовка к инициациям осуществлялась, как можно предположить, раздельно для мальчиков и девочек, что определялось организацией общества. Общинными центрами подготовки к инициациям служили специальные «дома», или лагеря, молодежи — мужские («дома холостяков») и женские. Целенаправленная подготовка молодежи к проведению инициаци-онных обрядов делала их своего рода прообразом школы.

В соответствии с условиями существования в общинах вырабатывалась и своего рода программа обучения, включавшая знания и практические умения, необходимые охотнику, земледельцу, воину и т.д. (различная подготовка).

Аналогичная программа для девушек была ориентирована на домоводство, домашнее ремесло — плетение, ткачество, гончарные работы и т.п. Предусматривалась также физическая и ритуальная подготовка как форма социально-нравственного воспитания.

В связи с этим содержание инициационной процедуры представляло собой совокупность двух частей, связанных с усвоением традиций практических и ритуальных. Молодежь должна была усвоить общий порядок жизни, необходимые знания, практические умения и навыки, знать родовые предания, мифы, соблюдать различные обряды. В процессе испытаний и состязаний, которыми завершались инициации, проверялась физическая, практическая, говоря современным языком, социально - нравственная и волевая готовность подростков к вхождению во взрослую жизнь.

В практике проведения инициации складывались и зачатки обучающей деятельности.

В обучении движениям танца, например, использовалось повторение и запоминание, за ошибки подростков наказывали. Так, для фиксации в памяти подростка какого-либо наставления или закрепления определенного мускульного движения, за ошибки при их повторении использовались болевые воздействия — удар, щипок, укол и т.д.

Система инициации в своем развитии привела к тому, что в родовых общинах постепенно выделилась категория лиц, занимающихся специально подготовкой молодежи к этой процедуре.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему, совершившийся в эпоху неолита кардинально повлиял на все области человеческой жизни, в том числе и на воспитание.

С развитием производящих форм хозяйства были связаны дальнейшие изменения. Переход от использования каменных орудий к производству орудий и оружия из меди (так называемый медный век, или энеолит, — 4—3 тыс. лет до н.э.), затем из бронзы (бронзовый век — 3—2 тыс. лет до н.э.), наконец, в 1-м тысячелетии до н.э. началось применение железа (так называемый раннежелезный век). Прогресс хозяйственной деятельности сопровождался дальнейшим разделением труда, отделением земледелия от животноводства, возникновением ремесленничества. В родовых общинах постепенно начали формироваться группы людей, занимавшихся специализированными видами труда. Между родоплеменными объединениями завязывался обмен, возникла торговля. В этих условиях в общинах появились предпосылки частной собственности, имущественного расслоения, формирования родоплеменной знати (вождей, предводителей племен, старейшин, нарождавшегося слоя жрецов).

В эпоху неолита, начавшуюся у большинства народов в 8-6-м тысячелетиях до н.э., зарождается древнейший тип письма, пиктографическое письмо (от лат. – рисованный красками и греч. – пишу ). Пиктограммы передавали целостные сообщения не разделенные на отдельные слова, их писали на коре, бересте, бамбуке, коже, кости и т.д. их использовали для передачи и сохранения информации.

С усложнением хозяйственной деятельности и социальных отношений не все дети стали получать равный доступ ко всем специализированным знаниям и умениям. В отдельных инициационных учреждениях стала осуществляться подготовка будущих военачальников, жрецов, врачевателей и т.д. Стали возникать закрытые школы (такие сведения есть о школах племенной знати и жрецов племени маори в Новой Зеландии, ацтеков и майя в Мексике). Профессиональные знания и умения постепенно становятся достоянием семьи и соответствующего социального слоя и тщательно охраняются от «непосвященных» (семьи жрецов, вождей, военачальников, ремесленников превращались в центры профессионального ученичества).

Итак, в результате усиления разделения труда и расширения знаний усложнялось содержание обучения и воспитания детей, складывались формы его организации. Все это создавало предпосылки для возникновения впоследствии школьного обучения и профессионального ученичества.

Наши рекомендации