Задержка на стадии называния.
Ребенок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остается на уровне их обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи — жесты, движения, требовательные возгласы и т.п.
Говорит, как маленький.
Невнятная речь.
Не хочет говорить.
В речи появились запинки.
Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть поставлен диагноз. Родные и близкие ребенка могут помочь в этом специалистам.
Для получения объективного представления о ребенке необходимы анамнестические сведения, то есть данные об истории развития.
Анкета 1 (анамнестические сведения)
Заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие.
Как протекали беременность и роды? Не было ли серьезных заболеваний, операций, травм на первом году жизни?
Каким был плач ребенка на первом году жизни и потом? Громким, тихим; напористым, слабым; высоким,низким...
Была ли подготовка к крику в виде покряхтывания?
Не было ли у Вас ощущения, что малыш беспричинно плачет, заходится криком?
Чем можно было успокоить малыша?
Слышались ли интонации в крике? (Если да, то когда они появились?)
Можно ли было понять, что требовал ребенок криком, и какова была его ответная реакция на Ваше понимание?
Когда появился интерес к погремушкам, или к каким-нибудь другим предметам?
Сопровождались ли занятия с ними эмоционально-голосовыми возгласами?
Когда появились звуки, сочетания звуков?
Насколько разнообразными они были, какими интонациями сопровождались? Призывными, гневными, радостными...
Когда появились первые слоговые цепочки?
Насколько разнообразными они были? Появлялись ли они самостоятельно, или в ответ на Ваше обращение?
Анкета 2
Для целостного представления о личности и проблемах Вашего малыша заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие.
Каков состав Вашей семьи?
Каков характер отношений между членами семьи?
Какие сложились отношения у ребенка с членами семьи?
Кому малыш отдает предпочтение?
Нет ли недостатка внимания, негативного отношения к ребенку, гиперопеки?
Нет ли у ребенка субъективного ощущения дефицита внимания?
Не сложилось ли у малыша негативного отношения к кому-либо из членов семьи?
Кто занимается воспитанием ребенка?
Посещает ли ребенок дошкольные детские учреждения? (Если да — нравится ли ему там? Долго ли он привыкал к детскому саду?)
Легко ли ребенок контактирует с детьми и со взрослыми? Радуется ли, когда к Вам приходят гости?
Избирателен ли малыш в общении?
Какую дистанцию предпочитает для общения со взрослым и со сверстником?
Зависит ли речевая активность от степени и характера знакомства ребенка с человеком?
Улавливает ли он шутку в общении, в играх?
Использует ли ребенок неречевые средства общения:
мимику (движения мышц лица), пантомимику (движения всего тела), жесты (движение отдельных частей тела)? Что предпочитает из неречевых средств?
Дифференцирует ли звуки бытовых электроприборов (может показать, что шумит: холодильник, стиральная машина и т.п.)?
Использует ли малыш речевые средства при общении:
возгласы, интонации, отдельные звуки, цепочки звуков и слогов, слова, фразы?
Понимаете ли Вы и другие члены семьи то, что ребенок хочет объяснить неречевыми средствами?
Каким образом малыш реагирует на речевые трудности?
Каковы взаимоотношения ребенка с другими детьми?
Является ли он фактическим лидером?______________
Понимает ли ребенок Ваши эмоции?
Каковы эмоциональные проявления малыша в настоящее время? Адекватные, бурные, безразличные, сдержанные...
Каким образом ребенок реагирует на новую игрушку? Радостно восклицает, взмахивает руками, подпрыгивает, молча берет и рассматривает, фактически не реагирует…
Сопровождаются ли его эмоциональные проявления речевыми средствами?
Откликается ли ребенок на эмоциональные проявления, переживания других людей и героев книг? Может ли сопереживать? ________________________________
Как Вы можете определить характер ребенка? Вспыльчивый, капризный, доброжелательный, упрямый, негативный, послушный, ласковый... ____________
Какие черты беспокоят Вас в его характере?
Есть ли у Вас дома животные, птицы, растения и т.д.?
Каково отношение ребенка к ним?
Как Ваша семья проводит досуг, выходные дни, отпуск? Чем больше всего малыш любит заниматься?
Какие игрушки и игры у него есть? Какие из них любимые?
В какие совместные игры Вы играете с ребенком? Сюжетно-ролевые, дидактические, обучающие, спортивные, игры-развлечения ...____
Каким образом привлекает Вас ребенок к совместной игре? Предлагает поиграть, посмотреть ...
Играет ли малыш сам?
Каков характер его игры? Манипулирует, переставляет игрушки с места на место, разбирает игрушки, исследует их... __________________________________
Есть ли замысел в его игре?
Играет ли ребенок вместе с Вами в настольные игры? (Если да, то запишите их названия.)
Вовлекаете ли Вы малыша в совместную деятельность: накрывать на стол, убирать игрушки...
Чем занимается ребенок на прогулке? С кем общается? Во что и как играет? Наблюдает ли за окружающим?
Какие книжки Вы читаете ребенку? (Запишите их названия.)
При чтении к чему проявляет интерес? К картинкам, к содержанию...
С какого возраста?
Есть ли у малыша любимые фильмы, пластинки и т.д.? (Запишите их названия.)
Проявляет ли он интерес к телепередачам? (Запишите их названия.)
Любит ли ребенок рисовать? (Если рисует, то чем?[1]) _
Обращается ли малыш за помощью к взрослым? В каких случаях?
Любит ли ребенок лепить, конструировать, играть с мозаикой! Не вызывают ли затруднений эти виды деятельности? Может ли он выполнить задание по описанию, по образцу, по представлению?
Как ребенок решает возникающие трудности? Плачет, обращается за помощью (спрашивает взглядом, интонацией, речевыми средствами), наблюдает за Вашими действиями (молча, мешает Вам)...
Есть ли у малыша возможность и потребность в психологической разрядке? Каким образом это проявляется? Кричит, уединяется, затихает, «общается» с игрушками, пытаясь воспроизвести взволновавшие его ситуации, слушает музыку, рисует, конструирует ...
· Ознакомьтесь с периодами развития речи (раздел «Ребенок и речь»).
· Сопоставьте развитие Вашего малыша с нормативным развитием и отметьте, какие есть отклонения в говорении, понимании, общении. Не откладывайте решение проблем!
Речевое развитие | Дата | Отмечаем достижения |
Понимание речи | ||
Собственная речь (говорение) | ||
Особенности общения |
Особенно важно фиксировать слова, которые начинает произносить неговорящий ребенок. Составьте список этих слов. Если слово произносится неправильно, запишите его именно так, как произносит малыш. Например: ма — мама, дя — дядя, ди — иди, биби — машина. Когда одним словом обозначаются несколько предметов или действий, это тоже следует отметить. Например: ва — кошка, собака; туда — ехать, гулять.
Не забывайте постоянно дополнять список. Желательно ставить дату. Если существительных больше 20-30, целесообразно записывать только другие части речи.
· Раздел «Речь неотделима от других сторон жизни» поможет Вам понять, какие стороны психической жизни, какие виды деятельности необходимо развивать у ребенка.
Общее развитие | Дата | Отмечаем достижения |
Эмоциональные проявления | ||
Слуховое внимание | ||
Ритмические способности | ||
Игровая деятельность | ||
Рисование, конструирование | ||
Счёт | ||
Координация движений и мелкая моторика | ||
Бытовые умения и навыки | ||
Работоспособность |
Ваши наблюдения за достижениями я трудностями имеют первостепенное значение: выбор наиболее эффективных путей помощи и прогноз, так же как и диагноз, определяются в процессе обучения!
РЕБЕНОК И РЕЧЬ
(общие сведения)
Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.
Для нормального становления речевой деятельностинеобходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:
♦ достигли определенной степени зрелости различные
структуры головного мозга;
♦ правильно и координирование работали голосовые и
дыхательные системы, органы артикуляции;
♦ были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
♦ формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностьюпредполагает:
♦ способность говорить;
♦ способность понимать сказанное.
К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:
♦ самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);
♦ звуковой формой слов;
♦ значением слова;
♦ грамматическим строем речи.
Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.
У ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи — чтению и письму.
Как ребенок учится говорить?
Слушая речь взрослых и повторяя то, что он услышал? Это, несомненно, необходимое условие: ребенок слышит речь окружающих, ее ритм, интонацию, запоминает, в каких ситуациях употребляются те или иные слова, выражения, и по аналогии начинает пользоваться ими в своей речи. Но ребенок не только имитатор, он — творческий участник овладения языком. Иначе невозможно объяснить, каким образом он не просто использует в своей речи готовые заученные образцы, а открывает законы, по которым сам создает новые уникальные высказывания.