Общая характеристика курса. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

· формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

· развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

· развитие коммуникативных умений;

· развитие нравственных и эстетических чувств;

развитие способностей к творческой деятельности.

На изучение русского языка в начальной школе отводится 5 ч в неделю. Курс рассчитан на 675 ч: 165 ч - в 1 классе (33 учебных недель), по 170 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).

Учебно-методический комплект для реализации данной программы включает:

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования./ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2011.

2. «Перспектива» сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

3. Климанова Л.Ф, Бабушкина Т.В. «Русский язык». Учебник для 2 класса в 2-х. частях. – М.: Просвещение.

4. Климанова Л.Ф, Бабушкина Т.В. «Русский язык». Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях. – М.: Просвещение.

5. Климанова Л.Ф, Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». 2 класс. Пособие для учителя. – М.: Просвещение.

6. «Технологические карты»

Общая характеристика курса.

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:

· коммуникативного;

· познавательного;

· принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

· осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;

· развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);

· знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);

· формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;

· развитие у учащихся желания создавать собственные тексты различной стилевой направленности;

· организацию учебного (делового) общения с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

· усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;

· развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;

· поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;

· осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);

· освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;

· осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;

· рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;

· формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;

· поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.

Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

· пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;

· формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;

· развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);

· знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;

· творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.

Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей.

В число основных содержательных линий Программы входят:

• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.

Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.

Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.

Наши рекомендации