Общая характеристика курса. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
· формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
· развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
· развитие коммуникативных умений;
· развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
На изучение русского языка в начальной школе отводится 5 ч в неделю. Курс рассчитан на 675 ч: 165 ч - в 1 классе (33 учебных недель), по 170 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
Учебно-методический комплект для реализации данной программы включает:
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования./ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2011.
2. «Перспектива» сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
3. Климанова Л.Ф, Бабушкина Т.В. «Русский язык». Учебник для 2 класса в 2-х. частях. – М.: Просвещение.
4. Климанова Л.Ф, Бабушкина Т.В. «Русский язык». Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях. – М.: Просвещение.
5. Климанова Л.Ф, Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». 2 класс. Пособие для учителя. – М.: Просвещение.
6. «Технологические карты»
Общая характеристика курса.
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:
· коммуникативного;
· познавательного;
· принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Коммуникативный принцип предусматривает:
· осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
· развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
· знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
· формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
· развитие у учащихся желания создавать собственные тексты различной стилевой направленности;
· организацию учебного (делового) общения с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
· усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
· развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
· поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
· осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
· освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
· осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
· рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
· формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
· поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
· пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
· формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
· развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
· знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
· творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей.
В число основных содержательных линий Программы входят:
• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.
Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.
Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.