Обработка литературного материала
Процесс изучения и оценки содержания первоисточников потребует серьезной мыслительной деятельности.
Цель работы с первоисточником – установить, каковы существующие представления о предмете вашего исследования. Главным критерием оценки подобранной литературы является возможность использования этого материала в работе.
Этот этап необходим для составления плана работы и написания впоследствии ее текста.
Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности: руководящие документы (законы, законодательные акты), научные издания (первоначально книги, затем периодические издания), статистические данные. Вначале следует изучить самые свежие публикации, затем – прошлогодние, потом – двухгодичной давности и т.д.
Подбор книг и статей следует производить с помощью систематических указателей в читальном зале колледжа, библиотеки, а также в читальном зале НГГУ и городских библиотеках.
В издании изучается: заглавие; фамилия автора; наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу); время издания; количество изданий (первое, второе и т.д.); аннотация; оглавление; введение или предисловие; справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т.д.), иллюстративный материал и первые предложения абзацев в представляющих интерес главах.
При изучении заглавия следует сопоставить его с темой ВКР. Если заглавие совпадает с темой или уже неё, то будет представлять интерес весь материал публикации. Если заглавие шире темы, то будет интересна только часть издания.
Количество изданий говорит о востребованности книги читателями и качестве отработки материала. Чем большее количество раз переиздавалась книга, тем логичнее и доступнее изложен материал.
Аннотация помещается в начале книги и содержит, как правило, цель подготовки издания и характеристику потенциального круга читателей. На основе этих данных возможно оценить, насколько близка книга к проводимому исследованию.
Оглавление раскрывает структуру издания, позволяет получить информацию о поставленных проблемах. На основе изучения оглавления следует определить, какая часть издания будет особенно полезна для исследования.
Во введении или предисловии наиболее часто раскрываются причины анализа исследуемых проблем, более подробно раскрывается цель книги.
Справочно-библиографический аппарат позволяет судить об обоснованности выдвигаемых автором положений в трудах других авторов. Следует просмотреть список литературы, приводимый в конце издания, а также библиографические ссылки в тексте. Изучив список литературы, можно получить информацию о проведенных исследованиях в изучаемой Вами области.
Иллюстративный материал в представляющих интерес главах позволяет в кратчайший срок уяснить основные положения по исследуемым проблемам. Наличие рисунков, графиков, схем свидетельствует о высоком качестве проработки автором изучаемых проблем.
Поскольку первое предложение, как правило, отражает основную мысль абзаца, то для понимания смысла текста в целом достаточно прочитать начальные предложения абзацев.
Материал, вызвавший интерес, изучается более внимательно. При необходимости сведения могут быть выписаны или ксерокопированы.
При подборе литературы не следует поддаваться соблазну «набрать побольше». Нужно искать информацию, непосредственно относящуюся к предмету работы.
Библиографическое описание отобранных изданий необходимо составить сразу. Потом это поможет составить список литературы и приступить к планированию деятельности по написанию работы.
Далее следует выявить дискуссионные вопросы по изучаемой теме, привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения и высказать собственное суждение по данному вопросу. Затем изложить взгляды по изучаемой теме других исследователей и сформировать собственную позицию, что повысить ценность работы.
Основным методом изучения литературы является конспектирование. В последующем законспектированный материал редактируется и создается отдельный фрагмент будущей работы. Затем из таких фрагментов формируется конспект, представляющий связное и сжатое изложение обработанного материала.
После изучения подобранной литературы составляется развернутый план будущей работы и ее структурно-логическая схема в соответствии с избранным характером ВКР (теоретическая, опытно-практическая и опытно-экспериментальная). См. Приложение ?(3)