Развивает и поддерживает чтение

XXI век называют эпохой информации и даже веком «глобального информационного общества». В таком обществе образование, знания, культура, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности.

В современном мире человек находится под воздействием непрерывных потоков информации, в том числе передаваемой по каналам масс-медиа. Поэтому для каждого человека очевидна необходимость навыков восприятия информации, умения верно понимать значения аудиовизуальных образов и, как следствие, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентироваться в них. Все это может библиотека и наш центр эстетического чтения «Мир искусств» в том числе.

Эстетический центр чтения «Мир искусств» появился в декабре 2009 года в выставочно-досуговом зале библиотеки. Его целью было не только собрать информационные ресурсы по искусству, но и максимально широко раскрыть и использовать их. Фонд эстетического центра чтения объединил литературу читального зала, печатные и аудиовизуальные материалы бывшего отдела искусств, выполнявшего функции абонемента. В наследство от отдела искусств достался прекрасный справочный аппарат, справочные возможности картотек и каталогов оказывают до сих пор огромную помощь при выполнении запросов читателей.

Почему же деятельность центра можно назвать инновационной? Во-первых, появление самого центра в городе явление необычное, интересное и востребованное. Импульсом для его появления стали изменившиеся потребности общества, которые обусловили переход уже устоявшейся системы в другое, более качественное состояние. Во-вторых, Эстетический центр чтения стал образцом деятельности, имеющей качественную характеристику относительной новизны, выводящий профессиональную деятельность на принципиально новый уровень.

Да, практически, все библиотеки в том или ином виде занимаются эстетическим, художественным воспитанием, но наш Эстетический центр чтения стал тем местом, где вся эта работа может быть представлена как многоцелевая комплексная программа непрекращающаяся и систематически развивающаяся. Непрерывность деятельности и ее инновационный характер дает возможность достичь более качественных результатов: повышение уровня услуг и привлекательности библиотеки, повышения конкурентоспособности и увеличения читательского спроса. Как известно, критериями эффективности инновационного развития должны стать удовлетворение изменившихся информационных и культурных потребностей пользователей.

Рассмотрим, как это происходит в Эстетическом центре чтения «Мир искусств» на примере деятельности центра 2010 года.

1. Работа центра ведется по самым разным темам, условно мы их делим на три группы: актуальные, краеведческие, юбилейные. Актуальные были представлены темами: Год учителя, новое поколение и Год Франции. Краеведческие - юбилеями художников и поэтов-копейчан, Фестивалем книги на пл. Славы «Копейские чтения». Юбилейные предполагали работу к 65-летию Победы в Великой отечественной войне и 150-летию со дня рождения А. П. Чехова.

2. Работа Эстетического центра ведется с разными социальными и возрастными группами населения. При этом учитываются психологические особенности каждого возраста. В категорию детей входят воспитанники детских садов, дошколята, дети младшего и среднего школьного возраста, дети Социального приюта, учащиеся ДМШ №1, ДМШ №2 и ЦЭР «Радуга». В категории юношества выделяются старшеклассники школ города, подростки из Социального приюта, учащиеся ПТУ и техникумов. Наиболее разнообразна категория взрослых читателей: это и будущие мамы, педагоги учебных заведений города, работники сферы культуры, солдаты военной части 4310, заключенные ИК, художники клуба «Феникс», ветераны Клуба «Людмила» ДК Кирова и др. Несмотря на то, что штат центра всего два человека, в его деятельности сочетаются индивидуальное (количество абонентов около 1 000 человек) и массовое (6 000 человек).

3. Деятельность Эстетического центра чтения широка, и охватить ее всю в одном выступлении трудно, их можно представить в упрощенной схеме (см. рисунок 1).

Развивает и поддерживает чтение - student2.ru

Рисунок 1. Виды деятельности Эстетического центра чтения

Все виды этой деятельности переплетаются, формируя новое качество библиотечных продуктов и услуг. Индивидуальная работа ведется с каждым посетителем Эстетического центра чтения, будь то уже пользователь Центра или лишь посетитель выставки, который в дальнейшем может стать читателем, ведь часть фонда отдела искусств, представленная на выставочных стеллажах, не может не привлечь внимания, особенно если сделать на нем нужный правильный акцент.

Нашими читателями становятся те, кого в Эстетическом центре чтения привлекает и массовая работа, и работа с клубными объединениями: клубом художников «Феникс», клубом любителей рукоделия «Волшебная игла». Практически, каждый человек, у которого есть творческие возможности, может проявить себя здесь, представить свои работы, стать участником выставок. Занятия клуба «Волшебная игла» ведутся еженедельно. На них производится обмен опытом, проводятся мастер-классы, проходят открытие выставок и праздничные вечера.

Эстетический центр чтения занимается и издательской деятельностью. К 100-летию Копейска был впервые выпущено типографское издание каталога «Копейские художники» с текстовым сопровождением. Выпускаются Центром каталоги почти каждой нашей выставки.

4. Исходя из особенностей восприятия информации каждой категорией читателей, в Центре используются самые разнообразные формы работы: литературно-музыкальные композиции, вечера воспоминаний, танцевальные вечера, презентации книг и выставок, занимательные уроки, экскурсии, викторины, вечера-концерты, фестивали, игры и др.

Литературно-музыкальные композиции, вечера воспоминаний, танцевальные вечера используются, в основном, для людей пожилого возраста. Много лет для них проходят встречи ретроцикла «По волне моей памяти». В 2010 состоялись виртуальные встречи с Валентиной Толкуновой, поэтами-песенниками Виктором Боковым и Ларисой Рубальской. Как здорово было спеть «Подмосковные вечера» с Владимиром Трошиным и узнать о его судьбе, «побывать в гостях» у Леонида Утесова.

Танцевальный вечер «Пока играет музыка – танцуй», организованный совместно с ДК Кирова, позволил нашим ветеранам не только потанцевать, но и послушать фрагменты книг, где говорится о танцах. А бал «Цветов красою душу отогреем» согрел и музыкой, и легендами о цветах. Прошел вечер «Жизнь прекрасна» для ветеранов Управления здравоохранения города и ветеранов МУ «ЦБС».

Содержание мероприятий обогащает использование электронных презентаций. Форма презентации используется для открытия выставок и представления книг, где присутствуют самые разные категории читателей. Чтобы всем было интересно, на них не только рассказывают об авторах работ или книг, но и используются игровые моменты, викторины. Так, например, на открытии выставки «Когда я был маленьким», все могли вернуться в детство, не только услышав авторов и увидев их произведения, но и попрыгав на скакалке. На фотовыставке «Путешествие в Париж и не только» каждый участник должен был ответить на вопрос викторины «А Вы знаете Париж?». На вопросы «Цветочной викторины» попытались ответить все посетители на открытии выставки «Цветущий мир Надежды Крохалевой».

Экскурсии во время выставок проводятся для всех категорий пользователей центра: для детей и взрослых. Но особенности есть в работе с каждой категории. Игровые экскурсии для детей стали востребованной формой обслуживания, проводятся они каждый раз по особому сценарию, исходя из темы выставки или выбранной темы. Как правило, каждый участник игровой экскурсии может не только выполнить задания ведущего, но и попробовать себя как создатель прекрасного. Участники рисуют коллективную работу, создают «цветик-семицветик», вырезают ладошки – пожелания на новогоднюю елку, своих ангелов-хранителей и т. д. Игры, пение, творчество сближает всех участников экскурсии, и как итог – каждый ребенок в конце встречи может по желанию рассказать о понравившейся работе. И чем больше таких занятий, тем с каждым разом интересней становятся отзывы детей об увиденном ими.

Разные виды информации используются и на еженедельных занимательных уроках в цикле для первоклашек «Мы в «продленке» не скучаем – мир прекрасный открываем», но здесь чаще используем громкие чтения с последующими заданиями. Дети среднего школьного возраста и старшеклассники пишут сочинения после посещения выставок, и результаты бывают ошеломляющими. Для подростков занятия чаще всего проходят в формате лекций, но особенностью их проведения является самое активное использование средств мультимедиа. Молодежь не терпит рутины и однообразия и с готовностью откликается на все новое, интересное, требующее их активного участия. Так, они с большим интересом «побывали» в Париже на игре-путешествии «Из Копейска в Париж», перенеслись из «Прошлого в будущее» на встрече поколений, где использовались фрагменты фильма «Мы из будущего» и рассказы К. Булычева. Активное участие и сотворчество происходит и на вечерах-концертах в ДШИ №2. Дети и подростки готовят музыкальные и литературные номера, сами пишут музыку, а с нашей стороны, помимо сценария вечера, готовится и электронное сопровождение. Такие вечера-концерты становятся открытиями, казалось бы, известных имен: Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Александра Пушкина. Синтез разных видов информации: аудио, визуальной, книжной, игровой, тактильной, это дает возможность ребятам воспринимать красоту окружающего мира и оценивать ее.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что работать как многоцелевой инновационный центр мы смогли благодаря наличию спросу на нашу деятельность, огромного собственного желания, возможности органично совмещать разные виды деятельности.

М. А. Клепикова,

заведующая отделом маркетинга

ЦГБ МУ «ЦБС», г. Копейск

Наши рекомендации