Функции процесса обучения. Преподавание и учение как сопроцессы
Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все важнейшие, основные функции процесса обучения:
1) образовательная;
2) развивающая;
3) воспитывающая.
Успешная реализация каждой функции предполагает решение определенной группы задач обучения. В группу образовательных задач входит формирование знаний, выработка специфических умений и накопление личного опыта практической работы в той или иной области профессиональной деятельности. Задачи общего развития обучаемого (образовательная функция) лежат в плоскости развития интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер человека, в плоскости формирования навыков учебно-познавательной деятельности и в области развития его разного рода способностей и продуманно взвешенных потребностей.
В центре группы задач педагогики, касающихся второй функции (воспитывающей) – развития личности в процессе обучения – находится обязанность обеспечить развитие у обучаемых необходимых качеств экономического, технического, нравственного мышления, действенных приемов и методов самообразования, т. е. умения рационально учиться и образовываться.
Воспитывающая функция обучения связана с решением группы задач воспитательного характера. Здесь и задачи самого высокого социального звучания – формирование зрелого мировоззрения и важнейших личностных качеств, образующихся в процессе нравственного и эстетического воздействия, трудового, правового, физического воспитания и т. д.
Разумеется, нельзя взять отдельно одну из перечисленных задач и пытаться только ее решить. Все они взаимосвязаны и реализуются в органическом единстве. Для успешного воспитания в процессе обучения (вместе с обучением, одновременно с ним) требуются некоторые благоприятные условия, над созданием которых придется потрудиться преподавателю. Это действенная положительная мотивация учебной деятельности (ее можно выразить словами «я очень-очень хочу учиться»); обучение на высоком уровне интеллектуальных, волевых и даже физических трудностей (словесная формула – «учиться, оказывается, очень тяжело»); насыщенность всех занятий положительными эмоциональными переживаниями (формула – «учиться тяжело, но очень и очень интересно, мне нравится»); высокая степень активности обучаемых (формула – «больше выигрывает тот, кто более активен в учебе»); осознание учащимися значения и сути учебного труда и необходимости учиться самим (формула – «учиться очень нужно, причем деятельно, активно, и можно учиться самостоятельно»).
Обучение – процесс двусторонний, в нем воедино сливаются преподавание и учение. Руководящая и организующая роль принадлежит обучающему – педагогу. Он и осуществляет одну сторону процесса обучения – преподавание. Вторая сторона этого процесса – учение, она реализуется в деятельности обучаемых.
№ 30 Понятие о методах и приемах воспитания. Классификация методов воспитания.
Методы воспитания – совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.
Приемы воспитания – акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях.
Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях.
На выбор метода влияют цели, содержание воспитания, возрастные особенности воспитанников, их индивидуальные и личностные особенности, условия, время, средства воспитания, уровень педагогической квалификации воспитателя, уровень сформированности коллектива.
Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.
В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых дольше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес.
Классификация методов воспитания:
Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример, просьба;
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;
Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание, одобрение, награждение.
№34 Сущность понятия «форма воспитания». Классификация и характеристика отдельных форм воспитания.
Формы воспитания – способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термин «воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания». Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.
В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы, которые классифицируются по различным основаниям:
1) в зависимости от количества вовлеченных в нее участников: индивидуальные (для одного воспитанника), групповые (для нескольких воспитанников), коллективные (для всего класса), массовые (общешкольные, городские).
2) в зависимости от преимущественно используемого средства: игровые (имитации, соревнования и др.), формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп и др.), формы общения (прямое, опосредованное и др.);
3) в зависимости от преимущественно используемых методов: словесные (информации, собрания, митинги и т. п.); наглядные (выставки, стенды и др.); практические (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т. п.).
4) в зависимости от времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);
5) в зависимости от времени подготовки: экспромтные (проводимые без участия детей в предварительной подготовке); предусматривающие предварительную работу и длительную подготовку учащихся;
6) в зависимости от способа влияния педагога: непосредственные и опосредованные;
7) в зависимости от субъекта организации: организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;
8) в зависимости от результата: направленные на информационный обмен; направленные на выработку общего решения; направленные на создание общественно значимого продукта.
№38. Гражданское воспитание школьников.
Гражданское воспитание – это целенаправленный, педагогически организованный процесс приобщения детей и молодежи к истории и культуре данного общества в прошлом и в современности, имеющий целью формирование гражданственности.
Гражданственность – это интегративное качество личности, заключающееся в осознании человеком своего единства с белорусским обществом и государством и формировании установки на совершенствование и развитие белорусского общества и государства, активной гражданской позиции. Это осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству и обществу.
Гражданственность включает:
–внутреннюю свободу и уважение к государственной власти;
–любовь к Родине, готовность к ее защите и, одновременно, стремление к миру;
–уважение государственных символов – Герба, Флага, Гимна;
–знание Конституции, гражданских прав и обязанностей;
–чувство собственного достоинства и дисциплинированность;
–готовность к активному участию в жизни общества, к борьбе с несправедливостью, эксплуатацией;
–сформированность потребности защищать интересы своего государства;
–гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей, родителей, общественных организаций (пионеры, БРСМ) по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия.
Гражданское воспитание включает: патриотическое; политическое; правовое.
Цель гражданского воспитания — подготовка детей и молодежи к ответственному участию в жизни страны. Суть — в усвоении идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни демократического общества.
Гражданские качества личности: патриотизм; гражданская честь и гражданская совесть; обязательность; ответственность; трудолюбие; социальная активность; осознанная законопослушность; преданность интересам Родины и народа; уважение национальной культуры, ее традиций и обычаев.
Основные средства: социально-политические предметы; СМИ, общественные организации; музеи; традиции, этнографический материал; литература.
№39. Формирование эстетической культуры личности.
Эстетическое воспитание – это процесс организации разнообразной художественно-эстетической деят-ти учащихся, направленной на формирование у них способности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических понятий, взглядов, убеждений и вкусов, на развитие творческих задатков и дарований в области искусства.
Пути и средства эстетического воспитания школьников.
1. Непосредственное приобщение школьников к искусству в процессе изучения предметов художественно-эстетического цикла — литературы, музыки, ИЗО, МХК.
Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием.
Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости – развитие культуры чтения.
Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение (прослушивание музыкальных произведений в записи, а также ознакомление с элементарными основами музыкальной грамоты)
Одним из средств приобщения учащихся к худож. культуре явл. преподавание ИЗО.
2. Введение эстетических элементов в преподавание всех остальных учебных предметов, привлечение примеров из области искусств. Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы.
3. Эстетизация среды жизнедеятельности школьников. В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетич. оформления ближайшего окружения и быта. Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду.
4. Эстетическое восприятие природы.
Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление.
5. Эстетика общения: красота поступка, речи, уважение достоинства, личности, культура выражения чувств. Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками.
6. Формирование ценностного отношения к народному искусству, историко-культурным традициям своей страны, стремления к их творческому освоению и сохранению.
7. Соблюдение единства эстетического и нравственного воспитания.
Надо сделать так, чтобы учащиеся переживали красоту нравственных поступков человека.